Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Маленькие, но уже большие 2.0: читаем, обсуждаем, думаем

Второй сезон проекта театрализованных читок новой литературы для детей и подростков «ВСЛУХ»

4.11.2022

Стартовавший в 2021 году в РАМТе проект театрализованных читок «ВСЛУХ» знакомил аудиторию с произведениями современных российских и зарубежных авторов для детей и подростков возрастной категории young adult (дословно – «молодые взрослые»). Успех проекта не заставил долго ждать, и вот в нынешнем календарном году театр продолжил вместе с юными зрителями читать и обсуждать.

Второй сезон «ВСЛУХ», стартовавший в мае 2022-го, адресован младшим школьникам. Поиск сценического материала для этой возрастной группы, по словам авторов проекта, задача не из простых. С этим тезисом солидарны и книжные издательства, в арсенале которых огромное количество произведений для дошкольников и подростков, но не так много книг, рассчитанных на детей 6-9 лет. Куратор книжных программ Мария Орлова объясняет это тем, что «сюсюкаться» с ними уже не получается, а углубляться в серьезные темы еще рано. При этом рассматриваемый возрастной период очень важен в процессе взросления и обучения ребенка: это начало активного самостоятельного чтения, активной социализации.

Для серии читок организаторы совместно с ведущими независимыми издательствами отобрали наиболее острые и неоднозначные сюжеты, в числе которых как долгожданные новинки, так и уже известные книги, имеющие фан-клубы. Как и прежде, под руководством режиссера актеры с текстами в руках визуализируют историю, представляя ключевые эпизоды литературного материала. В новом сезоне проекта заметна усилившаяся театрализация читок: это уже не статичное чтение с листа в условных декорациях, а полноценные динамичные эскизы с использованием всевозможных сценических приемов и реквизита. Кажется, театр стал больше заинтересован в полноценной апробации текстов, некоторые из которых имеют все шансы получить сценическое воплощение.

«Акулиска враг редиски» норвежского писателя Бьёрна Рёрвика – это сборник легких забавных рассказов о приключениях двух неразлучных друзей – Лиса и Поросенка. Самая популярная на родине автора серия детских книг нашла своего читателя и в нашей стране, где не одно поколение выросло на «Винни-Пухе». Сюжет то и дело вызывает ностальгический ассоциативный ряд, связанный с полюбившимися героями А.Милна, отчего трудно не проникнуться симпатией к новым персонажам. Режиссер читки Екатерина Корабельник дополняет «теплоту текста» мягким матрасом, подушками, «бабушкиными» светильниками, таинственно мигающими в самые волнительные моменты действия, усаживает рассказчика в уютное кресло с пледом. Цветовая палитра эскиза также работает на создание атмосферы вечерних посиделок за книжкой на даче у камина: приглушенный свет теплых оттенков, яркие «солнечные» наряды актеров. Несмотря на это, будни Лиса и Поросенка далеки от тихого времяпрепровождения: 50 минут, которые идет читка, вмещают и поиски кукушек, исполняющих желания, и выращивание «редисочного огородища» и его спасение от страшного мутанта акулиски, и похищение йогуртов у жадного Картона Лютого.

Водоворот абсурдных событий невероятно захватил взрослых зрителей, уловивших словесную игру и тонкий юмор текста. Дети же буквально переносили на себя эмоциональное состояние героев: пугались, переживали, улыбались и веселились вместе с ними. Один из юных зрителей на обсуждении читки поинтересовался, как играть комические роли и не смеяться вместе с залом. Актеры, в свою очередь, отметили, что детское восприятие произведения было очень чутким. Переводчик Ольга Дробот рассказала о сложностях перевода материала, построенного на игре слов и дополненного карикатурными иллюстрациями, очень важными для понимания текста. Но реакция публики говорит о том, что все непереводимое перевелось – и в литературном, и в театральном плане. А картинки из книжки, показывающие фантастических существ – героев книги, постановщики вывели на экран (художник Дюбвиг Пер).

Следующей читали книгу Анны Красильщик «Давай поедем в Уналашку». Юный Марк Морковкин – обычный современный ребенок, живущий безмятежной жизнью. У него хоть и разведенные, но любящие родители, добрая бабушка и лучшие игрушки. Он учится в школе, ходит в кружок фотографии, гостит у бабушки и папы. Но в этой повседневности и кроется очарование книги: из каждого дня жизни не по годам рассудительного Морковкина автор создает увлекательный сюжет, наполненный добрым юмором и позитивом. Из развода родителей не делают психологическую драму – мальчик с удовольствием проводит время с отцом и его новой Девицей, а день рождения он встречает вместе со всей своей сложносочиненной семьей. Мамины ухажеры хоть и пошатывают его размеренную жизнь, но ненадолго – противники из них несерьезные.

Драматический сюжет завязывается вокруг вопроса, который однажды мальчик задает маме: куда подевался ее папа? И тут история приобретает детективный характер в стиле «Гравити Фолз». Буквально подражая мультипликационному Дипперу, Марк разворачивает деятельность по поиску дедушки, в которую оказываются вовлечены самые разные люди. Почему же Морковкин так рьяно старается отыскать своего деда? Этот вопрос после показа задали в первую очередь юным зрителям. Один из них предположил, что герой, окруженный заботой обоих родителей, чувствует, что его маме не хватает отца. По мнению же взрослых, табу, наложенное в семье на тему дедушки, не может не вызывать любопытство ребенка. Маленькие зрители и правда увлеченно следили за расследованием Марка. Они отмечали самые разные достоинства читки: от легкой актерской игры до декораций. И присутствующие в зале были солидарны в том, что в каждой строчке книги чувствуется энергетика детства, радости и семейной теплоты.

Кстати, девчачьим приключениям в проекте тоже нашлось место: в сентябре состоялась читка книги Марии Бершадской «Большая маленькая девочка». Ее название совсем не метафорическое выражение. Самая младшая в семье, Женя в свои семь лет достигла буквально невероятных высот: ростом она «с самого высокого в мире баскетболиста». А когда она с родителями переезжает в город побольше, то ей предстоит адаптироваться к новому обществу – «приручить» незнакомое место. И оказывается, что несмотря на свой рост, Женя все еще ребенок, который боится неизвестного, а также быть не похожей на других.

Для читки режиссеру Юлии Беляевой пришлось сократить текст до двух сюжетных линий – взаимоотношения Жени с семьей и с мальчиком Мишкой. По словам автора книги, интонация эскиза значительно отличалась от текста, что создало его новое видение. За счет ускоренного темпа действия книжная «недевочковая» Женя стала еще более живой, динамичной и даже хулиганистой. Ее «великанский» рост не остался без внимания режиссера: находка со стремянкой, на которую периодически взбиралась девочка, покорила всех. Позитивный настрой и многочисленные вопросы молодого поколения после показа говорят о том, что даже за пару дней при хорошем исходном материале можно сделать яркую театральную работу.

В новом сезоне проект «ВСЛУХ» заметно набирает обороты: дискуссии по окончании показов раз за разом все более активные и живые. К ним подключаются авторы книг, издатели, переводчики, артисты, режиссеры, журналисты и простые зрители, а самое важное – дети, ради которых создавался проект. Это подстегивает постановочную группу делать читки более театрализованными, целостными и продуманными, ведь детская аудитория – самая чувствительная и пристрастная.

Полина Захаренко

Фото Марии Моисеевой

p.s. Видеозаписи прошедших читок и расписание предстоящих – на официальной странице проекта.

 

наверх