Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Пиастры! Пиастры! Пиастры!»

Премьера спектакля «Остров сокровищ» по роману Роберта Стивенсона

20.10.2022

«Остров сокровищ» хорошо знаком каждому из нас по прочитанной в детстве книге, фильму или засмотренному до дыр мультику. Новая постановка в РАМТе – не только воспоминание создателей спектакля о литературном впечатлении, пережитом в детстве, но и его переосмысление. По словам режиссера Александра Коручекова, державшего книжку Стивенсона под партой, сегодня для него это более суровая, не пряничная история.

Несмотря на то, что роман был написан в XIX веке, режиссер и актеры уверены, что он все еще может быть интересным и захватывающим для современных детей и их родителей. По словам А.Коручекова, в нем, с одной стороны, есть «романтика дальних морей, пиратов и приключений на неведомом острове», а с другой, – «память детства».

«Я ребенок, который родился в СССР и смотрел фильм с Борисовым, – рассказал актер Сергей Чудаков. – А еще у нас в детстве была “Библиотека приключений”, в которой достойное место занимал “Остров сокровищ”, и мы все его читали. Поэтому я прыгал до потолка, когда увидел в распределении себя на роль Сильвера. Эта роль – мечта для любого нормального артиста. В моем персонаже есть все: кровожадный пират, искатель приключений, благородный и любящий человек. Мне кажется, Сильвер по-своему полюбил Джима и относился к нему как к сыну».

Партнер Сергея по сцене Алексей Веселкин-мл., исполняющий роль Джима, рассказал о своем ощущении текста: «Для меня это важная история, потому что, во-первых, приключение, которые я обожаю. Во-вторых, в ней взросление моего героя, его смелые поступки и детская безбашенность. Ну а еще, если раньше для меня это была вроде детская и очень веселая история про пиратов и мальчика Джима, то сейчас выяснилось, что это такой же “Джеймс Бонд” или “Индиана Джонс”, и даже где-то более жестокий, потому что все, что с ними происходит – по-настоящему. И для меня она сегодня про отчаяние, дружбу и смелость».

Главный герой и рассказчик, 15-летний Джим Хокинс проходит через жуткие, невероятные испытания: длительное плавание на корабле, драки, убийства, совершаемые вокруг него и даже (!) им самим. Этот опыт меняет Джима и заставляет его пересмотреть свое отношение к такой, казалось бы, заманчивой и романтичной идее поиска зарытого клада. Режиссеру было важно показать реальную и безжалостную историю о сокровищах и пиратах. Именно поэтому с совсем иным осознанием происходящего Джимом будут произнесены заключительные слова романа: «Мы вошли в пещеру. <…> в дальнем углу тускло сияла громадная груда золотых монет и слитков. Это были сокровища Флинта – те самые, ради которых мы проделали такой длинный, утомительный путь, ради которых погибли семнадцать человек из экипажа “Испаньолы”. А скольких человеческих жизней, скольких страданий и крови стоило собрать эти богатства! Сколько было потоплено славных судов, сколько замучено храбрых людей, которых заставляли с завязанными глазами идти по доске! Какая пальба из орудий, сколько лжи и жестокости! <…> Остальная часть клада все еще лежит там, где ее зарыл покойный Флинт. И, по-моему, пускай себе лежит. Теперь меня ничем не заманишь на этот проклятый остров». Как мало осталось от того воодушевления, которое Джим испытывал в первых главах романа, когда мечтал о далеком плавании.

Режиссер определяет спектакль как рок-балладу. Пытаясь объяснить жанр постановки, мы видим его приближенность более к литературной, чем музыкальной балладе. В европейской и русской романтической лирике XVIII–XIX веков так назывался гибридный литературный стихотворный жанр, совмещающий признаки лирики, эпики и драмы. Постановка А.Коручекова в этом отношении столь же эклектична. В ней сочетается эпический текст романа, музыкальные произведения, не сводимые к одному временному периоду, и лирические стихотворения. Так, со сцены звучит еще одно произведение Стивенсона – баллада «Вересковый мед» о героической гибели малюток-медоваров во имя сохранения рецепта меда. Ее как молитву читает доктор Ливси (Денис Баландин) в одной из самых эмоциональных сцен – гибели раненого в бою верного помощника Сквайра Трелони (Андрей Бажин), Тома (Алексей Блохин).

Рок также является неотъемлемой частью спектакля, как, например звучащая в нем песня «The House of the Rising Sun», наиболее известная в исполнении группы The Animals (1964). интересно, что причисляемая к блюз-року или фолк-балладе, она напоминает традиционную английскую балладу. А еще в ней звучат мотивы путешествия в другой мир и губительности проклятого золота, перекликающиеся с финальным монологом Джима. Сюжет песни прост: ее герой – азартный игрок – погубил свою жизнь в Доме Восходящего Солнца, и предостерегает от такой судьбы всех, кто его услышит: «Oh mother, tell your children not to do what I’ve done» («О, мама, расскажи своим детям, чтобы не делали того, что сделал я»). Он осознает, что Дом станет его проклятием, однако не уходит оттуда, видимо, потеряв свою волю. В спектакле песня звучит, когда Джим и его старшие друзья оказываются в окружении и готовятся сразиться с пиратами. Тогда и появляется тема губительности клада, ради которого герои проделали столь долгий путь, столкнулись с предательством команды корабля и из-за которого вскоре потеряют друга.

В постановке много музыки и других жанров (композитор Дмитрий Волков). По словам режиссера, почти в каждой теме есть некий «привет» зрителям разных поколений: даже рэп и хип-хоп. Ну и куда же без знаменитой «Пятнадцать человек на сундук мертвеца»?

Костюмы спектакля в стиле стимпанка (художник по костюмам Мария Данилова), декорация, трансформирующаяся из кабака в порт, шхуну и остров (художник Максим Обрезков), удивительно изобретательно показанное море, мрачное и волнующееся (художник по свету Руслан Майоров, видеосценограф Ася Мухина), обволакивающий сцену туман, взрывы, выстрелы, погони и драки придают эффектности сценическим приключениям.

Произведение Стивенсона в постановке РАМТа переосмысляется и содержательно, и визуально. Но важнее всего, что из привычной истории о веселой охоте за золотом вырастает трагедия о взрослении и осознании простых истин. От того времени, когда пираты бороздили морские просторы в поисках зарытых кладов, нас отделяет несколько столетий, однако мы и сегодня не застрахованы от того, чтобы начать повторять за усопшим Флинтом «Пиастры! Пиастры!». Именно об этом заставляет задуматься новый спектакль РАМТа, показывая, куда приводит погоня за «всеми деньгами мира».

Мария Зеленина

Фото Марии Моисеевой

p.s. О костюмах спектакля читайте в материале «Джинсы, берцы, рединготы» в рубрике «Закулисье».

 

наверх