Сценическую речь – в университеты и школы!
РАМТ поделился с будущими педагогами секретами правильной речи
15.09.2014
Студенты Московского педагогического государственного университета – ребята активные: ходят на экскурсии, в походы, музеи и театры. Многие годы они принимают участие и в зрительских проектах РАМТа. Но на этот раз рамтовские артисты пришли к ним в гости сами: Денис Фомин и Константин Юрченко дали мастер-класс для будущих педагогов-филологов, посвятив их в тайны сценической речи. Их мастер-класс «Искусство говорить» прошел 8 сентября в рамках Дня русской филологии и стал лишь небольшой частью целой череды праздничных мероприятий, организованных университетом для первокурсников. В них приняли участие более 1200 студентов.
Тема занятия была выбрана не случайно: умение говорить правильно очень пригодится ребятам в будущем, ведь это – одна из составляющих преподавательской профессии: от того, насколько четко, внятно и интересно они будут говорить, во многом зависит результативность их работы.
На встрече с артистами РАМТа будущие учителя узнали о том, что овладение профессиональной речью состоит из двух аспектов. Технический включает в себя работу с речевым аппаратом. А к творческому относится и грамотность, и наличие чувства юмора, и умение общаться с людьми, и желание говорить на публике.
«Неслучайно, когда мы учились в театральном училище, вторым по важности предметом после актерского мастерства была сценическая речь – умение правильно и бережно обращаться со своим голосом. И развивать это умение нужно с тренировки дикции и дыхания», – рассказал Константин и показал разминку на развитие правильного дыхания и укрепление мышц речевого аппарата.
Студенты-добровольцы, принявшие участие в разминке, по окончании мастер-класса признались, что сначала страшно зажимались, но потом почувствовали, что говорить действительно стало легче. Они поняли, что многие речевые проблемы возникают от зажимов, поэтому, если мышцы расслабить, говорить будет проще.
Кроме того, следует помнить, что нельзя разговаривать «в себя», проглатывая окончания слов. Говорить надо медленно и разборчиво, не стесняясь раскрывать рот: вас должно быть хорошо понятно и слышно. Если вы чувствуете, что что-то мешает произносить слова, или при долгом монологе першит в горле, значит, вы говорите на связках, а от этого устают ваши мышцы.
Некоторые из упражнений, показанные артистами, нужно делать только с преподавателем, который будет корректировать ваши действия. Но совсем простые упражнения можно выполнять самостоятельно. Перед публичным выступлением зажмите между зубами ручку или карандаш и произнесите свою речь. Создавая препятствия своему языку, вы стимулируете свои мышцы работать активнее. Вытащив предмет изо рта, вы почувствуете, как легко и свободно льется произносимый вами текст.
Если же у вас есть проблемы с произношением какого-то определенного звука и если это не случай, требующий вмешательства логопеда, то найдите скороговорки на отработку именно этого звука и работайте с ними. Причем скорость их произношения не так важна, как четкость.
А вот решить проблему с грамотностью речи можно читая вслух любые произведения Пушкина. По мнению Константина, лучше начать со стихотворений, потому что там присутствует заложенный автором ритм, который поможет почувствовать ритмичность текста. К тому же, читая вслух, можно тренировать свой речевой аппарат на выносливость.
Первокурсники долго не отпускали артистов, засыпав их вопросами по теме и не только: как избавиться от свиста, как подкорректировать шипящие звуки, как проходят актерские будни и сложно ли поступить в театральное училище. Оказалось, что многие из ребят пытали счастья в этом направлении. Расстались на том, что выбранную учительскую профессию менять на актерскую все же не стоит, а вот использовать опыт друг друга было бы интересно и даже полезно.
Мария Четырина