Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Вечное рондо или «Вся наша жизнь – игра»

19.06.2014

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Игры на крыше старой мельницы» по пьесе Биймурзы Мантаева. Эта притча о дружбе и любви, наполненная мудростью и юмором горных народов, вошла в число победителей конкурса современной драматургии «В поисках нового героя», проводимого театром и партнерами к 100-летию Виктора Розова. Режиссер Галина Зальцман решила поставить и спектакль в жанре притчи: у героев нет возраста, у места действия конкретных координат: просто мельница, просто кладбище рядом с ней.

Закадычные друзья Атак (Дмитрий Бурукин) и Хасан (Денис Фомин) «… родились в один и тот же день... И оба – на рассвете… И обещали отроки друг другу, что и умрут они в один и тот же день… И оба – на рассвете… Они вместе росли. Вместе играли в альчики. Вместе ловили птиц. Вместе катались на мельничном колесе. Вместе дрались до крови, заступаясь друг за друга... А еще они вместе ели сладкие цветы акации …» И оба потеряли головы из-за красивой Лейлы (Анастасия Прокофьева) в светло-зеленом платье с огурчиками. Пока друзья уступали друг другу пленительную соседку, на ней женился человек, у которого всегда была мука. Но теперь у Мельника (Дмитрий Кривощапов) есть не только мука и Лейла. Уже несколько лет он находит мудрые советы для Атака и Хасана, чтобы рассудить их тяжбу за последнее место на старом кладбище. Каждую ночь они приходят на крышу его мельницы, пьют чай, едят горячий лаваш и плов, приготовленные красивой Лейлой и спорят. Поэтому существуют.

«Я выбрала эту пьесу, потому что она очень близка мне тем, что напоминает «В ожидании Годо» Беккета. Два человека живут и ведут свой спор, который не должен закончиться никогда, – рассказала режиссер спектакля. – Мне захотелось выявить в ней абсурд. Для этого пришлось обработать и сократить текст, отыскать основную линию, которой мы могли придерживаться, находясь в рамках «спектакля на час» и одной цельной истории».

Основной линией в спектакле стала лирическая безответная любовь двух друзей. Одна на двоих, как и их дружба, одна на двоих, как могила, вокруг которой идет их давний горячий спор. Важен ли для Атака и Хасана исход спора? Вряд ли. Наверняка, им хотелось бы, чтобы он никогда не разрешился. И тогда каждую ночь они будут продолжать приходить на крышу мельницы, спорить и смотреть на Лейлу – свою недостижимую мечту, которая тоже является смыслом их жизни. А значит, пусть остается недостижимой.

«На самом деле, мы тоже так живем. Это такое вечное рондо, – считает Галина Зальцман. – Мы каждый день решаем какую-то проблему. Не можем ее решить – и слава Богу, потому что завтра можно будет решать снова. И жизнь продолжается».

Спектакль получился изобразительно сдержанным. Четыре человека при тусклом свете луны живут в своем интимном мире. Единственные свидетели происходящего – почтенные предки, покоящиеся на кладбище рядом с мельницей, да заплутавшая корова, которую мы тоже только слышим, но не видим. Но зритель с большим удовольствием погружается в жизнь на сцене: благодаря и сюжету, и языку пьесы, и сценографическому решению, в котором минимализм и юмор прекрасно дополняют друг друга.

Как зритель приходит в театр, чтобы понять что-то в себе и своей жизни, так Атак и Хасан каждый приходят на крышу мельницы, чтобы найти истину. И при пристальном рассмотрении выходит, что истина – в каждодневном ее поиске, который не должен прекращаться никогда. Это такое вечное рондо. Только так жизнь продолжается.

Яна Яковлева

 

 

наверх