Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Сударь, защищайтесь!»

25 апреля в РАМТе состоялась премьера спектакля «Мушкетеры» в постановке Андрея Рыклина.

6.05.2013

Этот спектакль о молодых и для молодых. И играют его молодые. По мнению режиссера-постановщика Андрея Рыклина, можно было сделать классический спектакль, сыграв возраст, и тогда вся молодежь опять переставляла бы стулья, таскала ширмы, бегала гвардейцами или мушкетерами: «Но ребята давно заслужили такой спектакль и право играть». И потому в новой премьере молодежь театра переиграет все главные роли спектакля. Чтобы занять всех, предусмотрены два состава. И даже если ты сегодня не занят в основной роли, то все равно играешь спектакль, но уже на вторых ролях – благо, число массовки это позволяет.

А еще театр давно не видел такого количества сценических боев (поставленных Андреем Рыклиным и Александром Голубковым) и танцев (пластика Лилии Сафиной и Дмитрия Бурукина) под очень современную, часто тревожную, завораживающую музыку (композитор Натали Плэже). В ней то и дело звучат таинственные голоса, поющие и шепчущие слова на незнакомом прекрасном языке. Сохранив напряженный драматизм романа, режиссер поставил очень подвижный, яркий пластический спектакль.

Сюжет развивается нелинейно, он то забегает вперед, то возвращается назад, сцены перемешаны, как в кино. Но роман Александра Дюма необъятен, в нем множество персонажей и второстепенных сюжетных линий. Невозможно показать все, но зато есть огромное пространство для интерпретации. Режиссер и актеры РАМТа создали свою историю. Рассказать ее помог мотив игры в шахматы, которую предложил Д’Артаньяну Кардинал: «Это королева, или ферзь. Самая сильная фигура. Ей позволено все». Королева, мушкетеры, и даже самая слабая фигура Король стали участниками игры, затеянной Кардиналом Ришелье, но с достоинством вышли из нее.

Скупые, условные декорации – передвигающиеся щиты, разделенные на коричневые и белые квадраты – создали поле для «шахматной партии» (художники Станислав Бенедиктов и Валентина Комолова). Тем выразительнее на этом фоне выглядят пышные дамские платья, расшитые камзолы дворян, яркие голубые плащи мушкетеров и черно-красные – гвардейцев. Кстати, во времена Людовика XIII только эти два особых полка были обязаны носить форму.

Большое место в спектакле отводится теме любви. Здесь есть и любовный треугольник: Анна Австрийская, Людовик XIII и герцог Бекингем, – который грозит превратиться в более сложную фигуру, ведь Кардинал тоже оказывается увлеченным Королевой. И юношеская взаимная любовь Д’Артаньяна и Констанции, которая недолговечна и трагична – их сделали пешками в чужой игре. Но, пожалуй, одна из самых волнительных сцен спектакля – встреча бывших супругов Атоса и Миледи. Две сильные личности вступают в поединок в самом прямом смысле – они дерутся на шпагах. И женщина здесь не уступает в мастерстве мужчине.

Но это не единственный поединок Миледи. Даже Д’Артаньян оказался охваченным страстью к этой роковой женщине, она сводит его с ума до такой степени, что гасконец совершает недостойный дворянина поступок: притворяется графом де Вардом, настоящим возлюбленным гордой красавицы. «Она желанная, коварная, женственная, целеустремленная… Она как волна, которая смывает все и не оставляет равнодушным, в первую очередь, мужчину», – говорит о своей героине Мария Турова. Сцена страстной ночи Д’Артаньяна и Миледи, завершившаяся разоблачением – один из самых ярких пластических номеров.

Важнейшая тема романа А. Дюма и, конечно, спектакля – это дружба. Вся четверка – самобытные личности. Сдержанный, но решительный Арамис, мудрый, человечный Атос, сильный, отважный Портос, взрывной, но открытый и искренний Д’Артаньян. Они все храбрецы и настоящие лидеры. Для них большое значение имеют идеалы мужества, честности, преданности. Кто не знает их неизменный девиз: «Один за всех, все за одного!» Отношения между ними – пример для подражания. Дмитрий Бурукин, исполнитель роли Д’Артаньяна, считает, что сейчас людям не хватает такой дружбы, как у мушкетеров, и надеется, что спектакль будет напоминанием, как надо «жить, любить и дружить».

«Мушкетеры» в РАМТе – это не только и не столько рассуждение о вопросах чести и достоинства, но и удивительное приключение, захватывающее зрелище. Это прекрасные танцевальные номера и впечатляющее сценическое фехтование. Но главное, режиссеру и актерам удалось подобрать ключик к сердцу современного мальчишки. Ведь спектакль – для молодых! И рамтовская история о мушкетерах оказалась близка и интересна ребятам нашего времени. Неудивительно, что, когда начался антракт, мальчик, сидевший чуть поодаль от меня, не смог удержаться и, пока никто из взрослых не видит, сделал яростный выпад в сторону соседа, радостно воскликнув: «Сударь, защищайтесь!»

Алла Демахина

 

 

наверх