Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Дорожное дежавю

Премьера спектакля «Пустые поезда» по прозе Дмитрия Данилова

20.04.2025

На Маленькой сцене РАМТа состоялась первая премьера 2025 года спектакль Алексея Золотовицкого по книге Дмитрия Данилова «Пустые поезда». Ее создание началось с постов драматурга в социальных сетях, где он не раз говорил, что его вдохновляют путешествия в электричках и поездах, процесс перемещения в которых напоминает творческую медитацию. В итоге все свои «дорожные» тексты заметки, эссе, наблюдения писатель объединил в цикл, рефлексируя в нем, как диктовало время, на ковидные и постковидные темы.

На первый взгляд, рамтовский спектакль – абсолютно бессюжетная роуд-муви, событиями в которой становятся точки и линии на карте: Бологое, Дно, Тихорецкая, Сухум... Но из теоретической географии и расписания поездов вырастают настоящие литературные сюжеты, наполненные бытовыми разговорами пассажиров, а также размышлениями автора о просторах и историями мест, куда направляется герой. Алексей Золотовицкий рассказывает:

– Для меня это приключение: «Одиссея» или «Алиса в Стране Чудес», которая едет непонятно куда и по дороге встречает каких-то циклопов и непонятных существ. Ужасно грустный символизм в том, что, когда мы выпускали премьеру, умер Дэвид Линч, которого я очень сильно люблю. И мне кажется, у него мы взяли построение сновидений и фантазий, у которых нет никаких ограничений. То есть, к герою может прийти и Николай II и как-то его подбодрить, или в поезде может появиться какой-то непонятный монстр под названием «мать-и-дочь» (который есть и в книге Данилова). В общем, мы фантазировали, но шли от автора.

Бесконечная дорога становится одновременно и материалом, и фоном для рефлексии. При этом в сценической интерпретации оказываются важны и актерские наблюдения, этюды и импровизации: они «разбавляют» игровым началом однородное по звучанию полотно довольно узнаваемого по ровному ритму и фирменной «безразличной» интонации текста. В ход идут даже песни, мемы, танцы и стихи.

Жанр спектакля определен как «медитативный туризм». На первый план в нем действительно выходят размышления героя о жизни, рождаемые постоянной сменой мест и лиц. Эта постановка во многом основана на принципах игрового театра, где текст становится материалом для театрального эксперимента, в ходе которого можно и нужно бесконечное количество раз подбирать верные интонации, обстоятельства, жанры, актерские комбинации – и делать это можно и нужно прямо на сцене.

«Пустые поезда» – не тот спектакль, фабулу которого можно пересказать: сюжет не линеен, он выстраивается из эссеистических фрагментов и выглядит как череда, на первый взгляд, бессвязных «игровых» картин. В запотевших окнах электрички (из декораций здесь только железнодорожный вагон в вертикальном разрезе, художник – София Егорова) движутся пейзажи (видеохудожник – Екатерина Чебышева, художник по свету – Нарек Туманян), пассажиры болтают ни о чем, сменяя друг друга будто в танце. Кто-то ссорится, кто-то поет, кто-то пялится в голубой экран, кто-то продает чудо-пластыри, а кто-то... Фрагментарная организация текста, а также размышления и игра воображения главного героя позволяют повторять «игру в путешествие» неоднократно.

Актеров на сцене шестеро, но пассажиров намного больше. Главный герой – мужчина средней комплекции, средних лет, срединных взглядов на жизнь – едет на электричке, выходит на железнодорожных станциях, пересаживается на поезд, автобус или другую электричку. Его роль в спектакле поочередно примеряют Виталий Тимашков, Сергей Чудаков, Алексей Гладков и Максим Заболотний.

Реальность, окружающая героя, конструируется в пространстве игры: то проводницы (Александра Аронс/Дарья Семенова, Диана Морозова) становятся телефонными гудками или бесплотными объявлениями, напоминающими о том, что «ничего нельзя поделать», то соседями по электричке становятся исторические персонажи. Попадая на станцию Тихорецкая – ту самую, где «вагончик тронется, перрон останется», – герой надеется на небольшое путешествие по окрестностям Краснодарского края, на тихий день, проведенный вдали от городской суеты. Но череда абсурдных событий – то неприятный разговор с работниками станции, то призрачный автобус, который присутствует только в хронотопе онлайн-расписания, то потеря паспорта – нарушает все его планы.

Смысл этого «медитативного туризма» становится понятен лишь в финале. Именно в конце «Пустые поезда» неожиданно обретают целостность. Ушедший не по расписанию автобус в Тихорецком, ловкие пробежки за электричкой в Кузьминках, дорожные и потому спонтанные покупки – все эти маленькие детали, в итоге, как конструктор, складываются в один смысловой пазл. Ключ к его пониманию – детские воспоминания героя, которые он проживает в своих «взрослых» путешествиях снова и снова. Он помнит, как вышел с мамой из поезда дальнего следования что-то купить на вокзале, а когда они обернулись, поезд уже уезжал, как бежали и запрыгивали на ходу в вагон, как им помогал проводник и возможная катастрофа не наступила – потому что повезло или так велела судьба, или Бог помог...

Одна из основных тем спектакля, тесно связанная и с этим финальным воспоминанием – тема утраты. Проводницы и пассажиры прячут за бесконечной игрой в слова тяжелое событие – смерть матери главного героя. Событие, от которого в спектакле пытаются убежать, но именно оно задает ему интонацию, поднимает рефлексию на другой уровень осмысления.

«Пустые поезда» – спектакль не столько о путешествиях, сколько о том, что остается после них. О дорожных дежавю, случайных встречах, маленьких катастрофах, от которых спасают случай или судьба. О невозможности остановить время, но возможности разглядеть в нем себя. Наверное, так может выглядеть театр пути, театр без карты, но с маршрутом. И если вы когда-нибудь чувствовали, что рефлексия – способ передвижения, то вы точно однажды уже находились в вагоне этого «пустого поезда», и дежавю на рамтовском спектакле вам тоже обеспечено.

Нина Дымченко

Фото Марии Моисеевой

наверх