Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



В РАМТе сыграли сказку для взрослых

Премьера «Северной одиссеи» Екатерины Гранитовой с музыкой Петра Налича

23.09.2015

Юбилейный 95-й сезон открылся в РАМТе 18-го сентября премьерой спектакля Екатерины Гранитовой «Северная одиссея». Никогда не появлявшийся на экране киносценарий Петра Луцыка и Алексея Саморядова заинтересовал режиссера давно. Несколько лет она предлагала идею постановки разным театрам, и вот, наконец, нашелся такой, где этой истории дали жизнь.

СССР, 1989 год. Прежний мир разрушен, новый еще не построен. И чем дальше от административных центров, тем ближе ситуация к полумифическому безвременью. Именно в такой глуши, между прошлым и будущим и начинаются события спектакля, когда к опытному сибирскому проводнику Александру Сафронову (А.Доронин) являются гости из города с просьбой отвести караван со спиртом на Чукотку. В стране кризис, сухой закон, обесценены деньги. Да и жизнь на Севере волчья, по своим правилам. Сафронов после раздумий берется за дело, назначив платой хорошую долю в спирте.

Разворачивающаяся в дальнейшем история, конечно, сказка. Сказка для взрослых, где по законам жанра добро все равно восторжествует, зло будет наказано, а смерть хоть и есть, но не победит. Только как бы ни был ее сюжет фантастичен, он очень точно отражает дух лихих 80-х – «смутного воровского времени», когда «каждый сам за себя, а о Родине и думать забыли». Банда Митрофана, задержавшая караван и тоже возжелавшая получить свою долю, вызывает массу противоречивых чувств. Сам Митрофан (А.Гришин), объявивший себя Наместником Сибирским, чтобы Сибирь от японцев, американцев и коммунистов охранять, «пока власть не придет» – говорит многое, если не все, о русском мужике, который «не вор и славы себе такой не желает», а вот Родину свою не даст разворовать и за Россию умереть будет счастлив. Но банду кормить на что-то надо и потому он устанавливает налог – третью часть от всего спирта.

«Я прочел сценарий и был совершенно пленен сказочностью, эпичностью этой истории, сочетанием жесткого слога и черного юмора с романтичностью и сентиментальностью», – рассказал Петр Налич, принявший участие в спектакле как автор музыки и исполнитель. К спектаклю им создано более двадцати композиций, а в настоящий момент записывается альбом, в который будут включены также несколько не вошедших в спектакль вещей. Коллектив под руководством Налича – полноправный участник постановки. Он практически не включен в действие, но все время находится на сцене, не только создавая атмосферу, но и периодически диктуя ритм и даже рисунок спектакля.

Для Екатерины Гранитовой музыканты на сцене – традиция, в десяти ее режиссерских работах звучит живая музыка. Именно вокруг музыки, ритма и хореографии (танцы и пластика Албертса Альбертса) и строится львиная доля постановки, в которой пластические, полные игры и театральной условности сцены переходят одна в другую, лишь периодически перемежаясь чисто драматическими эпизодами.

Созданная история очень кинематографична, это ощущается как в хореографии, так и в построении мизансцен, похожих на стоп-кадры. И дополнительно подчеркивается наличием титров на заднем плане, отсылающих ко времени и месту действия, однако, иногда дублирующих ту же информацию, проговариваемую героями. Сочетание кинематографических образов и театрального языка приводит к созданию на сцене совершенно особого мира, где меховые сапоги оборачиваются запряженными в нарты ездовыми собаками, в воздухе можно утонуть, словно в воде (сцены в проруби), а на театральном небе разгорается удивительно настоящее «киношное» северное сияние.

Но, несмотря на то, что сценография условна (художник Росита Рауд) и история в значительной степени кажется нарисованной, люди в ней остаются действительно настоящими и живыми. Сущность человеческого в материале и заинтересовала режиссера больше всего: «Моя тема в творчестве, искусстве – тема человеческой свободы. Как человек располагается в этом мире: зависимым, независимым? Свобода, дикость или благополучие – есть ли адекватная грань между ними, или мы будем вечно болтаться посередине?»

Сейчас спектакль находится только в начале своего пути, о чем говорит исполнитель главной роли Александр Доронин: «Работа в освоении языка и атмосферы по-прежнему идет. И хорошо, что у нас все только начинается. Мы продолжаем вновь и вновь что-то открывать, отчего возникает все больше и больше вопросов».

Будет, о чем подумать, и зрителю. Приключение окажется долгим и непредсказуемым – с путешествием в Америку и обратно, полным открытий и разочарований, любви к своей родине и саркастического отношения к ней же. А финал останется абсурдно открытым – зритель может выбрать из предложенных режиссером трактовок ту, что придется ему по вкусу.

Юлия Жданова

Фотографии Сергея Петрова

 

 

наверх