Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Игра в тоталитаризм

Просмотр и обсуждение фильма «Эксперимент 2: Волна» в рамках образовательного проекта РАМТа к спектаклю «Нюрнберг»

17.04.2015

Объединение старшеклассников «Волна», возникшее в 1967 году на одном из уроков в американской школе, должно было показать ученикам пошаговое становление фашистского режима. По истечении лет возникает мысль, не был ли заложен уже в самом названии исход, который ждал участников эксперимента? Капельки волны, неразрывно движущиеся в одном направлении под действием ведущей силы, не имеют собственных сил изменить направление. Мощь их движения настолько велика, что и других накроет с головой. 10 апреля в МПГУ смотрели и обсуждали фильм, посвященный этому эксперименту.

Художественный фильм «Эксперимент 2: Волна» (в немецком оригинале «Die Welle») поднимает тему природы нацизма и вероятности его возрождения даже в самом, казалось бы, демократичном и просвещенном обществе. Основанную на реальных событиях историю, происшедшую в калифорнийской школе в 1960-х, режиссер Деннис Ганзель перенес в современную Германию.

Возможна ли диктатура в наше время? На этот вопрос, заданный учителем на первом же уроке курса автократии, школьники отвечают категорично: «Нацизм – дерьмо, я уже понял… Такое не может повториться». Однако, как оказалось, распознать и вовремя его остановить, способен далеко не каждый. Это продемонстрировал эксперимент учителя истории Райнера Венгера, создавшего за пять дней – а фактически за пять уроков – модель автократического общества, которое, по мнению его учеников, не может возникнуть в современном мире. Участники созданного им движения не замечают, как переступают черту и наступают на те же грабли, что и граждане их страны около 70 лет назад. День за днем принципы диктатуры проникают в сознание подростков, в результате чего волна «накрывает их с головой», приводя к необратимым последствиям.

Игровая форма познания, предложенная Венгером – прототипом которому послужил Рон Джонс, настоящий автор эксперимента «Третья волна», – действительно привлекательна и эффективна в образовательном процессе. Но всякая ли тема может быть предпосылкой для игры? Любое ли погружение в изучаемое происходит без негативных последствий? Подростковый возраст хорош и опасен тем, что мы имеем дело с несформированным сознанием, которым слишком легко манипулировать. В этот период люди особенно уязвимы и легко попадают под влияние. Стоит ли удивляться, что меньше чем за неделю эксперимент не только показал результат, но и вышел из-под контроля? Реальные участники «Третьей волны» долгие годы не хотели обсуждать эту «игру в тоталитаризм», потому что в день своего последнего собрания они получили колоссальную травму. Участники же фильма получили более страшный урок – самоубийство одного из приверженцев движения, для которого участие в нем было спасением от неудач, одиночества и избавлением от внутренних комплексов.

Более того, жертвой своего эксперимента стал и сам педагог. Затеяв игру в дисциплину и коллективизм, ему казалось, он мотивирует класс, ставший в одночасье собранным и послушным. Однако замечание жены, увидевшей, что Венгером перейдена какая-то грань: «Тебе нравится, как они тебя обожествляют», – открывает нам другую сторону медали, потому что ответ заставляет ужаснуться: «А тебе бы не нравилось?!» Этот фильм также и об ответственности педагога. Культ учителя существует во всех культурах. Однако всегда нужно помнить, что учитель не ведомый, а ведущий. В фильме показан тип педагога-харизматика, который отличается от других своей оригинальностью, он интересен и потому уважаем. Ученики легко выбирают его лидером предстоящего эксперимента и с трудом отказываются остановиться, чтобы снова нести бремя индивидуальности.

Сила, которую все они ощутили, впустив в свою школьную жизнь новые правила – дисциплину, одинаковую одежду, отличительное приветствие, круговую поруку и общий девиз – позволила многим из них почувствовать то, что они никогда не ощущали в реальной жизни. Они стали равными среди равных, у них появилась неявная, но все-таки цель – быть вместе. Да, постоянно произносимое «Сила в дисциплине! Сила в единстве! Сила в действии!» заставляет почувствовать мощную энергию коллектива. И не всякий коллективизм вреден, сплоченность действительно может привести к успеху. Но коллектив хорош, когда он объединен разумной и полезной деятельностью, а не стадным инстинктом, превращающем мир вокруг в «своих» и «чужаков» – и этим ограничивающемся.

«Фашизм – обратная сторона практически любой идеологии, которая, не имея границ, может быть интерпретирована как угодно, – отметила на обсуждении фильма доцент кафедры новой и новейшей истории МПГУ Галина Климова. – Любые благие цели потенциально опасны: „Мы несем добро, справедливость, человеческое единство, почему вы нас не слушаете?!” Они апеллируют гуманистическими ценностями, но заканчиваются всегда плохо».

По мнению доцента кафедры русской литературы МПГУ Александра Пашкова, «идеология хороша до тех пор, пока она допускает существование другой идеологии. В тот момент, когда в рамках этой идеологии начинают звучать настроения, что если ты не разделяешь ее, то тебя надо бить, идея поворачивается к нам другой стороной».

Разговор в аудитории будущих педагогов не мог не выйти за рамки обсуждения фильма. Ксенофобия, дискриминация по национальному, религиозному, социальному признакам существует и в нашем обществе. И учитель должен быть готов и к разговору, и к разрешению конфликтов и споров на эти темы на уровне класса. Ну а в целях их предотвращения – воспитывать в своих учениках индивидуальность. Для сегодняшних студентов это задачи на перспективу – самим еще многое предстоит понять и духовно окрепнуть. Но то, что кто-то из них, приняв участие в разговоре на тему профилактики толерантности, получил нравственные, гражданские и профессиональные ориентиры, уже маленькая победа РАМТа и МПГУ, организовавших эту встречу.

Подробную стенограмму разговора читайте в ближайшее время в рубрике «ТЕАТР+».

А также регистрируйтесь на последнюю лекцию в рамках проекта «Нюрнберг» – «Причины популярности идей нацизма – попытка соционического анализа». Ее прочтут руководители центра прикладной соционики «Terra Socionika» Любовь Бескова и Александр Холоденко 22 апреля в 19:00. Вход свободный. Подробности и контакты для регистрации на сайте РАМТа.

p.s. За организацию и проведение встречи благодарим доцента кафедры русской литературы МПГУ Александра Пашкова, заместителя начальника Управления социально-культурной политики МПГУ Александра Боголюбова, доцента кафедры новой и новейшей истории МПГУ Галину Климову, доцента кафедры контрастивной лингвистики МПГУ Марину Цыренову и доцента кафедры немецкого языка Лию Завалишину. А также студента 2 курса филологического факультета МПГУ Ивана Порохню за предоставленные фотографии.

Олеся Мойса
Ольга Бигильдинская

 

 

наверх