Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Сказка о маленьком короле с большим сердцем

«Король Матиуш Первый» в постановке Петра Фоменко

21.12. 2020

Перед спектаклем Центрального детского театра «Король Матиуш Первый» в проходах появлялись дети в школьной форме и, по задумке режиссера, просили взрослых выйти из зала. Польский педагог Януш Корчак, книга которого легла в основу спектакля молодого Петра Фоменко, также – то ли в шутку, то ли всерьез – не рекомендовал взрослым читать свое произведение. Но как же тогда донести до них мысль о необходимости поддерживать детские стремления, если не давать им заглянуть во внутренний мир ребенка?

Петр Фоменко в одном из интервью назвал свой спектакль, премьера которого состоялась 15 мая 1965 года, философским гротеском – и это определение как нельзя лучше отражает стиль и дух постановки. До такой степени, что создается ощущение, будто создатели специально уходили от реальности, окуная зрителей в волшебный, почти утопический мир неизвестного королевства. Фоменко отобрал для инсценировки несколько наиболее ярких приключений Матиуша и рассказал его историю, будто разделив спектакль на маленькие главы. Нарочито двухмерные декорации Эдуарда Змойро даже визуально напоминали книгу с объемными иллюстрациями, которые разворачиваются при открытии каждой новой страницы. Художник создавал это фантазийное государство, вдохновляясь польской графикой и архитектурой, а также иллюстрациями польских детей к книжке Корчака, выставка которых впоследствии была организована в ЦДТ.

Театральная сказка, вслед за книжным первоисточником, рассказывает о юном Короле Матиуше, который хотел сделать так, чтобы все дети были счастливы. Чем не благородное устремление? Но на пути маленького реформатора встают занудные взрослые министры, всеми силами стремящиеся помешать его планам да вдобавок развязывающие войну. Матиуш в компании своего друга Фелека сбегает на фронт, где неожиданно помогает завершить абсурдные боевые действия.

Наверное, эта часть истории в большей степени импонировала маленьким зрителям. Еще свежи были воспоминания о Второй мировой, и плох был тот мальчишка, который не мечтал стать сыном полка и совершить военный подвиг. Правда, спектакль до некоторой степени романтизирует войну, разбавляя ее несуразностями бравого поручика и балаганным поведением обеих армий. В книге Корчака – написанной просто и реалистично – читатель не найдет ни прибауток, ни загадочных приказов вроде «шагом хрясть!»

Вместе с тем исполнительнице главной роли Маргарите Куприяновой удалось создать тот самый, «книжный» образ Матиуша – ребенка с широко распахнутыми глазами и открытым сердцем. Критики отмечали, что даже внешне она была похожа на маленького короля с обложки книги. Чистота души и мальчишеская твердость Матиуша с первых моментов очаровывала зрителей и уже не отпускала. Особенно трогательным выходил у актрисы последний монолог короля, где маленький мальчик оправдывался перед судом взрослых, безразличных людей, пытаясь в последний раз уверить их в благородности и чистоте своих намерений. Куприянова называла Матиуша своей любимой ролью. В его образе актриса находила «жизнь человеческого духа», которая, по ее мнению, составляет содержание и смысл актерского искусства. «Ради этого смысла только и стоит работать в театре, заниматься раскопками человеческой души», – говорила она.

Все решения Матиуша отличаются наивной простотой доверчивого ребенка: нет золота – давайте подружимся с теми, у кого оно есть; мы не знаем, чего хотят дети, – давайте откроем детский парламент. Желание изменить мир, оставить свой след в истории, сделать чью-то жизнь лучше – прекрасные качества для вступающего на престол правителя. Однако маленький Матиуш, а вместе с ним, наверное, и зрители, не понимают, что такой «работе», как король, пусть даже и сказочной страны, тоже нужно учиться. Его реформы провалились не только из-за противодействия министров, но и из-за неумения эти реформы проводить. Раз за разом мальчик проявляет отсутствие дипломатических качеств, что в итоге и приводит к его заключению и ссылке.

В пьесе явно показано разделение на хороших детей и плохих взрослых. Дети живут в мире цвета и света, ярких красок и жизнерадостной музыки. Холодные, затянутые в черные фраки противники детских реформ – министры – напоминают стаю ворон, готовых заклевать своих противников, или летучих мышей, сторонящихся любых проявлений света. В их планы не входят задачи понять мальчика, помочь ему, научить. Кажется, они уже не помнят, что сами когда-то были детьми и, может быть, тоже хотели изменить мир – словно родились в цилиндрах, с безупречным знанием законов, без малейшей искорки воображения.

Но чересчур разумные министры противостоят Матиушу с самого начала. А настоящее зло приходит оттуда, откуда король ждал меньше всего. Верный боевой товарищ Фелек, которому после войны был пожалован титул барона, со всей страстью принимается за «наведение порядка» в государстве. В этом процессе он понимает еще меньше Матиуша. Под руководством новоявленного барона открывается детский парламент, депутаты которого вносят такие «дельные» предложения как: «Хотим, чтобы было больше карманов». Подросток Фелек неумолимо растет по ходу действия, все сильнее приближаясь к взрослым. В конце спектакля он уже ведет себя словно заправский парламентский демагог, провозглашающий популярные меры, но не осознающий их последствий. Его своевольные и необдуманные действия и приводят к тому, что Матиуша обвиняют в государственной измене.

Печальная развязка случается из-за нежелания взрослых и детей быть на одной волне. Матиуш не хотел даже прислушиваться к своим министрам, хоть и неприятным, но имеющим опыт в управлении страной. Министры, в свою очередь, не смогли оценить созидательные, пусть и не до конца продуманные идеи короля. Они заранее отвергают его «детские» предложения как не имеющие ценности и борются с мальчиком вместо того, чтобы научить управлять внезапно свалившейся на него страной, и тогда, возможно, он научил бы их другим очень важным вещам: доброте и великодушию.

Не прав был Петр Фоменко: взрослым обязательно нужно было смотреть «Короля Матиуша Первого» бок о бок с детьми. Хотя бы для того, чтобы потом спросить, чего им хочется на самом деле, о чем мечтают, чтобы позволить им учиться на собственном опыте, но уберечь от тотальных ошибок.

Анна Родионова

Фотографии из архива РАМТа

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх