Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Путеводитель по книгам от Марии Орловой

Лекция куратора книжных программ о трендах мировой литературы для читателей 6-9 лет «Детская литература – новое про_чтение»

18.12.2022

30 сентября 2022 года в рамках рамтовского проекта театрализованных читок современной литературы для детей и подростков «ВСЛУХ» состоялась лекция куратора книжных программ Марии Орловой. Учитывая специфику второго сезона проекта, спикер представила самые заметные и важные явления мировой литературы последнего десятилетия для читателей 6-9 лет, а также подготовила книжный навигатор «must read» для этой возрастной категории. Предлагаем вам тезисы лекции.

И в театре, и в литературе всегда есть противопоставление классики и современности. А когда современное становится классикой? Мы пытались в этом разобраться в дискуссиях с разными спикерами. В конце концов поняли, что книга может стать классикой через три года после того, как была издана. Например, «Манюня» Наринэ Абгарян уже точно вошла в классику детского чтения, ее вам посоветует каждый третий читающий родитель. При этом классика необязательно может быть литературой с великолепным языком. Это и массовая литература с более-менее проходными литературными достоинствами. Тем не менее, это книги, которые определяют круг чтения наших детей, то, что они будут вспоминать, как свои детские книжки. Я пыталась найти современную условную классику, руководствуясь следующими тезисами:

− То, что, скорее всего, не утратит актуальности, даже если поменяется реальность, лексика: сюжет и эмоциональное состояние героев будут понятны даже через полвека.

− То, что подается как культурный код довольно узкого сообщества, потому что нынешние тиражи – это не миллионы. Практически невозможно сегодня найти книжку, которую все назначат любимой детской книжкой.

Что любят читать ученики младших классов?

6-9 лет – самый сложный возраст и для издателей, и для тех, кто ищет материал для постановки. Это начало активного самостоятельного чтения и социализации, и тут немного ослабевает внимание родителей к процессу чтения их детей. Для дошкольников издается огромное количество литературы: познавательной, художественной, в стихах, с картинками, тексты для совместного и для самостоятельного чтения. Подростковая литература переживает расцвет, она прорабатывает серьезные темы. А вот что одинаково интересно детям 6-9 лет – не совсем понятно. Сильно глубоко не закопаешься, потому что они еще юные, и как с малышами сюсюкаться тоже уже не получается.

На основе опыта общения с детьми этого возраста и их родителями я выделила их основные запросы.

Про школу. Эта литература помогает адаптироваться: дети выходят из домашнего мира в школу, где начинается их активная социализация.

Приключения. Немножко «выбравшись» из сказок, дети переходят к чтению о реальных приключениях с активным действием. Если мы будем апеллировать к старой классике, это еще не «Д'Артаньян и три мушкетера», но уже Жюль Верн, Марк Твен.

Волшебство и магия. Уже не сказочное, но еще волшебное, про другой мир.

Смешное. Лучший способ помочь детям читать – давать им смешные книжки, потому что это заменяет скучное «читай, это полезно».

Познавательные книги. Для детей, которые не любят художественную литературу, но любят книги про космос, рыцарей, динозавров и т. д.

Книги с героями-животными и другими «околоживотными» существами.

Что любят подсунуть взрослые?

О важном. Мы все хотим, чтобы книга что-нибудь с ребенком сделала: чтобы стал смелее, обязательнее, эмпатичнее и т. п.

О природе как безопасной среде с посылом «природа – наша мать».

То, что читали сами. У бабушки полный шкаф, зачем нам новые книжки?

Полезное. Времени мало, а впереди ЕГЭ, ОГЭ, поступление, репетитор, курсы. Прагматичные родители – очень сильное маркетинговое звено в книгоиздании последних 10-15 лет. На них ориентировались издательства.

Чтение вместе. Ребенка до 10 лет еще можно рядом с собой посадить и почитать ему, а потом вместе обсудить.

Классика-«переклассика»

Марк Твен, Филип Стед, «Похищение принца Олеомаргарина». Марк Твен – главный писатель, которого читают все в этом возрасте. Его изучили до последней бумажечки, и тут обнаружилась неизданная рукопись: сказка, которую он рассказывал своим дочкам и записал. Ее нашли среди его рецептов, она называется «Похищение принца Олеомаргарина». Издатель отдал текст Филипу и Эрин Стед, которые дополнили лакуны, имеющиеся в сказке, иллюстрацией и текстом в духе Твена. Получилась красивая и абсолютно волшебная философская сказка с тонким юмором, присущим писателю. Главный герой – несчастный мальчик, который отправляется на поиски нехорошего принца Олеомаргарина.

Культурный код моего поколения – книга «Сказочные повести скандинавских писателей», которая определила наши литературные вкусы. Она выделялась среди книг Андерсена, братьев Гримм, сказок народов мира, Драгунского, Носова. Подобной незаурядностью также отличались «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Яна Экхольма, книжка Синкен Хопп «Волшебный мелок» и чудесная история «Люди и разбойники из Кардамона» Турбьёрн Эгнер. Все эти вещи были переизданы за последние 5-7 лет, и несмотря на то, что написаны в 70-80-е гг., их до сих пор довольно приятно читать с детьми.

Сказки

До сих пор все считают, что книжки для детей – всегда сказки. Это ошибочная «посылка». В большинстве издательств давным-давно превалирует детская познавательная литература и реалистические повести. Но обратимся к сказкам.

Евгений Клюев, «Сердечко, вырезанное из картона», «Лавровый листочек». Андерсен имеет последователя в лице одного из главных русских сказочников Евгения Клюева, который действительно наследует традиции, притом, что пишет современные сказки. Они очень похожи на сказки Андерсена, рассказанные бытовыми предметами – горошинкой, оловянным солдатиком, колбасными обрезками. У Клюева – карандаш, водосточная труба, что-то выкинутое на помойку. Там прекрасная языковая игра, и это действительно большая литература.

Если говорить о современных авторах, то еще это Анастасия Строкина и ее «Кит плывет на север». Это переосмысление сказки, мифа, похожее на легенды, рассказанные сейчас, при этом они прекрасно звучат – очень философски и образно. У нее есть еще несколько книг: «Бусина карманного карлика» и очень красивая философская сказка «Совиный волк».

Сказки народов мира. Скандинавские сказки я бы продолжила чтением книги «Золото Хравна» Марии Пастернак. Это современная сага на основе скандинавских сказок. Красивейшая магическая и волшебная литература, включающая все представления о скандинавских сказках: хижины, снега, немного бытовой магии. Также интересны книги Грейс Линн с очень красивыми восточными сказками, которые написаны как будто давно, но ты не тонешь в архаичном языке.

Школьные повести

Референс (отсылка, ориентир – прим. ред.) в этой категории – одна из самых читаемых книг «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова. Совершенно никому не мешает, что это история 60-летней давности, потому что главное в ней – обаяние персонажа, количество приключений и юмор. В целом, в книжках Носова всегда есть этот микс.

Есть он и у иностранных авторов произведений про школу. Первая книга из серии о финской девочке Элле, которая страшно всех обаяла, «Элла в первом классе» Тимо Парвела, рассказывает об одноклассниках и учителях озорной и юморной героини.

Книги, объединяющие детские приключения и тему школы, – серия «Дюнне и счастье» Русе Лагеркранц с иллюстрациями Эвы Эриксон. Идеальная история для тех, кто пошел в первый класс и уже начал читать книжки самостоятельно. Здесь много картинок, ставших цветными в российском издании.

Моя любимая серия – «Цацики идет в школу», «Цацики и его семья» и др. Во всех них много школьной тематики: противные директора, хорошие учителя и не очень, задиры-старшеклассники, друзья по парте, школьная любовь. Книги Мони Нильсон имеют психотерапевтический эффект – она как будто разбирается со всеми страхами маленького «маминого сына» с острым чувством справедливости, который пошел в школу и разочаровался. Эта книга более хулиганская, чем другие: главный герой рожден вне брака, мама – рок-музыкант, а папа живет в далекой Греции.

Самая «панковская» серия – «Хедвиг наконец-то идет в школу!» шведской писательницы и лауреата Премии памяти Астрид Линдгрен Фриды Нильсон. Девочка Хедвиг живет с родителями на хуторе, где ей страшно скучно. Героиня очень хочет к детям, поэтому, когда она идет в школу, вся ее социальность выходит наружу. Кроме того, Хедвиг имеет твердую жизненную позицию: любой неправый человек будет наказан этим ужасно шкодливым ребенком. По моему опыту, эти книги любят читать хорошие девочки-отличницы, тем самым выпуская внутреннего демона.

Русский ответ «школьной Скандинавии» – книга Виктории Ледерман. «К доске пойдет… Василькин» про российского третьеклассника и его самых разных учителей.

Приключения сверстников

В современной детской литературе наблюдается дефицит приключений. Но ведь жизнь у младших классов кипит и за пределами школы. Книгой всех поколений в этой области являются «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Дениска – уникальный персонаж: одновременно нежный, чувствительный и хулиганский.

Серия книг «Рассказы про Франца» Кристине Нёстлингер, которую издавали еще в советское время, подойдет для 6-8 лет. Это истории про мальчика, который каждый раз сталкивается с каким-то вопросом и решает его: взаимоотношения с друзьями и семьей, незавязывающиеся шнурки; велосипед, на котором нужно научиться кататься; футбол, в который сложно играть.

«Малыш Николя» Рене Госинни – французская классика, которую читали не только на родине, но и в СССР, про ежедневные легкие хулиганства и шкодства, для мальчиков 6-7 лет.

Самая терапевтическая для родителей книга на свете – «Бабушка! – кричит Фридер» Гудрун Мебс. 42 истории для детей 8-10 лет о том, что ребенку «хочется и надо прямо сейчас». Автор акцентирует в ней внимание на бабушке, которая очень любит внука, но не идет у него на поводу. Фридер всегда пытается решить задачу сам, расстраивается из-за неудачи, а потом получает «наводку» от бабушки, которая все улаживает. Это настоящий учебник по педагогике.

«Большая маленькая девочка» Марии Бершадской – наш ответ иностранцам, «Дениска» нашего времени. Книга наконец-то повествует о девочке, которая немного капризничает, учится дружить, пытается отличить справедливое от несправедливого.

Для детей немного постарше я выбрала другой референс – «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен, одну из книг, изменивших детскую литературу. Здесь будут уже не короткие рассказы, а длинные произведения. Это литература, где на первом месте ребенок и мир его глазами, уже никто не ставит целью научить его хорошо себя вести. Эти книги – на вырост; опережающее чтение является одной из главных тенденций в России.

«Манюню» Наринэ Абгарян в этом разделе не миновать: это самая смешная «ха-ха-книга» про непокорного ребенка, который и должен быть главным героем для такой возрастной категории. По-моему, там очень много ретро, и это не очень детская книжка. Но факт массового чтения безусловен: ее обожают многие родители и дети. А начальная школа часто выбирает писать по ней сочинения и ходить на спектакли по мотивам.

На втором месте по популярности у детей 8-10 лет – «Вафельное сердце» Марии Парр. Писательницу много сравнивают с Линдгрен. Ее герои тоже шкодят и рефлексируют. Из коротких рассказов про приключения, игры, школу, поиски пропавшей овцы складывается большая история про дружбу, любовь, отношения и свое место в этом мире. Книжки для тех, кто повзрослее – «Тоня Глиммердал» и «Вратарь и море».

Второй культовый писатель детской и подростковой литературы после Парр – Ульф Старк, писавший преимущественно в 1970-80-е. Его книга «Мой друг Перси, Буффало Билл и я» рассказывает о мальчике, проводящем летние каникулы у бабушки и дедушки вместе с другом Перси, у которого все получается лучше, чем у него. Все лето он живет в любви и легкой ревности к своему товарищу. Кроме того, в книге много мальчишеских приключений, хулиганства. Скоро в нашей стране выходит продолжение – «Волшебные кеды моего друга Перси», где герой попробует забрать у Перси кеды, в которых наверняка сокрыта его волшебная сила.

Герой нашего времени, современный «Дениска» – это Марк Морковкин из книги Анны Красильщик «Давай поедем в Уналашку», ставшей за пару лет суперхитом. Здесь есть детективная интрига, много московской реальности, отсылки к «Гравити Фолз».

Менее известный автор Мария Ботева интересна книгой «Мороженое в вафельных стаканчиках», включающей несколько историй про провинциальных «героев нашего времени». Семья, приключения, обаяние любящих родителей, теплая домашняя атмосфера. Автора отличает очень хороший язык.

На грани возрастной категории 9-10 лет находится книга «Лучше лети! Проект № 19» Аси Кравченко. Ее герои – очень узнаваемые живые дети. В центре сюжета мальчик-изобретатель, который стремится создать летательный аппарат для своего друга, сломавшего позвоночник. Но эта история не о трагических событиях, а о приключениях ребенка на пути к цели: он убегает из дома, идет зарабатывать деньги, выгуливает собак, заводит друзей.

Фантастические приключения сверстников

Хорошо, когда сверстники живут, как ты. Еще лучше, когда у них есть волшебные силы: они могут оказаться там, где ты бы никогда точно не побывал, а теперь можешь пофантазировать. Референс для этой категории – Кир Булычев с его школьными историями, где всюду есть дети-«попаданцы», такие как Алиса Селезнева.

Самая первая ассоциация с Алисой (хоть и не совсем правильная) – серия «Джордж и тайны Вселенной» Стивена и Люси Хокинг, Кристофера Гальфара. Несмотря на общую тему космоса, книги Булычева – фантастические и приключенческие истории про девочку с Земли в то время, как «Джордж» рассказывает прежде всего о Вселенной в приключенческом формате. Эта великая книга, частично написанная известным ученым, одновременно и научная, и художественная литература. Она отлично подойдет детям, не любящим «художку», – все-таки нарратив играет значение. Так, как это сделано в «Джордже», про Теорию струн, устройство Вселенной, Солнечной системы и т. д., никто бы не смог рассказать.

Веселые и бойкие герои «Календаря ма(й)я» Виктории Ледерман в космос не летают, но перемещаются во времени. Это очень динамичный приключенческий фикшн с таймлапсом – все проваливаются в другие эпохи. Сейчас книгу можно и почитать, и посмотреть, это практически первое экранизированное современное произведение для детей за долгие годы.

Детский «Как украсть миллион» – «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире» Элейн Конигсбург. Сюжет книги таков: обычные мальчик и девочка на некоторое время оказываются закрыты в музее, где их ждут невообразимые приключения с разгадыванием разных тайн, сокрытых в веках. Здесь нет никакой магии, но есть невероятная атмосфера закрытого музея.

В детективно-приключенческой книге «Шедевр» Элис Броуч приключения соединяются с искусством.  А главным героям помогают разные звери и насекомые.

Дэвид Алмонд, лауреат всевозможных премий, ездит по всей Англии, активно занимаясь поддержкой чтения, много работает со школьниками, пишет художественные книги и книги о чтении. Одно из его произведений «Мальчик, который плавал с пираньями» рассказывает о девятилетнем Стенли, сбежавшем с бродячим цирком от противных дяди и тети, которые заставляли его работать на консервном заводе вместо учебы в школе. В цирке ребенку говорят, что ему предназначено свыше плавать в бассейне с пираньями. Эта книга остросюжетная, со злодеями, погонями – приключения так приключения.

Роальд Даль – главный писатель для детей 6-9 лет, продолжающий сказочные традиции. Он резок, не любит противных взрослых, который часто ругаются скверными словами. Писатель всегда на стороне своих главных героев – детей, которые всегда справляются с жизненными трудностями и побеждают злодеев. Книги Даля очень морализаторские: добро неизменно побеждает, а противные речевые характеристики свойственны плохим героям. Его самые известные произведения – «Чарли и шоколадная фабрика», «Ведьмы», «Джеймс и Чудо-Персик», «Большой и Добрый Великан». Для младших классов Далем написаны две фантастические книги про детей, которые справляются с огромным, страшным и опасным миром. «Матильда» имеет огромное количество фанатов по всему миру, прекрасную киноадаптацию. Ужасная школа, довольно противные родители и маленькая девочка. Справляться со всем ей помогает встреча с хорошей учительницей и библиотекарем. Благодаря чтению книг она приобретает суперспособности. В другой книге Даля «Волшебный палец» девочка вершит правосудие необычным способом: когда она сердится, ее палец начинает наэлектризовываться и в конце концов она в кого-нибудь им тыкает. И с этим кем-нибудь что-нибудь случается, не страшное: например, вырастает кошачий хвост.

Приключения и сказки с животными

Это книги с говорящими животными, ведущими, как люди, социальную жизнь. Референсы – «Тутта Карлссон…» Яна Экхольма, «Винни-Пух» Алана Милна, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма.

Именно такая реальность представлена в книжном цикле «Зверский детектив» Анны Старобинец. Если оценивать тиражи, то ее книги уже стали классикой детской литературы с поправкой на взрослый юмор, располагающий к совместному чтению.

Безусловно, классикой сказок о говорящих животных являются философские книги Кейт ДиКамилло – «Приключения мышонка Десперо», «Флора и Одиссея» и др.

«Господин Белло и волшебный эликсир» – детская версия «Собачьего сердца» от немецкого детского классика Пауля Маара. По сюжету, выпив волшебное лекарство, собака превращается в человека и начинает себя дико вести, что страшно нравится детям, так как в этом возрасте родители часто ругают их за плохое поведение. Приятно видеть, что кто-то ведет себя хуже, чем ты.

Самая обаятельная говорящая мышь в детской литературе – живущий в оперном театре мышонок Тео, герой книги Нины Дашевской «Тео – театральный капитан». Автор является одним из самых узнаваемых русскоязычных писателей для подростков, но «Тео…» – детское произведение, где мышонок, подобно маленьким детям Даля, справляющимся с серьезными тяготами, совершает большой подвиг.

Книги о животных, которые не разговаривают

Мы с коллегами изучили весь российский литературный рынок, чтобы найти новых Паустовских, Бьянки и прочих авторов, которые пишут про природу, и установили, что за советское время всем видимо настолько надоела тема природы, что она почти не встречается у отечественных писателей. Есть Петр Багин и его произведения о лесе. Но очень мало увлекательного фикшна на уровне Джеральда Даррелла и Джеймса Хэрриота.

Прямым наследником Даррелла является Станислав Востоков, который долго стажировался в его зоопарке и учился у него не только писать, но и ухаживать за животными. В книге «Не кормить и не дразнить!» он рассказывает множество баек про неговорящих зверей в московском зоопарке. «Прокопий Капитонов» – фикшн-история про современного мальчика со всеми атрибутами XXI века. Он живет в деревне, где полно коз, коров, овец и вообще кипит насыщенная жизнь с элементами детектива. Другие книги Востокова – «Фрося Коровина» и «Брат-юннат».

«Куда бежишь?» и «Здравствуй, лошадь!» Аси Кравченко – вполне анималистическая литература. Это истории про животных, немного разговаривающих между собой.

Супер-классик французской литературы – Даниэль Пеннак. Его книга «Собака Пес» написана от лица бездомной собаки, которая ищет хозяина. А «Глаз волка» повествует о темнокожем мальчике и полярном одноглазом волке. Встретившись в зоопарке, они смотрят друг на друга и безмолвно рассказывают о своих путях, которые привели их в это место. Это не сказки, а реалистические философские повести от лица животных про экологию, социальность и т. д.

Другие миры

Референсы – «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Волшебник страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума, «История, конца которой нет» Михаэля Энде.

Классик фэнтези и фантастики Урсула Ле Гуин, которую обожают во всем мире, – автор многих книг для подростков и детей, в том числе «Крылатых кошек».

По философской «волшебности» на «Историю, конца которой нет» похожа книга «Река, текущая вспять» великолепного французского писателя Жан-Клода Мурлева, лауреата Премии Астрид Линдгрен прошлого года, автора мрачных взрослых и подростковых романов. Это двусторонняя книжка-перевертыш – в ней сходятся две истории, описывающие философский мир с красивыми образами. Это поиск смыслов, а не волшебство ради волшебства.

Тамара Михеева – сказочница и создатель фантастических миров. Один из которых воплощен в фэнтези-серии «Семь прях». Ее героиня Мия живет во вселенной со всеми атрибутами фэнтази: самопишущиеся волшебные книги, райские птицы и многое другое. В эту же линию можно поставить обожаемых детьми «Часодеев» Натальи Щерба и «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой.

Безопасный мир для чтения вместе

Пример такого мира – «Муми-тролли» Туве Янссон. У них есть абсолютно логическое продолжение в лице норвежского классика Руне Белсвика и его книг про Простодурсена и его друзей. Они, как и муми-тролли, непонятно кто и живут непонятно где. Но это очень уютные персонажи, переживающие бытовые приключения.

Смешной абсурд и легкая печаль

Референс – нежная и философская книга «Про Ежика и Медвежонка» Сергея Козлова. В ней есть много тем для обсуждений при минимальной интеллектуальной и максимальной эмпатической «полезности».

Подобная нежность присутствует также в книгах потомка русских эмигрантов Тоона Теллегена («Не все умеют падать», «Письма только для своих» и др.). Его переводили на наш язык довольно давно и много ставили в театре. Это невероятно смешные книги, каждая коротенькая история действует как лекарство для души.

Смешное и абсурдное

Из суперклассики с родительской полки обычно все вспоминают «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. Но у итальянского писателя есть также «Сказки по телефону», где он проявил себя как настоящий экспериментатор, сюрреалист и в целом классный детский писатель. В «Сказках…» нет морали, это короткие, смешные и даже абсурдные, очень динамичные и разнообразные истории, которые легко читать. А для родителей и специалистов, которые занимаются литературой и педагогикой, это настольная книга по природе фантазии: как сочиняются истории, игры, как устроена фантазия, как запускается механизм воображения.

«Нетерпеливые истории» Бернара Фрио – большая линейка коротких смешных историй.

Книга «Зеб.» принесла голландцам Гидеону Самсону (автор) и Йорену Йошуа (иллюстратор) множество наград и за текст, и за картинки. Она рассказывает о том, как запретили слезы. На этом фоне возникают абсурдные бытовые ситуации, которые авторы разворачивают совершенно по-разному и очень смешно.

«Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросенке» Бьёрна Рёрвика – короткие смешные истории про Лиса и Поросенка с абсурдным юмором и языковой игрой. При этом никакой морали «что хотел сказать автор». Автор хотел получить удовольствие, и он его получил. Книга прекрасно читается вслух.

Главный абсурдист и юморист в русской литературе – учитель музыки, поэт, драматург и писатель Артур Гиваргизов. Он создает маленькие повести для любителей больших путешествий. Объяснять, что пишет Гиваргизов бесполезно, потому что главное как.

Для совсем сильных духом – Сергей Седов, абсолютный абсурдист. Его самая мирная книга – «Жизнь замечательных игрушек» про ожившие игрушки.

Заявка на классику от молодого писателя Вали Филиппенко – «Папа ищет работу». Это и сказка, и абсурд: папа девятилетней героини ищет работу, но необычную, например, разгонятель облаков, спасатель мороженого и т. п. Дочка вместе с мамой наблюдают за поиском отцом его истинного призвания. Начинается все как ситуация прагматичного характера, но в итоге она разрешается волшебным образом.

Просто смешное

Сергей Вольф, автор «Глупо как-то получилось», – представитель ленинградской школы «прозрачных» писателей, современников Драгунского. Это большие писатели, которые ушли в детскую литературу, потому что она менее цензурирована. Они писали «тонкие» смешные истории про сверстников, но которые, конечно, требуют исторического контекста.

Энн Файн и ее «Дневник кота-убийцы» – ничего кровавого, просто птичка, котик и великая британская писательница и сценарист.

«Омлет с сахаром» Жан-Филиппа Арру-Виньо – довольно популярная серия книг про многодетную семью, в которой все дети – Жаны, а еще они жуткие шкоды, на которых часто сердятся родители.

«Ковчег отходит ровно в восемь» Ульриха Хуба – остроумная книга и популярный театральный материал о скучающих пингвинах и их споре на тему Бога.

Классика испанской литературы – «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо рассказывает про мальчика-неудачника со всеми штампами и стереотипами, а также большим количеством хулиганства.

Устройство непростого мира

«Цирк в шкатулке» Дины Сабитовой – одна из первых книг на русском языке про простых, несчастных и «заброшенных» детей, которые проживают в цирке и все равно ищут себя.

Частично про цирк рассказывает и книга Кристины Стрельниковой «Не мешайте лошади балансировать». Очень тонкая история про разных детей, отчасти про инклюзию. Герои отражают посыл книги: люди могут быть разными, иметь разные мнения, и никто не хуже и не лучше других.

В центре сюжета «Музыки моего дятла» Анны Анисимовой слепая девочка, которой ее недуг не мешает счастливо жить. Это пример инклюзии здорового человека.

Книги Нины Дашевской «Вилли» и «Около музыки» рассчитаны больше на подростков, но их можно читать и детям помладше. В них нет серьезных драм, но переживаний много, так как акцент делается на внутреннем состоянии героев.

«Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти – одна из самых узнаваемых книг про смерть бабушек и дедушек, семью, взросление.

«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», «Маленькая повесть о любви» Ульфа Старка – небольшие повести с незабываемыми текстами, остающимися в памяти надолго. Автор затрагивает разные глубокие темы: отношения между детьми, первая любовь, доброта и чуткость и даже социальная проблема одиночества человека в современном мире.

«Чудо» Ракель Паласио рассказывает о мальчике с множественными аномалиями в строении лица. Герой идет в школу и ожидаемо получает свою долю буллинга. Он сильно страдает, ведь непросто принимать себя таким. При этом мальчик очень позитивный и с иронией относится к самому себе.

«Послушай мое сердце» Бьянки Питцорно – книга про дружбу учениц младших классов и преподавательницу-взяточницу, не любящую бедных детей. Школьники пытаются ей всячески отомстить. Итальянская школа узнаваема и отечественным читателям.

«Пакс» Сары Пеннипакер затрагивает серьезные темы: ответственность, война и мир, выбор своего пути, зависимость от взрослых, жестокость мира. Все герои так или иначе морально травмированы, но стремятся к тому, что по-настоящему ценно.

«Чай всегда в четыре» Элейн Конигсбург – история о встрече абсолютно разных детей в школе. Они попадают в одну команду для подготовки к интеллектуальному турниру: разные характеры, бэкграунд, травмы. Благодаря учительнице они идеально дополняют друг друга, помогают и находят в себе внутренние ресурсы.

Подготовила Полина Захаренко

Фотография – Марии Моисеевой, фото книг – из открытых источников

 

Видео лекции Марии Орловой

 

наверх