Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Какие фразы из рамтовских спектаклей вы чаще всего цитируете??

26.04. 2020

«Берег утопии» можно цитировать бесконечно. Вот то, что вспомнилось.
«В жизни тебя больше ни о чем не попрошу!» (Когда Бакунин брал в долг)
«Да, я из России, жалкий ты подкидыш!» (Белинский в монологе о литературе)
«Еще один закат, еще чуть ближе к Богу» (Бакунин-отец)
«Будешь давать уроки музыки. Какая разница?» (Бакунин – сестре Варе на вопрос, на что она будет жить заграницей. В утешение и ободрение во время финансовых проблем)
«Дети. – Существуют». (Разговор Станкевича и Белинского об объективной реальности)
«Некоторые люди» (Предложение Шевырева Чаадаеву заменить слова «Россия» и «мы» на «некоторые люди»).
«Жупел бродит по Европе» (Тургенев, ища нужное слово. Употребляю универсально – говоря о политике).
«Возможно, не для вас. Возможно, не для ваших детей..» (Герцен о всеобщем благополучии).
И любимая цитата для письменных бесед о пользе книг:
«Доктор. Сказать вам, что такое полезная книга? «Как избавиться от геморроя» доктора Маккензи! <…> Тургенев. Я обнаружил, что чтение книги доктора Маккензи заставляет меня постоянно думать о своем… в то время, как, читая Пушкина, я совершенно о нем забываю. Практическая польза. Я в нее верю».
Из «Алых парусов»:
«Жалко мальчика» – «Всех жалко!»
«Мечта не кормит, мечта не греет!»
«Но покуда сердце бьется
И стучится птицей в душу,
Пой, пой, пой, пока поется,
Пой! И никого не слушай!»
Из «Доказательства»:
«Первые два свидания каждый платит за себя!»
Анна, редактор, 45 лет

Люблю фразу из «Свои люди – сочтемся»: «Не забудьте нас, бедных-заключенных».
Из «Ничья длится мгновенье»: «[На шахматной доске] Есть только один король, второй должен сдаться». И из «Эраста Фандорина»: «Если мотылька на свечку манит, все равно сгорит».
Ольга, 46 лет, курьер

Чаще всего спасают две фразы из спектакля «Гупешка»: «Слушайте, да Вы просто чудовище...» – «Ну, знаете ли, все мы не без изъяна!» И фраза Знайки из спектакля «Незнайка-путешественник», когда надо приободрить и успокоить: «Ворчун, я говорю: солнце!»
Анна, 32 года, осветитель РАМТа

Зная практически наизусть «Фандорина», «Алые паруса» и «Зинаиду Райх» мы с сестрой иногда играем во фразы: она говорит начало, а я конец и наоборот. Это очень весело… Но вот фраз, которые я использую в повседневной жизни, не так много.
Мария, 35 лет, учитель начальных классов

Наиболее часто не только я, но теперь уже и все мои коллеги по отделению цитируют Хирина из спектакля «Чехов-GALA» с его «воспалением во всем теле» (без доли юмора и в нашей профессии – никуда). В ближнем «круге посвященных» прижились фразы из «Самой легкой лодки в мире»: «В нашей стране инфляции нет», «Мейд ин Кашира», «Сдаем белье, свое не надо, – казенное», «Мы же с вами что попало едим» и воспоминания о Кларе, которая «должна, как минимум, усопнуть». Не цитирую, но часто вспоминаю и стараюсь следовать замечательным строкам из «Алых парусов»: «Никогда не грустить, ни за что не грустить, не грустить, как бы ни было трудно», «Посеяв зерно, надо возделывать всходы, или не сеять зерно» и «Надо жить, пока не устал, и любить, пока не остыл!» Ну а цитата, которая, может быть, не так часто произносится, но наиболее прочно и глубоко врезалась в память, – утверждение Хейвуда из «Нюрнберга»: «Мы – это то, во что мы верим, что защищаем. Даже если защищать это невозможно».
Вера Синозерская, 39 лет, врач

Живу в другом городе, но есть спектакль, который мне посчастливилось видеть в РАМТе пять раз: это «Алые паруса». И любимая цитата в нем: «Любовь творит чудеса». Из него же слова, которые знаю наизусть и каждый раз больше всего жду (хотя, конечно, в обычной жизни не цитирую): «Пусть говорят, что руки не подал, пусть говорят, что я убил. Но не судья мне, кто глуп и подл, и не судья мне, кто не любил». А еще очень пришлась по душе цитата из «Самой легкой лодки в мире»: «Мы одуванчики с самого начала, а к старости становимся божьими».
Людмила, 62 года, пенсионерка.

На этот раз нашей семье даже спорить не пришлось. Топ цитат от РАМТа абсолютно очевиден. На первом месте «философические причины» из «Эраста Фандорина», к которым уже не первый год прибегаем для объяснения того или иного поступка, не имеющего других, более объективных аргументов. На втором (не подумайте плохого!) – «сохраню верность коньяку» из того же великолепного спектакля. Третье же за последний год прочно заняла «опростать место» из «Оборванца».
Александр Кордюков, 47 лет, начальник охраны ИЦ

«Что не так на картине?» – слова Герцена из спектакля «Берег утопии» вспоминаются в тот момент, когда вижу явное несоответствие действительности или пытаюсь решить какую-нибудь задачу.
«Вместе так вместе!» – cлова Голицына из спектакля «Последние дни», ставшие девизом на работе.
«Мы любим сказки, но не верим в них, мы верим показаниям приборов, и повинуясь логике компаса, меняем курс – и попадаем в шторм!» – слова Эгля из «Алых парусов», которые звучат лейтмотивом по жизни с тех пор, как услышала их в исполнении Алексея Блохина.
Мария, 28 лет, пиар-менеджер

Я периодически цитирую Леди Эстер из «Эраста Фандорина»: «Найти свой путь – самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас –редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример – Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке...»
Наталья, 36 лет, специалист по работе с населением

С детьми, конечно, чаще всего вспоминаем и цитируем «Зобеиду».
В особенности импровизации при разговоре Синадаба Синадабыча с министрами:
– Вы купили парк Зарядье? Поздравляю!
– Министр, что вы хотите? – Трешку в центре.
И стихотворение от Синадаб Синадабыча про голую старушку.
Ну и еще, если я велю детям что-то сделать, а они не хотят:
– Отец мой, нет!
– Сына, а-та-та!
– Отец мой, нет!
– Сына, ремень!
Из «Четвертого богатыря», особенно если кто-нибудь никак не уложится спать:
– Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани! (противным голосом Асмодея)
Если считаются песни, то регулярно поем что-то из «Алых Парусов». Один из лучших моментов прошлого лета – когда младшая дочка купалась в море в ветреный день и во весь голос распевала про волны и ветер, и рифов коварных твердь.
«Игры на крыше старой мельницы» подарили мне одну из любимых воспитательных цитат: «Что за люди забывают закрывать ворота старого кладбища?»
Из взрослых спектаклей чаще всего вспоминаю «Шатова»:
«Бывали с вами, Шатов, минуты вечной гармонии?»
«А на меня лучше всего смотреть как на мышь и мной не обижаться».
Екатерина, 36 лет, репетитор
Маша, 13 лет и Аня, 10 лет

Отвечая на вопрос, конечно, хотелось бы щегольнуть интеллектом и привести в качестве примера что-нибудь умное. Монологи из «Берега утопии» целиком, например.
Правда, однако, в том, что РАМТ врос в нашу (мою и ближайшего окружения) речь настолько, что некоторые цитаты уже не осознаются как цитаты. Иногда цитатой является даже интонация.
Например, «а черт его знает» следует произносить строго с интонацией Евгения Редько в роли Бриллинга («Эраст Фандорин»). «Да что вы говорите?» – только с интонацией Изнаура Орцуева в роли Рошфора («Мушкетеры»).
Конечно, многое цитируется и сознательно, но чаще цитаты из спектаклей РАМТа – это что-то, что, с одной стороны, служит строительным материалом для речи, а с другой – опознавательным знаком для «своих».
«Да, сын мой. Да, дочь моя. Да... уж», – и это поймут в полной мере только те, кто видел Андрея Юрьевича Бажина в «Скупом».
«Нас посадят за такое», – а это уже голосом Михаила Шкловского в роли Лафлеша (все тот же «Скупой»).
«Вот так и живу, ребята», – Дмитрий Кривощапов, мельник в «Играх на крыше старой мельницы».
«Ну и где этот монастырь?» – Дмитрий Бурукин, д'Артаньян, «Мушкетеры».
«Ой, а я выиграл», – Петр Красилов / Михаил Шкловский, Фандорин, «Эраст Фандорин».
Ну и, конечно, «В последний раз, в жизни тебя ни о чем не попрошу!» – Степан Морозов, Бакунин, «Берег утопии».
Мария, 33 года, репетитор

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх