Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Путешествие маленького поросенка в мир больших денег

Премьера спектакля «Мой первый бизнес» в Черной комнате РАМТа

27.10.2024

Первая премьера этого сезона в РАМТе получилась форс-мажорной. Накануне неожиданно заболела актриса. Но театр на то и театр, чтобы включить фантазию и выйти из ситуации достойно, решив проблему творчески. Одну из трех исполнительниц в первом спектакле «Мой первый бизнес» заменил… режиссер Иван Пачин – так, что никто ничего и не заметил. Просто бабушка в его спектакле стала дедушкой, а корова… так и осталась коровой.

В книге Наталии Перевезенцевой «Первый бизнес поросенка Феди» режиссеру понравилось название. А дальше он не побоялся сделать из него спектакль, который рассказывает малышам в игровой и шутливой форме об основных бизнес-понятиях и отношении к деньгам в целом, что даже взрослым смотреть его страшно увлекательно.

– Любой мой спектакль рождается достаточно легко, – приоткрыл секрет своего театра Иван. – Три героя рассказывают и много играют. Потому что нам, взрослым, важно помнить, что мы тоже были детьми, а теперь мы – взрослые дети. Что же касается самой истории, то она про деньги и про то, как их лучше тратить. У нас есть лозунг: «Большие деньги – большая ответственность».

Поросенок Федя очень любит покупать и уговаривает маму дать ему денег, чтобы отправиться на ярмарку за медом (и даже придумывает Медовник, который наступит завтра, а без меда праздновать его ну никак не годится). Но вот незадача – у мамы нет мелких денег – только «лев», а это 20 «звериков» одной купюрой. Феде придется принести сдачу!

– Когда он потерял все денежки, он взрослеет и начинает принимать взрослые решения, – рассказывает о перипетиях своего героя исполнительница роли поросенка Дарья Затеева. – Безусловно, нам хотелось в театральной форме провести реальные подсчеты, потому что одна из задач – научить ребят считать. И они вместе с Федей вступают в эту игру, сопровождают его на пути, становясь участниками процесса. Сначала ему тяжело. Он думает, что продавать на ярмарке – это разложить любые вещи и заломить любую цену. Но в итоге открывает прибыльный бизнес благодаря партнерам, которые помогают ему вырасти как бизнесмену.

Следуя заповедям Наталии Сац о воспитательной и художественной составляющей детского спектакля, Иван Пачин привлекает к его оформлению современного художника-иллюстратора Анну Леонову, живописные задники которой, выполненные в жанре наивного творчества и похожие на ребячьи рисунки, вносят в постановку эстетическую составляющую. Остальные же декорации и реквизит работают на еще одну задачу театра для детей, сформулированную той же Сац – «пробуждению собственного творчества зрителей».

– Мне кажется важным в нашем спектакле очень стильное отсутствие декораций, – отмечает актриса Диана Морозова, сыгравшая роль мамы Феди и еще множество других. – Потому что тогда у детей развивается фантазия. Когда какая-то маленькая коробочка вдруг превращается в баночку меда, другая – в цветочную лавку паука, а мы сами – в деревья, это все очень здорово увлекает.

– Весь наш реквизит очень простой, – дополняет режиссер, – его можно найти и дома. Я уверен, что из комнаты ребенка можно сделать огромное количество спектаклей. Мы даже призываем к этому детей, особенно семилеток, которые только пошли в школу и, приходя домой, снова возвращаются к своим игрушкам. Мы хотим, чтобы ребенок, посмотрев наш спектакль, вместе с родителями сделал такой же свой, чтобы театра в этом мире было больше.

Спектакль получился не только фантазерский и импровизационный, где, по словам Дианы, артистам даже разрешается пошалить. Он еще и очень музыкальный. Песни к нему написала драматург Полина Коротыч, музыку – Ренат Шавалиев, аранжировал Алексей Ворошень. Кстати, самая любимая у Дианы – песня мамы и дедушки (которого теперь в спектакле играет Дмитрий Бурукин). В ней, да и во всех остальных столько юмора, что «очень кайфово» и артистам, и зрителям.

Но, пожалуй, главный секрет постановки для детей – это относиться к маленьким зрителям как ко взрослым. Об этом говорят абсолютно все создатели «Бизнеса». Дарья отмечает, что дети абсолютно способны решать проблемы, о которых говорят в спектакле, они в чем-то умнее взрослых и их фантазия гораздо богаче. Диана же подчеркивает:
– Мы в этом спектакле не «бебешничаем» с детьми, как с маленькими. А, произнося новые слова, открываем для них новый мир и ­– мне кажется, это и есть самое главное – увлекаем их. Даже показывая каких-то животных, делаем это на полном серьезе, от чего возникает интерес и у нас, и у детей.

А еще процессе спектакля артисты обязательно посчитают, какие они услуги вам оказали и сколько за это заработали. Такая подробность, пожалуй, заинтересует взрослых. Детям же будет любопытно, как первая песенка Поросенка Феди «Я люблю покупать» превратится в «Я люблю продавать», потому что спектакль закончится успешной реализацией бизнес-идеи Феди и его партнеров под названием «шок-молоко от Поросенка и Ко». Почему «шок»? За подробностями приходите в Черную комнату РАМТа. Еще и подарки получите, ведь спектакль создан по инициативе и при поддержке генерального спонсора театра – Банка ВТБ.

Ольга Бигильдинская

Фото Марии Моисеевой и Сергея Петрова

 

наверх