Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Чехова больше волновали человеческие проблемы»

«Каштанка» в прочтении Владимира Богатырева на Маленькой сцене РАМТа

27.04.2024

История Каштанки знакома всем нам с детства: маленькая собачка потеряла хозяина и попала в дом циркача мистера Жоржа. Этот чеховский сюжет обрел новое воплощение в Молодежном.

Сцена почти пуста: вся ее сценография – лишь деревянная ширма и одинокий стул. Но через несколько мгновений ее пространство заполнит шумная компания серо-коричневых фигур, все как одна подозрительно похожих на Антона Павловича – и пустоты как не бывало. Они начнут делить единственный на всех стул, попеременно занимая его я предлагая к представлению «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайку»... В итоге импровизированную трибуну займет «настоящий» Чехов, предложение которого подхватят и все остальные:

– «В ученом сообществе». Или – «Каштанка»!

Чеховы мгновенно рассыпятся по сцене, скинут пальто и начнут примерять на себя персонажей рассказа. Они так и будут менять лица, перевоплощаться, вырастать и таять. Лишь одна – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу» – останется самой собой.

– У меня было ощущение, что я что-то упустил в школьной программе, когда перечитал рассказ и открыл для себя произведение, где сосуществует много интересных тем, краткость большого содержания, – рассказал режиссер спектакля Владимир Богатырев о замысле спектакля. – Еще я понял, что Чехов считал: не должно быть специальной детской литературы – либо плохая, либо хорошая. И из хорошей нужно давать детям то, что они смогут понять.

Сюжет о потерявшейся собаке часто сбивает с толку взрослых, считающих «Каштанку» книгой для детей. Режиссер объясняет, почему это не так:

– То, что собачка потерялась, Чехова, конечно, волновало, но больше волновали человеческие проблемы. Поэтому [в работе над спектаклем] мы искали эту грань соединения человеческого со звериным. И самое сложное для нас было нащупать актерское существование, когда в героях есть человеческое, но пластически это звери. На первом курсе артисты делают этюды зверей, и тут им пришлось вспомнить юность.

Режиссер, как и Чехов, предлагает публике посмотреть на мир Каштанки (Евгения Белобородова) ее глазами. Ведь рыжая собака видит все совершенно иначе, дает каждому событию и человеку особенную, собачью оценку. Всех людей она делит на своих и чужих, то есть на «хозяев» и «заказчиков», и первые вызывают уважение, а вторые – презрение и страх.

Но настоящий хозяин у Каштанки лишь один – столяр Лука Александрыч (Виталий Тимашков). Вечно пьяный, жестокий Лука – самое дорогое, что у рыжей собаки есть. Пусть в его доме ее бьют, издеваются, плохо кормят, там – любимые люди и… такой родной запах теплых опилок. Их образ станет преследовать собаку повсюду, как призрак прошлой и, как ей кажется, счастливой, жизни: опилки будут сыпаться снежинками, когда она потеряется и останется на улице одна-одинешенька, появляться во сне, грезиться наяву.

Евгению Белобородову режиссер выбрал на главную роль неспроста. В поиске актрисы, точно воплотившей характер героини, ему было важно, чтобы в ней соединилась ее земная природа с возвышенностью, способностью воспринимать «какие-то романтические вещи». Было необходимо, чтобы, сохраняя качества Каштанки, она нашла в себе и то, что есть у Тетки, как назвал ее новый хозяин, подарив возможность совершенно иной судьбы.

Однако, оказавшись у мистера Жоржа (Алексей Мишаков) и попав в благополучную и сытую жизнь, Каштанка не может оставить мыслей о родной столярной мастерской. Она задает себе совсем не собачий вопрос: где ей быть – там, где ее любят и ценят, или где третируют и унижают? Казалось бы, ответ очевиден, но не для нее…

– Я люблю Тетку, но мы все равно выносим [на суд зрителей] вопрос, правильно ли она поступила, или нет. Это извечный вопрос осознанного выбора, – рассказала о наполнении роли Каштанки ее исполнительница Евгения Белобородова. – И я свою героиню ассоциирую с собой и со многими людьми рядом. Я даже с психологами общалась о том типе личности, у которого родители или муж абьюзеры. Из этого быстро не выскочить, нужна работа над собой и помощь специалиста извне. Но мы бы хотели, чтобы зрители [после нашего спектакля] задумались о своей жизненной ситуации и приняли внутреннее решение: «А я пойду, и скажу нет!» или «Я не пойду туда больше, хватит».

Но не только Каштанка в этом спектакле – почти человек. Таковы и гусь Иван Иваныч (Иван Забелин), и кот Федор Тимофеич (Иван Канонеров), и свинья Хавронья Ивановна (Людмила Цибульникова). Обитатели «ученого сообщества» по-людски харáктерны. Первый – рассудителен и мудр, второй – флегматичен и размерен, третья – энергична и добродушна. Актеры наделили своих персонажей отличительной пластикой, интонацией, повадками.

– Я долго искал [решение образа], и хотя моя задумка была взять немного от Валентина Гафта, в итоге получилось слияние нескольких людей (в том числе и Владимира Богатырева), из которых родился гусь Иван Иваныч с его мыслями, переживаниями, с его темой, – рассказал о процессе создания образа своего героя Иван Забелин. – Главная тема Гуся для меня в том, что он открывает Каштанке понимание смерти. Каждому ребенку в какой-то момент с этим необходимо столкнуться и принять – получить определенный эмоциональный опыт, который позволяет смотреть на жизнь несколько иначе.

Каштанку увлекает компания новых друзей и мир цирковой жизни. В нем все гораздо интереснее, чем в ее прошлом. Интересно и нам наблюдать за тем, как люди перевоплощаются один в другого, предметы оказываются не тем, чем являются: табуретка становится свиньей, ширма – фортепиано, комната – ареной. Художник Евгений Никоноров создал настоящую сценографическую мозаику, в которой все становится всем, миром грез, в котором нет ничего невозможного. Мир спектакля – витраж, калейдоскоп из ярких образов, очень похожий на Каштанкин сон.

– Секрет спектакля в жанре и способе существования, – рассказывает Иван Забелин. – Это почерк Владимира Александровича: чтобы спектакль рождался на глазах у зрителя. Чтобы была импровизация, которая происходит здесь, на сцене, где все, что угодно может стать всем, чем угодно.

На сцене же хозяин этого сна – сам Антон Чехов (Сергей Печенкин). Ни на мгновение он не оставляет свою Каштанку, бережно ведет ее через лабиринт сновидений и наблюдает –то притаясь в темном углу, то вырастая над героями темным силуэтом. С огромной любовью он описывает всех своих персонажей, но особенно привязан к собаке. И с пониманием относится к ее выбору – вернуться к жестокому пьянице. Ни Чехов, ни режиссер, ни актеры не осуждают Каштанку. Но заставляют задуматься, правильно ли она поступила.

– Чеховский мир – это огромная горечь по поводу людей, которых он любил, горевал за них. Но при этом ирония к жизни, абсолютно бессмысленной. Поиск сочувствия и иногда даже докторского цинизма и трезвости по отношению к ней, – рассказал о своих ощущениях в процессе работе над литературным материалом спектакля Алексей Мишаков. – Я вообще открыл для себя Чехова. Это писатель, который в чем-то даже безжалостный по отношению к себе, к тому, что с ним происходит. Он не сильно радуется счастью, понимая, что дальше будет все как обычно, но и не сильно грустит, потому что знает – и это закончится, будет новое. Это баланс, трезвость мудрого и сострадающего человека.

И, как и другие создатели спектакля, Алексей продолжает размышлять о смысле постановки:
– Для меня этот спектакль о том, что мы сами можем управлять и решать что-то в своей жизни, но мы либо этого очень боимся, либо нам легче, чтобы нас куда-то вели, нравится нам это или нет. Иногда нам не хватает смелости, твердости в том, чтобы отрезать какие-то эпизоды жизни, к которым не хочется возвращаться.

Говоря о потенциальной аудитории спектакля, режиссер высказал пожелания, чтобы зрители на него приходили семьей:
– Но с детьми 12+, не раньше. Важно, чтобы смотрели подростки определенного возраста, когда они могут понять. А взрослые могли бы объяснить подростку то, чего он не понял. Это не занудство, а воспитание чувств. Ведь мы все равно мы в каком-то смысле воспитатели.

Ну а открыть для себя и понять, помимо «Каштанки», режиссер предлагает и самого Чехова, другие произведения которого рассыпаны по всему тексту спектакля. Их-то как раз взрослым и будет легче угадать и подсказать зрителю помладше, в каком направление продолжить свое знакомство с писателем. И, конечно же, рамтовская «Каштанка» – хороший повод для совместных переживаний, обсуждения в кругу семьи художественных и нравственных сторон рассказанной Чеховым истории.

Дарья Федосова
Александра Ерошенко
Ольга Бигильдинская

Фото Сергея Петрова

наверх