Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Универсальное детство»: театр для всех членов семьи

В РАМТе подвели итоги режиссерской лаборатории

28.10.2024

16 сентября 2024 года в РАМТе подвели итоги режиссерской лаборатории «Универсальное детство» по поиску драматургического материала для семейного просмотра. Финальные показы эскизов прошли на камерных сценах Молодежного для аудитории, от оценки которой во многом зависела дальнейшая судьба представленных работ. Ключевая цель лаборатории – пополнить репертуар театра уникальными спектаклями, охватывающими интересы и детей, и их родителей.

Мечтать не вредно, вредно не мечтать

«Отчего люди не летают?» И правда, отчего? Например, главному герою пьесы Екатерины Тимофеевой «Мальчик-головошар», десятилетнему Марку (Иван Канонеров), это удается с легкостью. Нужно всего лишь чуточку помечтать, и наперекор законам физики он тут же оторвется от земли в прямом смысле этого слова. Ощущение невесомости переносит мальчика в мир детских грез, где города обязательно пряничные, а облака из сахарной ваты, и самое главное – не существует правил. Родители (Тарас Епифанцев и Дарья Семенова) с трудом уживаются с необычной способностью любимого сына. Когда едва контролируемые полеты рискуют выйти за границы детской комнаты, взрослые привязывают Марка к себе с помощью ниточки.

Чтобы воплотить полеты Марка на Маленькой сцене, режиссер эскиза Ильдар Хуснуллин кладет его на белое полотно, давая возможность вращаться на 360 градусов. Камера, закрепленная на потолке, транслирует изображение мальчика на экран в режиме live. Визуальная иллюзия, несложная видео-анимация, немного зрительской фантазии и вуаля: маленький мечтатель парит в облаках.

За юмористическую сторону постановки отвечают герои Александра Трачевского. Его умудренный жизнью профессор советует всеми способами приземлять мальчика, озвучивая пугающе длинный диагноз «деструктивно-компульсивно-апельсиновое расстройство». А уморительно загадочная гадалка, по которой явно плачет одно мистическое шоу, делает смешное каламбурное предсказание о судьбе Марка, которое еще обязательно по-чеховски «выстрелит».

Мальчик-головошар в красной шапочке и таких же ярких носках представляется персонажем детской сказки, однако за легкостью и «воздушностью» действия скрывается глубокий философский посыл. Пьеса не только подчеркивает важность мечты, но и поднимает вопрос о балансе между мечтами и действительностью. Полеты Марка – символ его внутреннего желания абсолютной свободы и стремления к чему-то большему, чем обыденная статичная реальность. Ниточка, которой его привязывают родители, олицетворяет заботу, но также и ограничения, что могут встать на пути развития ребенка с неиссякаемой жаждой исследователя. Устанавливая почасовой распорядок дня и обклеивая стикерами с напоминаниями воздушный шарик, изображающий голову Марка, взрослые спускают сына на землю – ведь мальчику так вредно фантазировать.

Во время обсуждения эскиза взрослые зрители не смогли поддержать родителей уникального и одухотворенного ребенка: разве страх за жизнь и будущее своих детей в социуме – не естественная адекватная реакция любящей семьи? Рано или поздно они столкнутся с общественным понятием нормы, к которому придется адаптироваться. Так и Марк, взлетев, однажды должен испытать «падение»: осознать, что, кроме шоколадных домиков и сахарных облаков, есть твердая земля и вязкая грязь. После неудачной попытки дать отпор банде Толстых Тройняшек, обижающей девочку по имени Крис, мальчик утрачивает свою суперспособность.

На дискуссии после показа главный режиссер театра Марина Брусникина отметила полное соответствие эскиза задачам лаборатории: «Тут все сделано настолько простым языком, что, мне кажется, этот материал будет иметь отклик абсолютно в разных поколениях». А вот актрису Марию Рыщенкову «резанула» фраза о том, что взрослые не летают: «Потому что я летаю». Высказавшийся в конце обсуждения художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин дал советы режиссеру эскиза и предложил команде «Мальчика-головошара» поработать над темпом развития сюжета.

Вернуть надежду на чудо в мире

В основу эскиза Виктории Пучковой легла пьеса-сказка Григория Полонского «Не покидай», знакомая нам по одноименному фильму. Действие происходит в волшебном королевстве: там готовится закон забвения, который погрузит жителей во тьму и меланхолию. И только волшебная роза способна открыть людям правду о человеческой природе и вернуть надежду на чудо в мире, где все прогнило от лжи и лицемерия.

Виктория выбрала сложный для постановки текст: в пьесе есть элементы и киносценария, и повести, и сказки. На обсуждении эскиза режиссер рассказала, что для нее было важно вспомнить, что она смотрела и читала в детском и подростковом возрасте, и подобрать материал, подходящий для современных школьников. А зрители отметили, что в то время, когда под темами для подростков обычно подразумевают развод родителей, буллинг или первую влюбленность, они увидели сказку об общечеловеческих проблемах – таких, как злоупотребление властью, запрет на «плохие» эмоции и сильная любовь, от которой можно потерять голову.

Изначально в сказке несколько сюжетных линий, но режиссер опустила моменты, позволяющие разглядеть логику событий, и выявить ее удалось лишь в рамках обсуждения. Так в эскизе не показано, как бродячие артисты (Полина Каленова и Владимир Зомерфельд), пытаясь найти дорогу к городу, спасают принца Пенапью. А в то же время в королевстве принцесса Альбина (Антонина Писарева) ждет приезда своего жениха и не обращает внимания на влюбленного в нее библиотекаря Патрика (Марк Нестер). Действие обрывается в тот момент, когда бродячих артистов приводят к Королю (Семен Шестаков), который хочет приговорить их к смертной казни.

Заявленный жанр – «готический цирк» – точно характеризует происходящее. Сценография спектакля – украшенная флажками цирковая арена с наполненной шариками ямой посередине. В эту яму артисты проваливаются, как в лесной овраг; в ней же восседает Король, раздавая приказы придворным. Оформление спектакля кажется недостаточно ярким для «цирка», но его дополняют образы артистов: контрастный черно-белый грим и клоунские костюмы создают ощущение жуткой сказки, от просмотра которой и интересно, и немного страшно.

Режиссер довела сюжет до кульминационной точки, оставив не смотревших фильм и не читавших пьесу зрителей теряться в догадках, чем все закончится. Но они с увлечением размышляли о том, кого из героев выберет Альбина в мужья, какую роль в сюжете сыграет Патрик (чьи стихи на революционную тематику расходятся по всему королевству) и что случится с бродячими артистами. И несмотря на сюжетную неполноту эскиза, даже по нему было заметно главное достоинство пьесы. «Не покидай» – это мистическая история об универсальных вопросах, которые волнуют зрителя во все времена: любовь, власть и волшебство, способное объединить людей и подарить им веру в лучшее.

«Мне 14, и сегодня я начал ругаться матом»

Взросление ребенка – важный этап как для него самого, так и для его родителей. В какой-то момент всем детям хочется быть самостоятельными и независимыми от взрослых, они начинают осознавать свою индивидуальность и стремиться к самовыражению. Своего четырнадцатилетия с нетерпением ждет Гриша – главный герой эскиза Александра Чеботарева по книге Насти Рябцевой «Гриша не свидетель». Будучи всю жизнь лишь пассивным наблюдателем, в день своего рождения Гриша принимает решение стать действующим, он больше не может молча смотреть на травлю в школе и заступается за девочку Аню. Наблюдая за хулиганом в классе, наш герой задается вопросом, где тот научился издеваться: «Может быть, жестокость появилась оттого, что его словами в детстве били по роже?».

Переживания и мысли мальчика режиссер эскиза передал с помощью многоголосия рифмованного текста: Гришу играет вся команда актеров (Александра Аронс, Илья Барабошкин, Данила Голофаст, Дарья Затеева, Дарья Рощина, Антон Савватимов). Вместе с тем изменения, происходящие с главным героем, подчеркивает и атмосфера, созданная на сцене. Часть спектакля задумана интерактивной: случайный зритель исполнил роль елки на новогоднем празднике; а в день рождения мальчика каждому досталась конфета.

В эскизе нет композитора и хореографа: все показанное сцене – совместное творчество режиссера и артистов, которые заставляют нас задаться вопросом: свидетель я или нет? История Гриши оказывается примером того, что можно быть автором своей жизни, а не наблюдателем.

Среди зрителей оказались родители подростков, которые на обсуждении эскиза подняли важную тему: в современных реалиях дети все чаще подвергаются буллингу – как со стороны сверстников, так и со стороны учителей. Отстаивание своей позиции, умение не бояться – все это наш выбор, о котором и говорится в сюжете книги. Подростки сами вправе принимать те или иные решения, которые помогают им с уверенностью идти во взрослый мир.

Из реальности – в сказку

Лабораторию завершили показом эскиза «Чукля» по сказочной повести Александры Созоновой. Его режиссер, ученик Андрея Могучего Фамил Джавадов, опирается на сюжет книги, но добавляет в образы людей элементы мифов народов коми.

Мальчик Алеша (Максим Заболотний) попадает в больницу, работники которой поддерживают его физическое состояние, но совсем не заботятся о душевном. В стационаре он знакомится с загадочной нянечкой Чуклей (Евгения Белобородова), имя которой переводится с языка коми как «леший», и помогает ей найти осиновый листок, оказывающийся пропуском в другой мир. Теперь Алеше предстоит решить, что лучше: реальность, в которой нет поводов для радости, или сказка, где можно укрыться от проблем?

Декорации эскиза весьма условны: лишь полиэтилен в качестве больничной стены, кровать, табурет и немного нехитрого реквизита. Реализм серых будней нарушает едва намеченный образ фольклорного лесного царства: оно, словно призрак, возникает прямо в больничном пространстве благодаря игре света и тени. О том, каким могло бы получиться оформление, если бы эскиз получил возможность стать полноценным спектаклем, позволяют поразмышлять грим и костюм Чукли, выполненные в стиле «дарк фэнтези».

Мастер-класс на тему «как выглядит неосознанное равнодушие» дает «больничный ансамбль»: посетивший Алешу отец (Алексей Веселкин-младший), медсестра (Мария Денисова) и врач (Алексей Маслов), – в этом мире Алешу никто не слышит. Чукля становится его единственным другом. В больнице она отвечает за чистоту и первое ее появление навевает ассоциации со старыми сказками о Бабе Яге и Старухе-Смерти – так воинственно орудует она фольклорного вида метлой. Актриса наделяет Чухлю аутентичным «старушечьим» говором и осторожной, словно движения запуганного зверька, пластикой.

Больница стала для Алеши синонимом заточения, но эмпатичность и альтруизм позволили ему найти в этом пространстве равнодушия частицу доброты. Чукля оказалась для него и проводником в некий сказочный мир, который таит в себе и возможности, и опасности. Но эти темы были затронуты лишь на обсуждении, так как сюжет оборвался, когда Алеша стоял на пороге путешествия в неизведанное.

Высказываясь об эскизе, зрители затронули сразу несколько важных тем, среди которых принятие смерти, с которой ассоциируется переход Алеши в сказочный мир, и уход подростков в вымышленную реальность как бегство от бытовых проблем. Марина Брусникина отметила, что ситуация, в которую попал Алеша, и его поступки узнаваемы для родителей подростков. Хочется добавить, что спектакль по этой книге мог бы стать не только зеркалом тех проблем, с которыми сталкивается взрослеющий человек, но и показать, как фантазии могут помочь победить свои страхи – во всяком случае, потенциал сказочной повести позволяет развить эту тему.

Полина Захаренко («Мальчик-головошар»)
Анна Сливко («Не покидай»)
Екатерина Костевич («Гриша не свидетель»)
Нина Дымченко («Чукля»)

Фото Марии Моисеевой

p.s. Прочесть о лаборатории, а также посмотреть видеозаписи эскизов можно посмотреть на официальной странице проекта на сайте РАМТа.

 

наверх