Феерические падения со стола и стула
В РАМТе прошел мастер-класс по сцендвижению для зрителей
22.12.2015
18 декабря в РАМТе состоялся мастер-класс по сценическому движению, который провел актер, каскадер, постановщик пластики и боевых сцен в театре и кино, режиссер спектакля «Мушкетеры» Андрей Рыклин. Помогали ему в этом артисты Дмитрий Бурукин и Изнаур Орцуев. Класс состоялася в рамках цикла «Театральная академия» Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» .
Предновогодний рамтовский мастер-класс собрал более 40 человек, интересующихся разными аспектами актерской профессии, любящих активные занятия на грани спорта и искусства или просто желающих провести необычный вечер в дружественной веселой атмосфере. Среди участников были как «простые смертные», нечасто надевающие спортивную форму, так и вполне подготовленные люди, имеющие в активе профессиональную физическую подготовку. Эти последние, по собственному смущенному признанию, боялись разочароваться и вместо энергичного мастер-класса получить физкультуру в объеме школьной программы.
Но не таков Андрей Рыклин, чтобы снижать планку мастерства и требований (прежде всего к себе) в зависимости от аудитории. Хотя о школе вспомнить все же пришлось, пусть и в неожиданном контексте: постановщик сразу же заявил, что собирается провести занятие в формате урока «занимательной физики». Но задачки на этом уроке решались сугубо практические: как распределить вес тела во время падения, чтобы не удариться, куда убрать колени и локти, норовящие упереться в пол, и даже насколько высоко нужно поднимать пятую точку для правильного кувырка.
Предваряя занятие, педагог очень интересно рассказал о существующих театральных системах, привел примеры из трудов М.Чехова, сравнил пластическую выразительность в театре и балете, раскрыл особенности подготовки артистов в институтах. Любопытная деталь: актеры учатся сцендвижению прямо на полу, ведь комфортно падать на мягкий коврик в боевых условиях спектакля, увы, не придется. Так что участники мастер-класса, занимавшиеся на паркете рамтовского фойе, смогли в буквальном смысле слова почувствовать на себе, что есть актерская профессия.
В ту самую минуту, когда зрителям остро захотелось применить теорию на практике, Рыклин невинным вопросом «а как люди падают?» перевел театральный ликбез в активное занятие. Опытным путем сразу же выяснилось, что падать можно по-разному, с различной степенью эффектности и шума, а также с неизменным риском сломать себе шею. А нехитрое упражнение под условным названием «падаем и катимся» показало, что в человеческом теле множество костей и выступающих частей, которые чрезвычайно мешают выполнять задание безболезненно.
Блистательные помощники мастера немедленно и с завидной легкостью показали правильное выполнение упражнения. Участникам оставалось всего ничего: повторить. Но даже после наглядной демонстрации «миссия» казалась все-таки impossible. Привычка работать собственным телом и управлять им в необычных условиях приобретается не за полчаса, да и занятиям должна предшествовать энергичная разминка. Тем не менее, пришедшие в РАМТ любознательные зрители оказались способными учениками и «схватили» принципы сцендвижения достаточно быстро. Ну а довести исполнение до блеска они смогут и дома к восхищению и ужасу друзей и близких.
А дальше первый страх улетучился, и дело пошло веселее, легче и увереннее с каждым новым разученным движением. Немало способствовало раскрепощению и потрясающее чувство юмора педагогов. Участники кувыркались, падали «пингвинчиком» вперед и назад, выполняли кувырок и падение в связке. Энергично покатавшись по полу и активно таким образом размявшись, пытливые зрители получили массу эмоций, выполняя в паре с Андреем, Димой или Изнауром хитрый кувырок. Слова в этом случае несовершенны, но камера нашего фотографа придет на помощь читателю.
Завершился мастер-класс исполнением феерического падения со стола и стула. Страшным упражнение оказалось только на первый взгляд, а на деле профессиональные артисты раскладывают сложное движение на составляющие, так что риск сводится к минимуму, а боязнь исчезает. Искусство кино и театра – воистину великая иллюзия: классическое «поскользнулся, упал, очнулся – гипс» случается только в жизни, а у специалистов своего дела все просчитано до миллиметра. Артисты точно знают, куда падать, в какую сторону ползти и, главное, где стоит камера режиссера, которой предстоит зафиксировать эффектное действо.
О том, помогают ли эти навыки в реальности, ведущие мастер-класса скромно умолчали. Вряд ли в семейном кругу они бросаются со столов, чтобы проверить, насколько хорошо управляют собственным телом. Поэтому соприкосновение со сценическим движением для людей, пришедших этим вечером в РАМТ, оставило место для размышлений и экспериментов.
А если без шуток, то очередная встреча в рамках проекта «ТЕАТР+» подарила участникам море впечатлений, восторженных эмоций и незабываемого опыта. Занятие с Андреем Рыклиным приоткрыло завесу над актерскими секретами, сделав эту профессию еще более притягательной. Теперь можно не бояться сломать себе что-нибудь, сверзившись со стула, ведь постановщик научил зрителей главному правилу науки сцендвижения: просчитывайте все наперед, и тогда безопасность вам гарантирована, так же, как и аплодисменты присутствующих.
p.s. Следующее мероприятие проекта – встреча с искусствоведом, историком театра Дмитрием Трубочкиным. Тема разговора – «Как спектакль попадает в историю». Дата будет объявлена позднее. Следите за объявлениями на интернет-площадках РАМТа. Полная программа цикла – на официальном сайте театра.
Дарья Семенова
Фотографии Марии Моисеевой