Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Не бойтесь генерировать новые идеи»

В Самарском ТЮЗе прошел XI Всероссийского семинара по работе со зрителями

21.12.2024

В Самарском ТЮЗе «СамАрт» завершился XI Всероссийский семинар по работе со зрителями, проводимый РАМТом ежегодно в рамках Программы методической поддержки российских ТЮЗов. Каждый год семинар объединяет специалистов, работающих с детской и подростковой зрительской аудиторией. В этот раз в нем приняли участие более 50 человек из 44 театральных организаций России.

Проекты принимающего театра представила руководитель просветительских и инклюзивных программ «СамАрта» Екатерина Аверьянова, рассказав о работе театра со школьниками, студентами, учителями и родителями, о привлечении зрителей через проекты «Арт-кампус», «Эскиз-театр» и систему волонтерских стажировок, о прогрессе в осуществлении инклюзивных мероприятий (в том числе спектаклей с тифлокомментированием), после которых незрячие стали ходить в театр самостоятельно и не благотворительно.

Выступление рамтовских специалистов – руководителя Экспериментального центра по работе со зрителями Ольги Бигильдинской и режиссера-педагога Аллы Лисициной – в этом году было посвящено поэтапной разработке и реализации детских и молодежных проектов в театре: от постановки целей и формулирования задач до создания программы для каждой возрастной категории зрителей и ее осуществления.
Результаты презентованного в прошлом году проекта взаимодействия театра и профессиональных психологов были представлены участникам в виде сборника методических рекомендаций цикла «Педагогам театров для детей и молодежи» «Возрастная психология и театр: точки пересечения». Его автором стала театральный педагог, психолог, заведующая организационно-творческим отделом Московского драматического театра имени А.С.Пушкина Ольга Шевнина. Главное достоинство сборника – вторая его часть, включающая стенограммы лекций практикующих психологов по возрастной психологии применительно к театральной деятельности, которая может стать хорошим подспорьем сотрудникам театров.

Основная часть докладов и мастер-классов участников прошла под призывом «Не бойтесь генерировать новые идеи», сформулированным замдиректора по работе со зрителями Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» Ларисой Селиховой. Новой идеей, реализованной в стенах Орловского молодежного, стал проект «Культурный код» – дискуссии приглашенных гостей (филологов, театральных критиков) с режиссерами театра на тему «Что хотел сказать автор?» Год семьи подсказал театру идею встреч с семейными актерскими парами в проекте «Театральная гостиная». Открытию сезона был посвящен онлайн-проект «Время открытий», где дети артистов загадывали своим родителям загадки про спектакли идущего репертуара. А вот по итогам сезона театр вручал своим актерам и лучшему спектаклю премию зрительских симпатий «Хрустальная рампа».

Проекты Саратовского ТЮЗа представила специалист по связям с общественностью Юлия Ткачева, сделав доклад об онлайн и офлайн проектах под названием «Заряди город ТЮЗом», абсолютно очаровав и вдохновив участников семинара созданным сотрудниками театра ботом Лис Лисычем, общающимся со зрителями ТЮЗа на его онлайн площадках. А также рассказав о конкурсе для начинающих блогеров «Разыскивается амбассадор!», программе работы с руководителями школьных театров, совместном с городским комитетом образования проекте «ПроЧтение».

Свой опыт Красноярский ТЮЗ объединил в доклад под названием «Театр+школа». Методист Анна Шалунова рассказала о проектах, которые успела осуществить в театре за сезон: о показах спектаклей в школах и их обсуждениях, занятиях с учителями в рамках учительского клуба и интенсивов по применению методик театральной педагогики, о лаборатории театра горожан и проекте «Школьный форум» по созданию спектаклей с участием школьников и учителей, затрагивающих волнующие их проблемы.

Культурно-просветительские проекты Волгоградского ТЮЗа, которые представила замдиректора Светлана Клонова, включают в себя выездные уроки для школьников по театральному этикету и закулисным профессиям. Кемеровский театр для детей и молодежи рассматривает для себя интерактивные спектакли для малышей как форму работы со зрителями, рассказала начальник отдела по работе со зрителем Валентина Быданцева. Казанский ТЮЗ в период реконструкции театра вышел в город и работал на выездных площадках, создавая особую городскую культурную среду. О спектаклях в трамвае, в ЗАГСе, спектакле-променаде по университетскому дворику, прогулках с артистами и выпуске премьер в школах рассказала педагог-организатор, ассистент главного режиссера Ирина Молодцова.

Задачу создать в нетеатральном городе сообщество людей, любящих искусство, поставил перед собой и реализовал Крымский ТЮЗ в лице менеджера по связям с общественностью Евгении Бабенко. Среди проектов театра – галерея актуального искусства «Ха-Ра-Шо!», расположенная в холле ТЮЗа; ежегодный твидовый костюмированный ретро-круиз (велопробег по городу в костюмах и платьях конца XVIII –начала XIX вв.); обсуждение спектаклей в проекте «Театр+», работа зрительского и читательского клубов – пространств для встреч и дискуссий, экскурсии, постановка и обсуждение терапевтических спектаклей (проект «Сказкотерапия»), производство документальных фильмов о постановке спектаклей и многие другие, реализация которых за последние пять лет привлекла в театр более взрослую и семейную аудиторию.

Постоянные участники семинара – главный администратор Нижнетагильского театра кукол Ирина Лопина и культорганизатор Екатерина Баранова – рассказали о необычном инструментарии для продвижения театра среди зрителей. Героем их доклада стал персонаж одного из спектаклей Лисенок Кук – символ, талисман, маскот, вышедший за пределы сцены и участвующий в создании онлайн-контента, проведении экскурсий, ставший героем сувенирной продукции театра.

Замдиректора по развитию Челябинского театра кукол им. В.Вольховского Никита Плеханов раскрыл секрет успеха проведения театральных экскурсий, которые проходят в театре не только для детей, но и для взрослых, под названием ««Еще больше, чем экскурсия по театру кукол»: они проводятся артистами-кукловодами и переходят в мастер-классы по системам кукол. Экскурсия для взрослого зрителя носит определение «мистическая» и проходит в тех же локациях театра – столярном, швейном, осветительном, бутафорском и костюмерном цехах, театральном дворике и кабинете главного художника, – но ночью. И еще один театральный продукт привлекает зрителей в театр – это мастер-классы «Оживление неживого. Анимация в театре кукол», «Звуки и музыка в театре кукол», «Как смотреть спектакль», проводимые актерами театра и приглашенным театроведом.

Основной акцент в своем докладе помощник художественного руководителя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Екатерина Омецинская сделала на психологических основах работы со зрителями, отметив, что у человека в бытовом мире все театрализовано (игра – основной вид нашей деятельности, мы играем роли и носим маски), и в своей работе с ним как со зрителем важно это использовать. Поэтому в основу любого проекта должны входить и цель, и понятные правила, и награждение победителей. Именно учет психологии зрителя как участника игры позволяет театру успешно реализовывать такие проекты, как библиотечный, конкурсы молодых театральных фотографов и рецензий и многие другие.

Попытку структурировать зрительские программы своего театра осуществила заведующая педчасти Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Виктория Вишневская, выделив внутритеатральные и выездные тематические культурно-просветительские проекты, долгие годы существующий в театре арт-клуб «Три апельсина» и образовательный коворкинг «Малая сцена», объединивший в одном образовательном пространстве педагогов-практиков и руководителей школьных театров.

Присоединение к участникам семинара драматических театров обусловлено тем, что зачастую в городе нет театра для детей и юношества и вся основная нагрузка по детскому и подростковому репертуару ложится на плечи театра драмы. Куратор социальных программ, педагог Калининградского драмтеатра Екатерина Лучникова приезжает на семинар во второй раз. В этом году она рассказала о своих успехах за прошедший сезон: проведении лабораторий «Учительская с учениками», «30-летние», «Горожанки», лаборатории (не) зрителей «Путь героя», работе зрительского клуба «Коралина» и театрального класса. Назвав свое выступление «Вход через служебный», Екатерина показала, как, привлекая в околотеатральные проекты зрителей, можно сделать их постоянными участниками жизни театра, формирующими не только зрительский костяк, но и собственную, дружескую и благоприятную атмосферу в зрительном але.

Все чаще в состав участников входят руководители театров, очень содержательно проводя время вместе со специалистами, отвечающим за работу со зрителями, пытаясь вникнуть в суть этой работы, чтобы внедрить что-то из услышанного и в своем театре. Так, помимо директоров театров-организаторов – Марины Сергиенко («СамАрт») и Софьи Апфельбаум (РАМТ), на семинаре присутствовали директора Иркутского, Марийского, Нижневартовского, Нижегородского и Туапсинского ТЮЗов.
«Я общаюсь третий день с уникальным кадровым сообществом, людьми, влюбленными в театр, – отметил в своем выступлении директор Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев. – Только жалею об одном – что вы все не в Иркутске». Пожалуй, именно поэтому слет таких театральных специалистов стал не только местом обретения силы и новых идей, но и отличной стартовой площадкой для молодых.

Официальная программа завершилась круглым столом, за котором его участники обсудили основные проблемы разработки и внедрения зрительских проектов в театрах для детей и молодежи и попробовали сформулировать основные способы их разрешения, как это обычно проходит на каждом семинаре, что стало его прекрасными и очень эффективным финалом.

РАМТ сердечно благодарит директора Самарского ТЮЗа Марину Сергиенко и куратора зрительских и инклюзивных проектов театра Екатерину Аверьянову за прекрасный прием семинара в своих стенах и организацию его культурной программы.

Ольга Бигильдинская

p.s. Семинар проводится РАМТом при поддержке Минкультуры России по поручению Президента РФ.
p.p.s. Фотографии предоставлены Самарским театром юного зрителя «СамАрт».

наверх