Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



О котах и людях

Премьера спектакля «Томасина» по сказке Пола Гэллико

25.11.2024

Эскиз «Томасины» стал одним из победителей «Мастерской инсценирования», проходившей в РАМТе в сезоне 2022-2023. Тандем режиссера Александры Ловянниковой и драматурга Оли Потаповой получил возможность воплотить на Большой сцене историю о большом горе и большой любви. «У нас всегда идет поиск не избитого материала, который не на слуху, – говорит о работе над постановкой главный режиссер театра Марина Брусникина. – Мы много времени провели на выпуске этого спектакля, и в результате он получился очень глубокий, содержательный, загадочный, несмотря на то, что для детей. И я рада, что в РАМТе опять работала молодая команда: всегда приятно, когда молодые ребята выходят на Большую сцену».

Рыжая кошка Томасина живет в небольшом шотландском городке со своей девочкой Мэри (Александра Розовская) и ее отцом-ветеринаром (Алексей Мясников). Мэри не считает его хорошим врачом, потому что даже пол Томасины он определил неверно. Но это не самый главный его промах: зачерствевший душой после смерти супруги Эндрю Макдьюи предпочитает не лечить тяжелобольных животных, а усыплять. К сожалению, эта судьба ждет и саму Томасину. После лесных приключений с Мэри и ее другом Джорди (Андрей Гальченко) она оказывается парализована, и, невзирая на мольбы дочери, ветеринар решает прекратить страдания кошки. Сердце Мэри разбито, даже пышные похороны любимицы не приносят ей облегчения. А жители городка перестают верить своему ветеринару и все чаще уходят в лес к «ведьме» Лори (Людмила Цыбульникова), которая лечит животных травами и любовью.

Режиссер Александра Ловянникова, выступившая в спектакле и художником, сделала его визуально простым и понятным для маленьких зрителей, будто бы имитируя книжные иллюстрации. Видеопроекции (видеохудожник Алексей Ермолаев – прим. ред.) создают задний план, а на переднем стоят яркие, словно нарисованные домики, с крыши одного из которых Томасина наблюдает за жизнью города. В лесу, где живет «ведьма», должно быть страшно – и сцена тут же темнеет (художник по свету Антон Гордиенко – прим. ред.), сверкает всполохами грозы, а деревья кажутся невозможно высокими. Приехал цирк шапито – и вот уже сверху спускается красно-белый шатер с гирляндами огней. Эта кажущаяся легкость и неперегруженность деталями в оформлении оттеняют и углубляют внутреннее наполнение спектакля.

Непосредственное взаимодействие кошки и ее хозяйки происходит с помощью куклы, которую можно держать на руках, чесать за ухом и устраивать ее проводы в мир иной. Эта Томасина, не самая реалистичная, словно создана для уютных ассоциаций: мультики под теплым пледом, чашка какао с зефирками, любимая игрушка, мурчание где-то под боком. Томасина любит только Мэри и – печенье соседки миссис Лагган (Татьяна Веселкина). К остальным ее отношение варьируется от легкой подозрительности до весьма открыто выражаемого презрения. А поскольку повествование в сказке Гэллико во многом ведется от лица этой самой кошки, избежать ее «живого» присутствия на сцене создатели не смогли. Вот и получилось, что за приключенческую, язвительную и пристрастно-критическую стороны ее натуры отвечает актриса Евгения Белобородова. Постановщики спектакля решили не использовать для создания ее образа натуралистический костюм и грим, что сделало кошку гораздо более доступной для восприятия и узнаваемой.

Новая кличка Талифа, данная ей Лори после чудесного спасения, только усугубляет комплекс богини, процветающий в Томасине. И тут каждый владелец кошки определенно вспомнит, что хоть раз ловил осуждающий взгляд своего домашнего питомца, который выражал все, что он о нем думает. Актрисы не подражают кошачьим повадкам до реалистичности, но грация и вкрадчивость движений вкупе с сарказмом позволяют достигнуть баланса между «всамделишным» кукольным воплощением и актерской игрой.

«Как актеры, мы занимались сцендвижением, поэтому уже представляем, что такое мягкость в теле. В этом спектакле у нас есть потрясающий хореограф (Екатерина Стегний – прим. ред.): мы изучали повадки вместе с ней, чтоб почувствовать ритм тела. Она подсказывала и очень нам помогла. За своими кошаками тоже, естественно, наблюдала, хотя до этой роли я больше следила за собаками. А тут открывала для себя кошку с другой стороны, внутренний мир пыталась понять. И для меня мой кот перевоплотился в человека. Я с ним стала в какой-то момент разговаривать откровенно, как с партнером», – рассказывает о подготовке к роли Евгения Белобородова.

Почти сразу после начала спектакля становится понятно, что работа актеров с куклами – одно из лучших постановочных решений. Благодаря точному исполнению, все животные двигаются на сцене как настоящие (даже если некоторые их них выглядят более «игрушечно», чем другие), взаимодействуя с окружением наравне с их кукловодами. «Одушевляя» пациентов ветеринарной клиники, а потом и цирковых животных, давая им голос, режиссер делает их полноценными участниками действия. Любое несчастье, с ними происходящее, любая боль, им причиняемая, любая их радость вполне реально ощущаются в зрительном зале.

И тем ненавистнее на первых порах нам Эндрю Макдьюи, поражающий черствостью и явным нежеланием делать свою работу – спасать жизни. К планам лечения городской ветеринар подходит настолько формально, что даже не скрывает безразличия. Не может служить оправданием для него ни то, что он хотел быть настоящим врачом, а стал, по его собственному горькому выражению, «лягушачьим доктором», ни даже то, что свою супругу он потерял из-за подхваченной ею в ветеринарной клинике инфекции. И быть бы бедному Макдьюи главным злодеем в истории (хотя представить главным злодеем персонажа в исполнении Алексея Мясникова очень непросто), если бы помимо ветеринара он не был бы санитарным инспектором. Именно с целью инспекции он приходит к «ведьме» Лори, к которой переметнулись жители городка, помогает ей спасти раненого барсука, определяет, что ежик симулирует – и вдруг из черствого злодея становится просто несчастным человеком, который забыл, что такое любовь. Он хочет исправиться, делает все, чтобы стать лучше и доказать всем, но прежде всего умирающей от горя дочери, что может измениться. Вновь обретенная любовь исцеляет Макдьюи, а спасенная усилиями Лори Томасина возвращается к своей семье и исцеляет свою Мэри.

«Дети и взрослые испытывают одни и те же чувства и эмоции, собственно об этом и наш спектакль, – рассказывает Александра Розовская. – Это история о том, как взрослые порой не умеют любить, не умеют идти в эту близость со своими детьми, а детям она очень нужна. И они добирают в отношениях с животными, например. А в результате оказывается, что отцу тоже нужна близость и любовь. На самом деле потребности у всех одинаковые». Отец и дочь Макдьюи действительно проходят примерно одинаковый путь: их утрата словно отражается в кривом зеркале. Он теряет жену по косвенной вине животных, она – теряет свою любимицу по вине отца. Будучи взрослым, разумным человеком, Эндрю знает, что «от разбитого сердца не умирают». Мэри же чувствует и проживает свое горе со всей страстностью юной души, впервые столкнувшейся со смертью (ведь мать она потеряла будучи очень маленькой и не прочувствовала эту потерю). Ее любовь к Томасине невозможно заменить другой, девочка не готова любить новую кошку. Глубина эмоций Мэри едва не становится ее приговором.

Неожиданно постановка очень метко попадает в суть животрепещущего вопроса, который в наши дни оказался, как стало модно говорить, на повестке. В сказке Гэллико в городок приезжает цыганский табор, в спектакле – цирк. Жители, предвкушавшие веселое зрелище, возмущены и шокированы жестоким обращением с животными. Для всех – и героев спектакля, и зрителей – очевидно, насколько плохо тем живется в неволе и как не хочется выступать на арене, получая удары за оплошности. Аксиома о недопустимости таких «развлечений» наглядно преподносится на тарелочке с голубой каемочкой. Даже Эндрю Макдьюи, с его поначалу извращенными понятиями о милосердии, не может спокойно смотреть на условия, в которых содержатся звери. С подачи юного натуралиста (а в будущем, наверняка, экоактивиста и волонтера) Джорди он пытается их освободить, используя свое положение инспектора во благо. Весь город поднимается на защиту животных (и ветеринара, раз уж на то пошло) в одной из самых смешных и одновременно трогательных сцен спектакля.

В произведениях для детской аудитории важно найти ту тонкую грань, за которой сказка превращается в морализаторство. «Томасина» ходит по этой границе, словно кошка по перилам балкона, в целом выдерживая баланс. Излишняя жесткость и темный поворот сюжета первого действия – вряд ли хоть один зритель оправился от смерти собачки миссис Лагган – сглаживается нежными сценами ухаживания между Эндрю и Лори во втором акте. Даже если мы не готовы простить ветеринара за его былые поступки, неизбежно хочется верить в успех его пути искупления, ведь ступил он на него, испытав страдания, почти сравнимые с теми, что пережили хозяева его бывших пациентов.

Говоря о тематике и проблемах, поднимаемых в постановке, Евгения Белобородова считает, что «это очень мощный сюжет, в нем много смыслов, которые трудно уместить на Большой сцене в одном вечернем спектакле. Тут и про веру, про Бога, про возрождение, и, главное, конечно, про любовь. Любовь царствует, потому что всеобъемлющая. Нельзя полюбить женщину и не любить кошку или природу. Наш театр тоже про любовь. Моя самая любимая тема – это Эндрю и Лори, как он открывается, и просыпается все, что спало в нем. Когда он молится и просит прощения, он осознает, насколько был неправ, потому что эгоизм так часто побеждает в людях».

Создатели спектакля приравнивают любовь и способность любить к жизни. Без нее люди просто существуют день ото дня, повторяя одни и те же рутинные действия, боясь нарушить этот распорядок стабильности. Только оглянувшись вокруг, можно заметить всю красоту этого мира. Только открыв свое сердце, можно снова почувствовать, казалось бы, навсегда утраченные эмоции. И чудеса произойдут с вами тоже, только если будете в них искренне верить.

Анна Родионова

Фотографии Сергея Петрова

 

наверх