Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«О мужской дружбе со всеми вытекающими»

Премьера спектакля «Сердце Запада» по рассказам О.Генри

25.05.2024

Очередная рамтовская премьера, назначенная на один из майских вечеров, превратила Театральный двор в «РАМТ Кабаре». Репертуар самой непредсказуемой – то жаркой, то холодной, а то и самой мокрой – сценической площадки в нынешнем сезоне пополнился остросюжетной постановкой Андрея Рыклина «Сердце Запада» по рассказам американского писателя О.Генри. Наполненный легким юмором и яркими образами спектакль неминуемо заставляет ностальгировать по эпохе, о которой мы знаем в основном из кино и сериалов, но неизменно любим во всем ее ореоле идеализированных опасностей и приключений. Первое путешествие зрителей в край золотоискателей и любителей револьверов состоялось 27 мая 2024 года.

Что мы знаем о ковбоях? Кажется, они грабят банки, много пьют, хватаются за оружие по любому поводу и без, а в барах их ждут умопомрачительные женщины, затянутые в корсеты. Этот образ навязан нам штампованными в 1950-1960-х спагетти-вестернами. Но О.Генри, писавший о ковбоях еще до того, как эта тема стала мейнстримом, приоткрывал другую сторону кочевой жизни, не развенчивая романтических мифов о ней. Поэтому атмосфера, созданная в Театральном дворе, больше напомнит легковесного и несерьезного «Человека с бульвара Капуцинов», чем классику Серджо Леоне и его коллег.

Сравнение с кинолегендами, возникшее во время просмотра спектакля, удивительно точно совпало с режиссерской концепцией, отразившейся в оформительском решении:
– Мы не играли в историзм, мы играли в кино. Все это – «махровые», узнаваемые клише из фильмов «Великолепная семерка», «Хороший, плохой, злой», «Золото Маккенны».

Здесь, действительно, найдется все, без чего, согласно жанровым обязательствам, не может существовать ковбойская история. Скорее всего, именно так представляли себе Дикий Запад все игравшие в ковбоев дети. Антураж салуна, в котором происходит действие, почти карикатурен в своей попытке быть правдоподобным. Небольшая сцена, на которой едва хватает места главным действующим лицам, обрамлена ожидаемо красным занавесом. На барной стойке течет рекой виски («Давайте два!»). Музыканты в углу добавляют аутентичности, наигрывая зажигательные мелодии кантри. В джинсах, кожаных сапогах и соответствующих стереотипам шляпах трое актеров – или разбойников, которые ими притворяются – представляют вниманию публики сценки в стиле варьете. Для полной реалистичности, пожалуй, не хватает коней, но, когда ограничены постановочные возможности, в ход вступает воображение. И уже не трудно представить азарт погони, свист ветра и пуль, постоянно палящее солнце, неизменный дух авантюры и любовных приключений.

– Мы ничего не выдумывали, – рассказал Андрей Рыклин. – Мы объединили три рассказа из разных сборников и о разных героях, сохранили текст от автора, а не только диалоги персонажей. Изначально это была задумка о мужской дружбе со всеми вытекающими. С появлением прекрасной дамы и другими казусами. Про дружбу и понимание, несмотря ни на что – потому что, когда ты проходишь с человеком большой-большой длинный путь и съел не один пуд соли, тут уже трудно что-либо изменить.

Бесстрашные герои техасских «пасторалей», даже попадая в непростые обстоятельства, не теряют позитивного настроя и философского отношения к неудачам. Искрящий остротами дуэт Дмитрия Кривощапова и Алексея Боброва ведет за собой через собранную из нескольких рассказов историю крепкой мужской дружбы, закаленной общими интересами и делом. Но предметом их мечтаний и яблоком раздора привычно остаются женщины, и даже пережитых совместных тягот оказывается недостаточно, когда на горизонте возникают романтические перспективы. При появлении меж товарищами (иногда буквально) роковых красавиц (их всех играет Александра Розовская), казалось бы, нерушимая связь быстро ослабевает. Покоряя мужчин направо и налево взмахом ресниц, они благополучно преуспевают в исполнении своих замыслов: будь то деревенская «простушка» мисс Уилелла с далеко идущими планами или пленительная певица мисс Марселла, влюбленным пастухам, еще пытающимся цепляться за свои высокие идеалы, остается только сдаться – под звуки чарующего голоса на милость судьбе и возлюбленной.

Объединенная сюжетная линия все же делится на условные главы. Джедсон Одом (единственный персонаж Дмитрия Кривощапова) пережил слишком много событий и встреч, чтобы сосредоточиться на чем-то одном. Он припоминает старое, стойко выносит настоящее и чуть-чуть заглядывает в будущее. По задумке ли режиссера или по не связанной с ней случайностью, отвергнутым и несчастным чаще оказывается именно Одом. Но и его более удачливые соперники и их пособники (в исполнении Алексея Боброва) все же проигрывают женской хитрости и искусству манипулирования, благодаря которому простые и понятные прямые узы ковбойской солидарности превращаются в причудливые и комичные любовные треугольники с неожиданной развязкой.

Словно не желая утомлять публику одними рассказами, актеры до конца остаются верными формату кабаре, где быстрые диалоги, полные бойких пикировок и каламбуров, сменяются балладами и танцевальными интермедиями. Трио из барабанов, саксофона и электрогитары, заменяющей неизбежное для той эпохи банджо, поддерживает живой темп исполнителей и сдабривает погружение в воображаемый мир Дикого Запада дополнительным фольклорным колоритом.
– Спектакль изначально задумывался с живой музыкой. Репетировали мы под фонограмму, но как только подключились музыканты сели и пошел настоящий звук, это был реактивный ускоритель, который вдохновляет, – рассказал режиссер.

В пику устоявшимся стереотипам о жестких мужчинах с суровыми взглядами, чуть что хватающихся за оружие, таковыми герои спектакля скорее прикидываются. Они не разучились мечтать, любить и радоваться жизни. Они плетут интриги, строят планы, постоянно оказываются в курьезных ситуациях и остаются в дураках. На каждого ловкого и предприимчивого находится еще более изобретательный плут. И вот ты уже снова за барной стойкой с бутылкой виски, разбитым сердцем, пустыми карманами, но не умирающей надеждой на лучшую жизнь.

Родионова Анна

Фото Марии Моисеевой

наверх