«Он был абсолютным аристократом духа»
Вечер к 100-летию Ивана Дмитриевича Воронова
30.12.2015
21 декабря на Маленькой сцене РАМТа состоялся вечер, посвященный 100-летию со дня рождения актера Центрального детского театра и РАМТа, народного артиста РСФСР Ивана Дмитриевича Воронова. Разные поколения бывших и нынешних актеров и других сотрудников театра собрались почтить его память, поделившись своими воспоминаниями о его жизни и творчестве.
Иван Воронов родился 19 января 1915 года в селе Новый Милет Московской области. Поступил в Театральное училище им. Вс.Мейерхольда и за год до его окончания был приглашен в основную труппу театра, но в 1938 году ГОСТиМ закрыли. С 1942 по 1944 годы Воронов состоял в труппе Фронтового театра при ВТО, а с 1944 года стал артистом Центрального детского.
На этом вечере памяти друзья и коллеги юбиляра старались вспомнить что-то особенное в его характере, что было присуще только ему. Так Людмила Гнилова, актриса театра с 1964 по 2002 годы, рассказала, что «у него был очень большой шаг, на его один – моих четыре.
Он сам по себе был очень большой и очень значимый». А Евгения Пресникова, игравшая здесь с 1962 по 2014 годы, добавила, что это был «самый мощный актер» из всех, кого она знала в театре. Но при этом она вспомнила, что Иван Дмитриевич был очень чувствительным и мог заплакать даже во время читки пьесы: «Я никогда не видела, как он работал над ролью. На репетиции он приходил абсолютно готовый и эмоционально был наполнен так, что становилось как-то неловко. Проходила рядовая репетиция, а он был просто на грани».
Юльен Балмусов, артист театра с 1962 года, рассказал историю о том, как Иван Дмитриевич был привлечен в КГБ на операцию, на которой надо было скомпрометировать иностранную женщину. «Я спросил, сколько свиданий было? –Три. – Скомпрометировали? – Да. – А почему не остались? – Все-таки я люблю театр!» Иван Дмитриевич так и не изменил ЦДТ-РАМТу, хотя его часто звали перейти в другие театры. Актер Центрального детского с 1964 по 1989 годы Александр Бордуков предположил, что в Детском театре его держала «чувствительная наивность». Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа, охарактеризовал Ивана Дмитриевича, как «инициатора, с огромной жаждой жизни, творчества и человеческого существования», а его юмор – как «настоящий и подлинно артистичный».
«Вся моя жизнь прошла в этом театре рядом с Иваном Дмитриевичем Вороновым, с которым я никогда не была знакома, но всегда смотрела на него и чувствовала непонятную мне загадку», – поделилась своими ощущениями театральный критик Наталья Старосельская. Вспоминая сказку «Ребячья болтовня» Ганса Христиана Андерсена, в которой обсуждались термины «аристократизм крови» и «аристократизм ума», она ввела новый термин – «аристократизм духа». «Я поняла, что та загадка, которая всегда была в Иване Дмитриевиче – это то, что он был абсолютным аристократом духа: и своим обликом, и голосом. У него были удивительные говорящие руки, которые всегда участвовали в создании любого образа.
Я помню многие его роли, но три самые лучшие для меня – это Жан Вальжан в «Отверженных», Доктор в спектакле «Жизнь впереди» и Граф Доринкур в «Маленьком лорде Фаутлерое». Когда появлялся этот граф, становилось ясно, что такое аристократизм духа. Иван Дмитриевич в каждой своей роли абсолютно точно знал, для чего он вышел на сцену, что он несет и что хочет сказать залу, состоящему то из малышей, то из подростков, то из взрослых. Он видел свою работу, как некую миссию. А это возможно только при высочайшем аристократизме духа».
Вечер сопровождался видеофрагментами спектаклей и фильмов, в которых снимался Иван Воронов, а также концертной программой, подготовленной разными поколениями артистов РАМТа.
Материал об Иване Дмитриевиче Воронове читайте в рубрике «Страница памяти».
Олеся Мойса