Выпуск № 9
Декабрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

НЕспортивное фехтование

 
   
   
 
На открытии выставки

10 ноября в Доме–музее М.С.Щепкина открылась выставка «ФлешРемизТушеПобеда. Артфехтование на сцене и в кино». Одним из ее почетных гостей стал режиссер-постановщик РАМТа, создатель первой в России «Школы арт-фехтования» Андрей Рыклин.

Материалы выставки – эскизы художников–сценографов прошлых столетий, а также фотографии боевых сцен спектаклей и кинофильмов из архивов Театрального музея имени А.А.Бахрушина и Музея кино – натолкнули нас на интереснейший разговор о сценическом фехтовании.

Сцена из спектакля «Лоренцаччо»

Художественное владение шпагой – отличительная особенность отечественной театральной школы. Традиции актерского фехтования были заложены в ней мастером Аркадием Немировским. Сегодня начатое им дело продолжают его ученики, среди которых и наш режиссер. Спектакли РАМТа невозможно представить себе без напряженных сцен сражений на шпагах в «Лоненцаччо» и «Красном и черном», без сцен боев и уличных драк в «Эрасте Фандроине», «Инь и Ян» и «Алых парусах». Постановщик этих сцен, Андрей Рыклин, рассказал нам о своей профессии.  

– Андрей, как Вы стали представителем такой редкой профессии, как постановщик сценических боев?

– Когда я был студентом Театрального училища имени Щепкина, мы много занимались сценическим фехтованием. У нас неплохо получалось и нас стали привлекать к работе каскадерами. А потом, когда оканчивали училище, появилась потребность в педагогах по фехтованию. Мне и моему одногруппнику Мише Шевчуку предложили преподавать в Щепке.
Ну, а когда ты преподаешь, то, естественно, начинаешь что-то ставить. Я был каскадером и актером на съемках у Валеры Дергача (постановщик трюков в фильмах «Бригада», «Турецкий гамбит», «Статский советник», - прим. ред), Димы Тарасенко (постановщик трюков в фильмах «Дневной Дозор», «Бой с тенью», «Охота на пиранью», «Кандагар», «Новая земля», «Адмиралъ», - прим. ред).

– В чем разница между спортивным и сценическим фехтованием?

– Это принципиально разные вещи. Менталитет актерский и спортивный невозможно сравнить. Спортивным фехтованием начинают заниматься с самого раннего возраста. Задача фехтовальщика – научиться как можно быстрее, точнее и чаще наносить удары. На него надевают защиту, маску, его клинок защищен.

Андрей Рыклин на репетиции спектакля
«А зори здесь тихие…»

В театре это абсолютно исключено. Мы не можем использовать защиту, потому что люди, сидящие на первом, втором ряду, это заметят, а ведь мы должны создавать иллюзию реальности. В актерском фехтовании совсем другой принцип – не убий. И другая метода преподавания.

Сценический бой – это та же самая постановка, как любая театральная вещь, выдуманная режиссером, поставленная, отрепетированная и отработанная. Я точно знаю, где у меня будет какой трюк, я веду линию развития боя. Знаю, где должно быть смешно, а где «ах!», и какими приемами этого можно добиться – как приемами владения шпагой, так и драматическими. Ведь мало махать шашкой, надо еще и быть артистом, надо играть.

 

Сцена из спектакля «Лоренцаччо»

Сценическое фехтование неотделимо от мастерства артиста. Если актерская работа призвана добиваться только одного – захватывать зрителя, – она банальна. Происходящее на сцене должно задевать, а все это возможно только при условии, что актер каждый раз проживает ту ситуацию, которую изображает.

– Получается, что спортивный фехтовальщик не сможет выйти на сцену и сыграть там захватывающий бой. Но сможет ли актер, который не умеет фехтовать, изобразить сражение?

– Нет, конечно, тут нужны определенные умения. Специфика театра в том, что там невозможен дубляж. Хотя, насколько я слышал, в новом мюзикле «Зорро» фехтует каскадер. Благо маска позволяет. Но вообще в театре такого не бывает.

В кино же все зависит от степени физической готовности актера на данный момент съемок. Или от бюджета – могут ли создатели картины позволить себе несколько месяцев подготовки артиста к боевым сценам.

Сцена из спектакля
«Красное и черное»

У меня есть студенты, которые в силу уровня подготовки, которую они получили в училище, до сих пор находятся в форме. И им не доставляет труда выполнять фехтовальные сцены. Это Петя Красилов, Илья Исаев, Дима Миллер, Катя Климова.
И я приглашаю их на наши кинокартины, потому что знаю, что они смогут быстро восстановиться и сыграть бой. Сейчас, например, Петя Красилов сыграл главную роль в фильме «Записки экспедитора тайной канцелярии-2».

– А если необходимо научить актера фехтованию к определенному спектаклю, сколько времени это может занять?

– Это зависит от того, насколько сложное и объемное фехтование предполагается в спектакле, и от степени подготовленности артиста. В среднем от двух недель до двух месяцев.

Если вы хотите получить более полное представление об отечественном арт–фехтовании, вам обязательно нужно посетить эту выставку. Коллекция получилась интересной, но, как признались сами организаторы, далеко не полной. Если бы к созданию экспозиции подключились театры, киностудии и сами актеры, то можно было бы собрать шикарный архив, отражающий историю и развитие сценического фехтования в России.

Чемпионат Мира по арт-фехтованию, г. Сан-Марино

Кстати, а знаете ли вы, что по сценическому фехтованию проходят-таки состязания? И что актерско-спортивный клуб «Фехтомания», в состав которого входят артисты РАМТа Прохор Чеховской и Роман Степенский, – чемпион мира 2008 года и обладатель других почетных наград! Вот так–то!

Индира Валеева