|
На открытии выставки |
10 ноября в Доме–музее М.С.Щепкина открылась выставка «Флеш–Ремиз–Туше–Победа. Арт–фехтование на сцене и в кино». Одним из ее почетных гостей стал режиссер-постановщик РАМТа, создатель первой в России «Школы арт-фехтования» Андрей Рыклин.
Материалы выставки – эскизы художников–сценографов прошлых столетий, а также фотографии боевых сцен спектаклей и кинофильмов из архивов Театрального музея имени А.А.Бахрушина и Музея кино – натолкнули нас на интереснейший разговор о сценическом фехтовании.
|
Сцена из спектакля «Лоренцаччо» |
Художественное владение шпагой – отличительная особенность отечественной театральной школы. Традиции актерского фехтования были заложены в ней мастером Аркадием Немировским. Сегодня начатое им дело продолжают его ученики, среди которых и наш режиссер. Спектакли РАМТа невозможно представить себе без напряженных сцен сражений на шпагах в «Лоненцаччо» и «Красном и черном», без сцен боев и уличных драк в «Эрасте Фандроине», «Инь и Ян» и «Алых парусах». Постановщик этих сцен, Андрей Рыклин, рассказал нам о своей профессии.
– Андрей, как Вы стали представителем такой редкой профессии, как постановщик сценических боев?
– Когда я был студентом Театрального училища имени Щепкина, мы много занимались сценическим фехтованием. У нас неплохо получалось и нас стали привлекать к работе каскадерами. А потом, когда оканчивали училище, появилась потребность в педагогах по фехтованию. Мне и моему одногруппнику Мише Шевчуку предложили преподавать в Щепке.
Ну, а когда ты преподаешь, то, естественно, начинаешь что-то ставить. Я был каскадером и актером на съемках у Валеры Дергача (постановщик трюков в фильмах «Бригада», «Турецкий гамбит», «Статский советник», - прим. ред), Димы Тарасенко (постановщик трюков в фильмах «Дневной Дозор», «Бой с тенью», «Охота на пиранью», «Кандагар», «Новая земля», «Адмиралъ», - прим. ред).
– В чем разница между спортивным и сценическим фехтованием?
– Это принципиально разные вещи. Менталитет актерский и спортивный невозможно сравнить. Спортивным фехтованием начинают заниматься с самого раннего возраста. Задача фехтовальщика – научиться как можно быстрее, точнее и чаще наносить удары. На него надевают защиту, маску, его клинок защищен.
|
Андрей Рыклин на репетиции спектакля
«А зори здесь тихие…» |
В театре это абсолютно исключено. Мы не можем использовать защиту, потому что люди, сидящие на первом, втором ряду, это заметят, а ведь мы должны создавать иллюзию реальности. В актерском фехтовании совсем другой принцип – не убий. И другая метода преподавания.
Сценический бой – это та же самая постановка, как любая театральная вещь, выдуманная режиссером, поставленная, отрепетированная и отработанная. Я точно знаю, где у меня будет какой трюк, я веду линию развития боя. Знаю, где должно быть смешно, а где «ах!», и какими приемами этого можно добиться – как приемами владения шпагой, так и драматическими. Ведь мало махать шашкой, надо еще и быть артистом, надо играть.
|