Когда в постановочную часть приходит новый сотрудник, до этого в театре не работавший, ему кажется, что помощник режиссера, или на языке закулисья – помреж, попросту сидит у пульта и нажимает на кнопки. То есть, ничего не делает. Однако, это впечатление обманчиво. Как говорит Игорь Владимирович Питерский, посвятивший нас в тайны своего дела, «самое простое в этой профессии – нажать кнопку первого звонка». Сегодня мы расскажем вам о профессии помощника режиссера – одной из самых важных и необходимых, но в то же время, одной из самых невидимых для стороннего наблюдателя.
Репетиция, прогон, спектакль
Вопреки расхожему заблуждению, помощник режиссера не сочиняет вместе с постановщиком мизансцены. Его основная задача, как и заложено в названии должности, помогать режиссеру в репетициях и проведении спектакля, координируя работу актеров и всех театральных служб.
|
На репертуарной доске заранее вывешиваются расписания репетиций и спектаклей и состав их участников |
Помреж подключается к процессу создания спектакля практически с нуля. Он присутствует уже на первом сборе команды в репетиционном зале, когда за столом читается пьеса. На начальных репетициях помрежу уже быть не обязательно, но он должен их подготовить. А, значит, обеспечить наличие необходимого реквизита, костюмов или их деталей, текстов пьесы, а так же поставить выгородку (макет декорации в натуральную величину). Если на репетицию требуется мебель, которую нужно поднимать из подвала, помощник режиссера должен сообщить об этом мебельному цеху днем раньше. Игровой реквизит помреж выписывает из текста пьесы сам, или режиссер дает помощнику перечень того, что требуется. Дальше в процессе работы этот список изменяется, и помощник режиссера должен за этим следить.
Самый трудный этап репетиционного процесса - прогоны. В этот момент спектакль начинает собираться в целостное произведение, воедино сводятся все компоненты спектакля - свет, звук, костюмы, грим, отрабатываются перестановки и переодевания. Именно сейчас все цеха постановочной части понимают, какова последовательность картин в спектакле, сколько они длятся, как распределены паузы, сколько времени отводится на перестановки и переодевания.
Для помрежа это очень важный период работы, ведь на прогонах он фиксирует, какие и когда давать команды цехам, службам и актерам. Кроме этого, помощник режиссера уже на данном этапе отвечает за то, чтобы на сцене вовремя оказались все актеры – в нужных костюмах, в окружении нужной обстановки и реквизита, чтобы подвесные декорации, прикрепленные к штанкетам, поднимались и опускались в нужный момент, вовремя поворачивался круг, четко работали звуковики и осветители. Естественно, в эти последение предпремьерные дни, постоянно чего-то не хватает, кто-то что-то делает неправильно, или вообще не делает, потому что не знал, не так записал, не успел. Многие детали оформления, костюмов даются буквально в последнюю минуту. Поэтому на прогонах помрежу, как правило, приходится серьезно поволноваться.
Но вот спектакль выпущен, режиссер-постановщик может переключиться на новый проект, а помреж должен продолжать свою работу с постановкой. Теперь спектакль полностью в его руках.
Он приходит за час до начала спектакля и просматривает состав исполнителей на сегодня. Затем он идет на сцену. Если оформление сцены готово, то помощник режиссера начинает его проверять. Проверяется все: правильно ли установлены декорации, расставлена по меткам мебель и укреплены ли на штанкетах подвесные декорации, на месте ли необходимый реквизит и детали костюмов, загружены ли кулисы (зафиксированы ли они снизу с помощью грузов, не болтаются ли их свободные концы), не морщится ли задник, не порван ли он, все ли прибито и подтянуто. Обнаруженные неполадки устраняются немедленно прямо на месте.
|
Увидеть каждого артиста в лицо – обязанность помощника режиссера |
После того, как сцена проверена, дается первый звонок в закулисную часть, и помреж идет проверять явку артистов. Он проходит по этажам, по артистическим («гримеркам»), ведь каждого нужно увидеть в лицо. Если какой-то актер отсутствует, то репертуарная часть «вызванивает» и выясняет причину опаздывающего. Актеры, не занятые в первом действии, имеют право прийти к самому началу спектакля. В таком случае помреж не может проверить их явку лично. И тогда он звонит в репчасть или костюмерам, чтобы справиться об их прибытии.
Если все в порядке и все на месте, помреж возвращается на сцену, и проводит заключительные этапы подготовки ее к спектаклю – закрывает занавес, дает команду опустить нужные штанкеты и дает второй звонок в закулисную часть – артистам, и сигнал для первого звонка в зрительскую часть. Звонками для зрителей заведуют звуковики, но они ждут команду помрежа: когда дать первый звонок.
Как только на сцену приходит администратор, и говорит, что зал готов, можно начинать спектакль. При этом помощник режиссера должен проверить, все ли службы заняли свои места, поднялись ли монтировщики на галерку, пришли ли на сцену актеры, занятые непосредственно в первой картине, готовы ли они. Если в первой сцене занято много актеров, третий звонок в закулисную часть звучит на две-три минуты раньше.
|
В этом шкафу в репетиционной части хранятся экземпляры помрежевских партитур спектаклей |
Помощник режиссера начинает спектакль и ведет его, исходя из установленной партитуры. В ней отмечены все команды и сигналы, которые он дает цехам и актерам, прописаны установки на начало – кто должен быть на сцене, какова команда свету, команда звуку (даются один раз в момент начала спектакля). По ходу действия помреж открывает и закрывает занавес, дает сигналы верховым на подъем и опускание декораций, объявляет перестановки, следит за выходом актеров, поворачивает круг.
Во время спектакля помощник режиссера не может позволить себе отвлечься ни на минуту. И только если все налажено и идет длинная сцена, то можно выйти перекурить на площадку, что в двух шагах от пульта. И не более того!
Официально работа помрежа заканчивается, когда закрывается занавес. Его последняя фраза «Спектакль закончен, всем спасибо!» – финальная точка рабочего дня, который мог быть как и очень продолжительным, изнуряющим, если с утра был еще один спектакль или репетиция (а, возможно, и несколько), или очень коротким, если по расписанию был только один спектакль. Помощник режиссера проводит в театре от четырех до двенадцати часов в день.
Спектакли и площадки
Сцена РАМТа – одна из самых больших драматических сцен в Москве. Она хорошо оснащена машинерией, есть поворотный круг и сорок три штанкета. Режиссерам интересно осваивать это огромное пространство. Но любое новшество – новые испытания для помрежа.
Так, например, спектакль «Лоренцаччо» идет в зрительном зале, а зрители сидят на сцене. На этом спектакле у помощника режиссера дополнительная функция – подавать команды для световых переходов. Дело в том, что рабочее место осветителей находится на верхнем ярусе, и им не видно, что происходит в зрительном зале.
А в спектакле «Алые паруса» очень активно используется поворотный круг. Единственная декорация в этом спектакле – большой ржавый обломок корабля, который, поворачиваясь к зрителю разными плоскостями, создает самые разнообразные места действия. Помощник режиссера, в обязанности которого входит работа с кругом, на этом спектакле не может отвлечься даже на минуту – чтобы, например, проверить, пришли ли костюмеры на переодевание – ведь кроме круга необходимо контролировать еще и «верха» – канаты, положение которых меняется в каждой сцене.
«Алые паруса» - музыкальный спектакль, поэтому перед каждым представлением проводится дополнительная репетиция. Примерно за три часа до начала спектакля Максим Олейников, музыкальный руководитель проекта, начинает «распевать» актеров в репетиционном зале, потом все переходят на сцену, где настраиваются микрофоны - для каждого исполнителя под его голос отдельно. Потом прогоняются все музыкальные и пластические номера, а так же сложные сцены с перестановкой картин, например, байкерская сцена «на берегу». В этой репетиции помощник режиссера принимает самое активное участие.
|
Вот такой скромный пульт помогает управлять спектаклями Маленькой сцены. Помреж Анна Белоусова «на рабочем посту» |
Кроме Большой сцены, в РАМТе есть еще Маленькая сцена и Черная комната. Но условия для работы на них намного скромнее. На Маленькой сцене установлен совсем маленький пульт. Он расположен так, что помощник режиссера, сидя за ним, не видит, что происходит на сцене. Поэтому следить за действием ему приходится, ориентируясь исключительно на слух. В Черной комнате пульта нет вообще, и для того, чтобы вовремя вызывать актеров и в то же время следить за действием, помреж постоянно перемещается между служебными помещениями и Черной комнатой.
Вообще, при постановке новых спектаклей всегда появляется что-то новое, чего раньше не делали никогда. Поэтому помощнику режиссера приходится учиться всю жизнь, осваивать все новые и новые методы работы.
Рабочее место помощника режиссера
Рабочее место помрежа – это, конечно, его пульт. На Большой сцене РАМТа он расположен в левой кулисе. Это совсем небольшое по размеру устройство со множеством разноцветных кнопок. С помощью пульта можно связаться с любым цехом в театре, а также включить дежурное освещение сцены – лампы-«дежурки», расположенные за задником и вдоль кулис, и лампу с предупреждением «Тихо, идет спектакль».
С места, где стоит пульт, также прекрасно видно сцену. Однако над пультом расположен монитор с изображениями сцены и зрительного зала. Помрежу необходимо видеть происходящее действие полностью. И если что-то он не может разглядеть из-за декораций, то обращается к монитору.
|
|
Как это ни странно, но видеть зрительный зал помощнику режиссера так же важно, как и сцену. Перед началом спектакля он должен удостовериться в готовности зала. Кроме того, в некоторых спектаклях («Чисто английское привидение», «Вишневый сад») актеры играют в партере, а спектакль «Лоренцаччо» полностью идет в зрительном зале, тут уж без камеры совсем не обойтись. Недалеко от монитора расположен радиоприемник, по которому транслируется спектакль. Таким образом, помреж полностью застрахован от того, что он чего-то не услышит или не увидит.
Рядом с пультом – два внутренних телефона, они дублируют друг друга на случай, если один выйдет из строя. С цехами можно также связаться с помощью громкой односторонней связи (оповещение) и тихой двусторонней. Помимо этого существуют световые сигналы на галерки, в трюм, на переходный мостик. Они работают по принципу красной и зеленой лампочки. Красная лампочка обозначает сигнал «приготовились», зеленая – «действие». На галерках располагаются рабочие сцены, перемещающие штанкеты. В РАМТе это делается вручную. Поднять штанкет можно, потянув за дальнюю веревку, опустить – за ближнюю. Переходный мостик расположен над верхним краем просцениума. Оттуда высыпают осенние листья в спектакле «Думайте о нас» или снег в «Чисто английском приведении», а на «Незнайке» сбрасывают воздушный шар. Трюм используется в некоторых спектаклях для появления и ухода актеров. Все эти действия осуществляются по сигналу помощника режиссера.
Еще со своего пульта помреж управляет занавесом. В сегодняшнем РАМТе он электрический, но в некоторых театрах сохранился механический занавес. И для того, чтобы поднять его, необходимо долго вращать ручку особого механизма или тянуть трос. Помреж такого театра должен быть поистине тренированным человеком. Хотя эту работу можно поручить и машинисту сцены.
|
Управлять кругом и занавесом можно также со щита, находящегося тут же, в левой кулисе |
На пульте также расположены кнопки вращения круга. Особый переключатель позволяет контролировать его скорость. При этом нужно учитывать, что круг останавливается не сразу, а проезжает еще метр-полтора после выключения. Управление кругом требует опыта!
Все команды, которые помреж дает в течение спектакля, записаны в особой партитуре. Это «помрежский» экземпляр пьесы, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, переходы, перестановки, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. Игорь Владимирович называет партитуры «записками сумасшедшего». Действительно, где еще можно встретить пометку «унести труп». На самом деле, схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Сами помрежи ориентируются в них очень легко. И работая долгие годы на спектакле, многое уже помнят.
Форс-мажоры
|
Фрагменты партитуры спектакля «Берег утопии» |
У помощника режиссера бывают различные поводы для беспокойства. Тревогу вызывают в основном большие, массовые, технически сложные спектакли. Бывает, что верховые, перемещая штанкеты, промахиваются мимо метки, вызывая «завалы» при перестановках. Задача помрежа – предотвратить или быстро ликвидировать возникшие неполадки, а также избежать конфликтной ситуации. Бывает, что все кипит внутри, но приходится сдерживать эмоции, не кричать на нерадивых работников. Тем более что существуют другие методы воздействия на них. Если по вине сотрудника случаются одна-две серьезные ошибки, то на него накладывается взыскание. А если промах повторяется, то такого работника увольняют.
|
Для сложных спектаклей со множеством перестановок делают фотографии с изображениями сцены |
Иногда подводит техника. Но самое серьезное ЧП, которое может случиться – поломка помрежского пульта. Правда, происходит такое не часто, но если бывает, то помреж сразу же звонит в фирму, обслуживающую пульт. Как правило, неполадки успевают устранить еще до начала спектакля. Но если быстро это сделать не получается, то помощник режиссера берет у реквизиторов колокольчик и проходит по мужскому и женскому этажам, давая сигнал вручную. В такой ситуации всем работникам театра приходится быть особенно внимательными, а актерам самим следить за собственным выходом на сцену.
|
В работе помощника режиссера иногда требуются |
Внезапная болезнь помощника режиссера – еще одно из самых серьезных форс-мажорных обстоятельств. В РАМТе четыре помрежа, и каждый из них ведет только свои спектакли. Если кто-то из них не может выйти на работу, то сложную задачу –вести чужой спектакль берет на себя другой, обязательно опытный сотрудник. Это напоминает срочный ввод актера, когда все вокруг стараются помочь «новичку», с пониманием относятся к возможным неточностям в его работе.
Каким должен быть настоящий профессионал
|
С коллегой по цеху – помрежем Анной Белоусовой |
Основные профессиональные качества помощника режиссера - это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно также быть тактичным, уметь находить общий язык с людьми, потому что помреж работает не с техникой, не с бумагами, а именно с людьми. Не менее важны организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением.
И при всей важности этой профессии, о которой вы уже в полной мере можете судить из нашего рассказа, помощника режиссера ни один вуз не готовит. В эту профессию можно попасть только из театра. Начинающему сначала дают почитать должностные инструкции, в который прописано, что он должен делать на репетиции и спектакле. Потом его прикрепляют к опытному сотруднику, который ему показывает и рассказывает, в чем состоит работа, а впоследствии и передает один из своих спектаклей. В этой профессии, как ни в какой другой, очень важен опыт, ведь, по большому счету, обучиться ей можно только в процессе работы.
История Игоря Питерского
Игорь Владимирович попал в РАМТ, а тогда еще Центральный Детский Театр, когда учился в старших классах школы. Ему очень нравился театр вообще, и Детский театр в частности, он по нескольку раз посмотрел все спектакли текущего репертуара. А потом услышал, что при театре существует школьный актив, сам пришел в педагогическую часть и попросил записать его. Юный Игорь посещал встречи актива, занятия театроведческой секции, проходившие в ЦДРИ, дежурил на спектаклях. Со временем он стал даже участвовать в спектаклях. В этот период в театре был недостаток участников массовых сцен, и педагог педчасти, Вера Михайловна Хабалова, договорилась с директором и режиссером, чтобы некоторые активисты попробовали себя в массовке.
Как и многие школьники, Игорь Питерский мечтал стать актером, пробовал поступать в театральный институт и не поступил. Окончив школу, он пришел в Детский театр осветителем, через год был призван в армию, а когда вернулся, у осветителей не оказалось в штате свободной единицы. Проработав около полугода в мебельном цехе, он перешел в помощники режиссера. Основам профессии его учила Людмила Константиновна Баландина, настоящий профессионал в своем деле.
В 1981 году молодой помреж выпустил свой первый спектакль – «Гуманоид в небе мчится» с режиссером Сергеем Яшиным. Игорь Владимирович с улыбкой вспоминает, что очень волновался тогда. Ему казалось, что многое им было сделано не так.
Игорь Питерский служит помощником режиссера уже почти тридцать лет. За эти годы он поработал с самыми разными режиссерами – Алексеем Бородиным, Сергеем Яшиным, Юрием Ереминым, Еленой Долгиной, Алексеем Блохиным, Александром Назаровым, Адольфом Шапиро, японским режиссером Асая Фудзита, который ставил спектакль «Хагоромо», а так же немцем Иоахимом Зибеншу, поставившим «Фауста». 20 декабря 2004 года Игорю Питерскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Игорь Владимирович рассказывает о своей работе очень подробно. Сомневаюсь, что он упустил даже какую-то незначительную деталь. Многое из рассказанного им не вошло в этот материал, он и так получился объемным. Чувствуется, что для помощника режиссера Игоря Питерского нет несущественных деталей в работе, все заслуживает его внимания. А еще, мне кажется, он умеет слушать и слышать других людей. Во время интервью я часто замечала, что еще не произнесла вопрос до конца, а он уже понял, о чем я собираюсь его спросить. Его ответы были достаточно короткими, но всегда очень информативными и четкими. Это настоящий профессионал.
Игорь Владимирович говорит, что помощник режиссера всегда находится в сердцевине театра. Он все время на сцене, рядом все службы, актеры, режиссеры, он связан со всеми. И для того, чтобы работать эффективно, он должен не обижать окружающих его людей, не оскорблять, не кричать на них, не предъявлять необоснованных претензий, не подставлять, быть честным и справедливым по отношению к ним, а если наказывать, то справедливо, и всегда очень добросовестно относиться к своей работе. Добавим к этому то, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. Думая обо всем этом, понимаешь, что, нажать кнопку первого звонка, в этой профессии действительно самое простое.
Мария Рузина |
|