Выпуск № 9
Декабрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

«Ищем в грустном весёлое, а в весёлом грустное».
Премьера «Сентиментальных повестей» в РАМТе

 
   
   
 

8 декабря на Маленькой сцене РАМТа состоялась премьера - «Сентиментальные повести». Спектакль по двум произведениям из одноимённого цикла Михаила Зощенко поставил молодой режисёр Рустем Фесак.

Герои обеих повестей Зощенко – «Аполлон и Тамара» и «Коза», по мнению исполнителя одной из главных ролей Александра Девятьярова, стремятся совсем не к тому, ради чего нужно жить – увлеченные своей мечтой, они выбирают неверный путь:

Забежкин – Александр Девятьяров

«Мой Забежкин - человек, который 12 лет сидит за одним столом и не видит в жизни ничего. Это ему надоедает. И он открыт к Событию. «Я хочу счастья сейчас!» Но я - адвокат своей роли. Потому что можно во что-то так слепо поверить, что в конце остаться ни с чем. Видимо, желание, надежда и вера, с которой человек рвётся к Событию, затмевает всё остальное. Это, наверное, не правильно, но по-человечески это можно понять. По крайней мере, я, как человек, исполняющий эту роль, старался понять и, надеюсь, у меня получилось в результате героя оправдать».

Тамара – Ирина Таранник,
Аполлон Перепенчук – Денис Баландин

«Тамара — такая же мечтательница, как и Аполлон (Денис Баландин – прим. ред.), которая сама себе придумала  идеальную  жизнь: какой у неё должен быть муж, какая у неё должна быть дальнейшая судьба. В этом была её главная ошибка, - рассказывает о своей героине Ирина Таранник. - И когда она это поняла, было уже очень поздно. Потому что ей казалось, что её счастье в каких-то материальных благах заключается, а когда она эти блага получила, правда, уже не от Аполлона, она поняла, что не в этом было её счастье. Они оба искали не в том месте. А оно рядом, счастье. Оно совсем простое. Надо жить здесь и сейчас».

Тамара – Ирина Таранник,
Аполлон Перепенчук – Денис Баландин

Но все-таки не эта похожесть жизненных путей главных героев стала главной причиной, по которой Рустем Фесак объединил повести в единый спектакль. Его привлёк синтез лирического и комического, сентиментального и смешного: «Есть опасность смотреть на Зощенко как на карикатуриста и как на человека, который посмешит. Но он умудряется рассказывать о людях так, что ты и смеёшься, и плачешь. И это такой щемящий, мне кажется, материал. Первая часть нашего спектакля – «Аполлон и Тамара» – пожалуй, даже более ироничная и грустная. Вторая написана весело. И мы ищем в грустном весёлое, а в весёлом грустное.

 

И ни в коем случае его герои не карикатуры – все это люди. Некоторые качества, может быть, автор чуть-чуть преувеличивает. Но, в жизни так тоже бывает…».

Домна Павловна – Елена Галибина,
Забежкин – Александр Девятьяров

На спектакле Рустема Фесака зритель имеет возможность увидеть разного Зощенко – именно благодаря стремлению всей команды, работавшей над постановкой, соединить в одном спектакле оба такие характерные для Зощенко начала. А еще благодаря тому, что команда сложилась. И, несмотря на то, что были и споры, и сложности, никто дверьми не хлопал и все ситуации разрешал с юмором – наверное, Зощенко помогал.

А над чем дольше всего работали?

– Над «Аполлоном». Потому что он написан от третьего лица. И мы пытались найти форму, чтобы это максимально оправдать, и чтобы зрителю было понятно, – рассказывает Елена Галибина, которая исполняет главную роль в «Козе», где играет свой любимый момент и один из самых ярких эпизодов в спектакле – признание в любви Забежкина Донне Павловне.

Сцена из спектакля

Вообще все шестеро актеров играют в обеих историях, которые, кстати сказать, идут без антракта. И потому из одного в другой рассказ артисты переходят мгновенно, что удивительно: как это вообще удается – так без ущерба для образа перевоплотиться из одной роли в совершенно иную.

Забежкин – Александр Девятьяров,
Девка с ножами – Ульяна Урванцева,
Агроном Пампушкин – Денис Баландин

«Но ведь в этом и состоит актёрское искусство: успевать переключиться даже в очень короткое время, – говорит Ульяна Урванцева, сыгравшая и тетушку Аделаиду Перепенчук, и девку. – Когда образ у тебя уже выстроен, его, как одежду, надеваешь. Внешне переоделся, и внутри что-то щёлкнуло. Вот почему, даже если даётся очень малое время, он в тебе крепко сидит».

То, как чудесно сидят образы в артистах «Сентиментальных повестей», вы можете увидеть на премьерных спектаклях 30 декабря, 13 и 18 января, погрустить, посмеяться, поразмыслить над смыслом жизни и – насладиться всеми прелестями камерного театра. Маленькая сцена РАМТа и ее новый спектакль ждут вас.

Татьяна Воронина