Выпуск № 9
Декабрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

Добро, скрывающееся под маской зла

 
   
   
 

Редкий режиссёр отличится гостеприимностью, когда речь заходит о репетициях нового спектакля. Антон Яковлев – редкость. И двери в «Репзал №2» для «РАМТографа» оказались открытыми. Повод – предстоящая премьера спектакля по пьесе Мориса Панича «Соглядатай».

Кэмп – Александр Гришин,
Грейс – Наталья Платонова

Репетиция спектакля – процесс «мучительный». Новое произведение рождается в каждодневных творческих поисках, которые будут продолжаться до самой премьеры, а возможно, и после неё. Но одно уже ясно: это спектакль, на котором не будет ни развлечения, ни морализаторства. Это история человека, родом из несчастливого детства, щедро приправленная чёрным юмором – неприкрытым, хлёстким, отрезвляющим. Кэмп (Александр Гришин) приезжает к своей тётке Грейс (Наталья Платонова) – чтобы ненавидеть её. Чтобы мстить за свою израненную жизнь. Что из этого получится – нам предстоит выяснить.

– Антон, главный герой спектакля, Кэмп – кто он?

Режиссер спектакля Антон Яковлев

Антон ЯКОВЛЕВ: «Кэмп – человек, доведенный своим отчаянием до абсурда: он не понимает, кто он на самом деле, не может идентифицировать себя как личность. В нём одновременно добрый и злой ребёнок, и вместе с тем взрослый человек, отчаявшийся и ненавидящий этот мир, который он винит за то, что он такой. Изначально его поведение - провокация, почти безумие. От него становится жутко… И только потом ты понимаешь, что этот клоун - маска, которая прочно к нему приросла. А внутри сидит отчаявшийся маленький человечек, которого никто никогда не любил, и который не хочет поверить, что рядом может оказаться кто-то, способный принять его, таким, как он есть... Сможет ли он все же поверить в это, приоткрыться хоть немного, снять маску, или он обречен… Вот это и есть самый интересный и вместе с тем страшный вопрос… ».

Кэмп – Александр Гришин

Александр ГРИШИН: «У Кэмпа забрали детство. Он приезжает совершенно опустошённый, озлобленный на людей, на свою тётушку… По большому счёту, приезжает убить старушку и, возможно, самому повеситься – у него вариантов нет! Но потом посредством каких-то поступков он пытается учиться любить… И это самое главное».

– Роль Кэмпа исполняет Александр Гришин. Почему Вы решили работать именно с ним?

Антон ЯКОВЛЕВ: «Во-первых, мы сработались на первом моем спектакле в РАМТе «Гупешка». Мы хорошо знаем друг друга. Кроме того, Саша обладает ценным качеством - эксцентрика. Хороших артистов в РАМТе достаточно, труппа здесь крепкая. Но эксцентричных актёров и здесь сложно найти. Саша – «пластилиновый» артист. Он любит экспериментировать, искать, никогда не скажет: «Этого я делать не буду…» Если он верит режиссёру, верит в замысел, то не боится «обнажаться». На мое решение взять Сашу в спектакль повлияло и то, что этот персонаж во многом похож на него самого – и по характеру, и по непростой личной судьбе».

– У второй героини – Грейс – практически нет реплик. В чём состоит её задача?

Антон ЯКОВЛЕВ: «Она – главный объект его извращенного внимания. Эта старушка – не простая заложница. Кэмп здесь прокурор, а она – обвиняемая. Для него она – собирательный образ всего того, из-за чего его мир превратился в ад. Здесь, в ее доме, в странной, непредсказуемой форме происходит суд Кэмпа над ней.

 

Между ними все время происходит скрытый диалог, даже тогда, когда у актрисы нет текста. В итоге именно благодаря ей получается, что в итоге судит он не ее, а себя самого…».

– Текст Мориса Панича отличается от того, что услышат зрители в спектакле.
Почему?

Кэмп – Александр Гришин

Антон ЯКОВЛЕВ: «Ну, не так чтобы сильно. Просто пьеса, как киносценарий, состоит из множества маленьких зарисовок, этюдов. Их было около сорока. Пьеса построена в интересном, тонком, но литературном, разговорном жанре. Сами по себе этюды хороши, но целой линии нет, точных переходов тоже. Пришлось соединять этюды в более крупные сцены, и, соответственно, подгонять под новую форму текст. Но в основе своей он не сильно изменился. Как и сюжет. Изменилась форма и ритм. Мне важно, чтобы в спектакле, помимо интересных разговоров, был внутренний жесткий ритм и видимая, а не скрытая последовательность развития персонажей».

– «Соглядатай» – «новая драма». В чём особенность режиссуры при ее постановке?

Кэмп – Александр Гришин,
Грейс – Наталья Платонова

Антон ЯКОВЛЕВ: «Ну, не совсем «новая драма». Я бы все-таки сказал «современная пьеса». Но это близкие понятия. Любая постановка современного материала – своего рода эксперимент. Здесь непоследовательность, неконкретность многих вещей подчас не даёт возможность чётко сформулировать задачу автора – сплошные этюды на тему… И ты сам создаешь, «вышиваешь» её по ходу, взяв за основу диалоги. Потому что, если ритмически не выстроить текст в «новой драме», она рассыпается. Кроме того, «новая драма», (не в случае с «Соглядатаем») как правило - очень бедна и формой, и содержанием. Скучно делать просто социальный театр - «на потребу дня». Тогда лучше прочесть газету… Театр – не отображение жизни, а система зеркал, образов….»

– На какую публику рассчитан спектакль «Соглядатай»? Не на избранных интеллектуалов?

Грейс – Наталья Платонова

– Не думаю. Если бы я ставил пьесу точно так, как она изначально была написана, тогда, вероятно, иной зритель мог бы и заскучать. И все же за то, что в пьесе изначально есть весьма интересные предлагаемые обстоятельства, крепкий текст, я очень благодарен автору. Но то, что получится в итоге, я надеюсь, объединит очень разного зрителя.
Спектакль должен быть жёстким, но одновременно в нем будет и смех. Психологическая драма смешается с чёрным юмором. Меня  очень увлекает этот эксперимент, в том числе и со зрителем, с его психикой. Когда ты обманываешь зрителя в хорошем смысле, провоцируешь его, но делаешь это не примитивными способами, а залезая к нему глубоко внутрь, до кишок. Он даже не замечает, как оказывается у тебя в плену. Вроде он смотрит, как бы абстрагируясь, «ставя стены». А ты вдруг берешь, и рушишь эту стену…».

– Для чего?

Антон ЯКОВЛЕВ: «Для того, чтобы вначале увлечь его эмоционально, а потом заставить думать. Я не ставлю перед собой цели шокировать. Еще меньше мне нравится развлекать. Если зритель чувствует, сопереживает во время спектакля, и думает после – задача режиссера выполнена…»

Ирина Смирнова