Выпуск № 9
Декабрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

Немного нового о юбилейных спектаклях…

 
   
   
 
Сцена из спектакля «Волшебник Изумрудного города»

Спектакли взрослеют не по годам. Возраст их определяют по количеству сыгранных раз. Но юбилеи отмечают скромно – лишь маленькой цифрой на репертуарной доске. Вот заглянешь в расписание на декабрь и случайно увидишь: 5 декабря, «Волшебник изумрудного города», 100-й спектакль. Неужели уже сотый! Да не тут–то было. «Незнайка–путешественник» его перещеголял! 25 декабря наша сцена увидит его 200–й раз! Почему именно сцена, а не зрители? Да потому что первые его зрители давно выросли и сморят уже совсем другие спектакли, а на детские скоро будут приводить своих малышей!

Много актеров и работников технических служб сменилось за годы жизни этих двух веселых и ярких детских спектаклей, идущих на Большой сцене РАМТа. Цель найти тех, кто не пропустил ни одного выхода на сцену, казалась недостижимой. Однако… такие люди есть! Так что чествовать юбилеи будем не одни, а вместе с помощником режиссера спектакля «Волшебник изумрудного города» Галиной Моняхиной. По удивительному стечению обстоятельств Галина не только седьмой год ведет «Волшебника», но и несколько лет «в свободное от своих прямых обязанностях» время… играла в «Незнайке»! Да еще какую героиню! А выяснилось это случайно. В самом конце интервью.

– А что же Вы про «Незнайку» ничего не спрашиваете? Я, например, в «Незнайке» каталась букашкой…

Вот так-так! А мы с ребенком после спектакля ломали голову, как же управляют этой смешной букашкой, ездящей по сцене! Рождали фантастические версии про пульты управления!

– Я не вела этот спектакль как помреж, но когда Леша Блохин начал репетировать, он задумал эту букашку. И вот он все ходил и думал, кого бы в нее посадить. И я шутейно предложила себя, а он и говорит: «Давай!» И я так ездила много спектаклей – до ста чуть не дотянула, только в позапрошлом сезоне отдала это дело мебельщику Андрюше. Эта букашка довольно примитивно внутри устроена, но управлять ею сложно – нужно иметь сильные руки. Внутри нее переднее колесо от детского велосипеда, у которого по бокам педальки. И вот садишься на коленки, группируешься, тебя закрывают крышечкой, ты берешься за эти педалечки и вот так вот руками крутишь, то есть везешь свой вес  и вес букашки.

– Но как же она выбирает маршрут? Ведь она не все время прямо едет!

– А в ней есть дырочка, через которую я вижу планшет сцены и, естественно, ноги артистов чуть ниже колен…
Надо сказать, что во втором акте в этой букашке должен выезжать Знайка и из нее вылезать, а потом другой артист должен красиво увезти букашку в другую кулису. И вот им достаточно сложно это делать. А я ездила в первом акте туда-обратно,  во втором акте туда-обратно и потом еще выезжала на поклоны.

 

А сколько я себе стерла рук и ног! Когда ты держишь педаль, на косточках больших пальцев рук появляются волдыри. И тогда я придумала себе перчатки, нашила паралончик. И, к сожалению, в тот период я испортила себе кожаные туфли: мои мыски упирались в доски, но трение все равно происходило. И вот когда я это поняла, туфли уже были испорчены, и я их сменила на легкие тапочки.

Когда слышишь подобные истории служения театру, понимаешь, что на такие поступки способен только влюбленный в театр человек. И что каждый, каждый спектакль состоит из огромного количества любовей, соединенных в одно. И не все любови видны пытливому взгляду зрителя – потому что могут они быть за сценой, на галерке, управлять светом, звуком, штанкетами и букашками – но все они чувствуются чутким и благодарным зрительским сердцем.

Сцена из спектакля «Незнайка»

В РАМТе Галина работает 25 лет. Пришла уборщицей зрительного зала, через месяц перевелась в женский костюмерный цех, а потом, когда искали кандидатуру помощника режиссера, согласилась на предложение руководства театра попробовать себя в новом деле. И вот уже 13 лет как она – помощник режиссера на спектаклях «Самоубийца», «Таня», «Сказки на всякий случай» «Портрет» и многих других. А «Волшебник Изумрудного города» был у нее третьим спектаклем по счету и первой постановкой, на которой ей пришлось самостоятельно работать с кругом. И ей приходилось каждое утро перед репетициями тренироваться его крутить, чтобы он вставал на нужную позицию.
Трудно поверить, что тогда, когда выпускался «Волшебник» и занавес в нашем театре был механический, и его открывали вручную. Делал это машинист сцены, а Галина в этот момент переживала, как бы что не заклинило и прошло без накладок.

Переживает Галина за спектакли и до сих пор, но дело свое знает. Знает, что все в ее работе зиждится на уважении: «Главное, чтобы не было повышенного тона, не было повышенного самомнения, надо уметь правильно поставить себя, чтобы люди не видели в тебе начальника, а видели такого же работника, нормального, но с повышенной требовательностью, потому что я отвечаю за все службы, работающие на спектакле. И вот если тебя начинают уважать в ответ, значит ты достиг, чего хотел, значит ты на своем месте».

А в театре Галина чувствует себя на своем месте, потому что в театре она с детства. И, наверное, поэтому удается ей выполнять такую сложную работу помощника режиссера – быть в самой сердцевине театра. И встречать в этой должности чудесные юбилеи любимых зрителями спектаклей!

Ольга Бигильдинская

О профессии помощника режиссера читайте в рубрике «Закулисье».