19 февраля на Маленькой сцене РАМТа в рамках Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» состоялась встреча под названием «Где пересекаются Параллельные Прямые», в которой приняли участие:
- Евгений КЛЮЕВ, прозаик, поэт, драматург (Дания);
- Вера ЗОТОВА и Нелли УВАРОВА, актрисы РАМТа;
- Маргарита ЩЕТИНСКАЯ, иллюстратор;
- Вероника ПАВЛЕНКО, художник-педагог;
- Ольга ВОЛКОВА, директор «Особых мастерских» Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки - Технологического колледжа № 21;
- Николай ФИЛИППОВ и Леонид БЕРШИЦКИЙ, учащиеся Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки - Технологического колледжа № 21;
а также другие «особые» люди, их педагоги, родители, другие участники проекта «Наивно? Очень» и актрисы РАМТа Дарья СЕМЕНОВА и Оксана САНЬКОВА.
Ведущая встречи – координатор проекта «ТЕАТР+» Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ.
Фрагменты стенограммы
Евгений Клюев:
Говорят что, когда рассеется дым,
будет виден во сне глубоком
памятник Параллельным Прямым,
пересекшимся ненароком:
памятник двум глупым прямым – легкомысленным пешеходам хромым,
столкнувшимся на переходе
при всем при честном народе.
Мы все идем, не видя куда,
мы всегда запутываем провода:
то ли это по дурости, то ль с тоски –
но потом на всех проводах узелки
и уже ничего не поправить,
и короткая наша память
говорит, что всегда у нас все не так
и не может распутать моток.
Но мы подождем: пусть рассеется дым
и пусть проступит из дыма
памятник Параллельным Прямым,
порознь ушедшим из дома,
попавшим в вокзальную кутерьму,
потерявшим друг друга в сизом дыму
и – волею странника-Бога –
опять нашедшим друг друга.
Ольга Бигильдинская: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня РАМТ превратился в место, где пересекаются Параллельные Прямые. Превратился благодаря людям, которые сейчас находятся здесь. И Параллельные Прямые не просто так стали символом нашей сегодняшней встречи. Все дело в том, что стихотворение, написанное замечательным человеком, прозаиком, поэтом, драматургом Евгением Клюевым очень подходит проекту, о котором мы будем вам сегодня рассказывать и который будем показывать. Кроме того, это стихотворение стало героем прекрасного календаря – результата сотрудничества многих людей. Среди которых, во-первых, автор – Евгений Клюев, во-вторых, художник, особенный человек, который проиллюстрировал этот календарь – Коля Филиппов и замечательный иллюстратор Маргарита Щетинская.
Но было бы неправильным назвать только этих людей. Нашей встречи могло бы не состояться, и вообще, этого проекта могло бы не случиться, если не было бы нашей актрисы Веры Зотовой. Ее дочка Маша – ученица того самого технологического колледжа № 21, в котором учится Коля Филиппов. И история Маши стала толчком к созданию проекта «Наивно? Очень!». Мне очень приятно сказать, что среди нас сегодня Ольга Олеговна Волкова, директор «Особых мастерских», в которых учится Маша и все остальные ребята, которые показали, что «особые» люди способны на удивительное, уникальное творчество.
И, конечно, этой встречи не состоялось бы без нашей актрисы Нелли Уваровой. Она является создателем проекта поддержки «особых» людей «Наивно? Очень!». Спасибо Вам за это!
Также этот проект не мог бы состояться без педагогов и без родителей «особых» ребят. Они все тоже сегодня с нами. Поэтому все, что вы видите здесь, общее достижение. Здесь нет пока самих «особых» ребят, потому что мы пригласили их на вторую, праздничную, часть нашей встречи, так как им было бы тяжело высидеть такой большой серьезный разговор. Мы познакомимся с ними позже.
А теперь начнем. Первый вопрос, Евгений Васильевич, Вам.
Евгений Клюев: А первый ответ Вам!
Ольга Бигильдинская: Я не знаю, случайность это или нет, но ровно год назад, 19 февраля, в этом самом месте, на Маленькой сцене проходила встреча, посвященная тому, как Текст превращается в Спектакль, героями которой были уважаемый Евгений Васильевич и его Текст. После этой встречи я была свидетелем, как Вера Зотова подарила Вам кружку из «Особых мастерских». Кружку с рисунком Юры Бейлезона. Его мама сегодня в этом зале. Кружка называется «Даже проплывать по небу». Я не знаю, что случилось между Вами и этой кружкой, но спустя год Вы –снова герой нашей встречи с Текстом, проиллюстрированным «особыми» ребятами. Расскажите, как это произошло.
Евгений Клюев: Это произошло совершенно слезно… Я имею некоторое отношение к тексту и к вычленению из текста смысловых нагруженных единиц. И если бы меня попросили вычленить из песни «Звездочка моя ясная» некую строку, то я бы никогда не вычленил ту строку, которая была на моей чашке: «Даже проплывать по небу». Она начиналась с многоточия. Правильно вычлененный фрагмент, который не соотнесен ни с предшествующим текстом, ни с последующим. И я сказал: «Боже мой! Дайте мне эту чашку! Я очень хочу эту чашку!». Мне ответили, что там, с другой стороны, этот процесс еще и изображен, представлен зрительно. И действительно некая горизонтально лежащая фигура плыла по небу. И тогда я спросил, что это за чашка. И мне рассказали про проект. Я считаю, что всем присутствующим нужно купить как минимум по одной чашке. Потому что вы совершенно по-новому увидите текст, с которым вы знакомы.
Ольга Бигильдинская: Второй вопрос будет Нелли. Нелли, расскажите, пожалуйста, о проекте «Наивно? Очень!». В чем он заключается? И почему огромную часть жизни, жизни достаточно занятой, Вы посвятили проекту, поддерживающему «особых» людей?
Нелли Уварова: Я большая поклонница этих ребят. Благодаря Маше, дочке Веры Зотовой, я узнала о существовании колледжа № 21. Вера пригласила меня на ярмарку «Особых мастерских», и я просто влюбилась в работы ребят. Все, что я увидела, мне сразу захотелось приобрести. Поэтому все деньги, которые у меня были в кошельке, были оставлены на ярмарке. Я дарила это многим своим знакомым, потому что просто хотелось поделиться тем, что сделали ребята, поделиться этой радостью.
Потом у меня появилась возможность поехать в колледж, познакомиться с его жизнью. И все началось с довольно простого желания – расширить круг. Хотелось, чтобы об этих работах и об авторах этих работ узнали как можно больше людей. Я точно знаю, что это радость, счастье и от этого очень тепло. И мы думали, как реализовать это простое желание, чтобы о ребятах узнали больше. Появилась идея создать интернет-магазин. Это такая ощутимая вещь: все, кто угодно, могут заглянуть в этот магазин, познакомиться с работами и при желании что-нибудь купить себе. Это было самое маленькое, с чего мы начали, а дальше, конечно, появилось еще много идей. Например, дать ребятам иллюстрировать тексты любимого мной, обожаемого Евгения Клюева.
Ольга Бигильдинская: А насколько востребованы работы ребят?
Нелли Уварова: Сайт существует год. И существует довольно успешно. Его популярность растет с каждым месяцем. И часто люди делают заказы, даже не зная, кто автор. Просто покупают произведение искусства.
Ольга Бигильдинскся: Мне бы хотелось задать вопрос, Ольга Олеговна, Вам: в чем особенность «особых» людей? К какой работе они не способны? Почему они не могут работать в обычном трудовом коллективе? И каковы возможности «особых» людей? Какие их способности все-таки могут быть реализованы?
Ольга Волкова: Эти ребята с нарушениями развития. Многие из них вообще не учились в школе. Школы, к сожалению, считали, что эти детки необучаемы. Хотя некоторым вещам они обучаемы даже лучше, чем сегодняшние подростки… А появились мы («Особые мастерские» - прим. ред.), благодаря Центру лечебной педагогики Технологический колледж № 21 и активности не только специалистов, но и родителей этих ребят. Почему именно в 21 колледже? Просто там директор оказался очень хорошим человеком, и он нас принял. Теперь нас все называют 21-м колледжем, но на самом деле мы центр в этом колледже, где обучаются «особые» ребята. К их работам мы относимся как к произведению художников. Хотелось бы сказать, что без наших педагогов ничего этого не было бы. Вот здесь Таня Чемоданова присутствует. Многие работы, которые вы сейчас видите, сделаны под ее руководством. А сама она держит в руках потрясающую куклу.
Татьяна Чемоданова: Это совместный проект со столярной мастерской. Эта кукла – единственная, которая осталось, потому что на ярмарке вся коллекция кукол за 10 минут была распродана.
Ольга Волкова: …некоторые уехали в Европу даже. Это «живые» куклы…
Татьяна Чемоданова: Да, это живые персонажи.
Ольга Волкова: А сейчас Таня готовит спектакль «Волшебная флейта». И делает кукол – героев этой оперы. Атмосфера в мастерских настолько теплая, приятная. Нелли говорила о том, что изделия, которые делают ребята, несут какую-то энергетику. Это не придумано. Особенно это касается изделий из керамики. Люди, которые пользуются нашими кружками, все говорят, что когда берешь эту кружку, она излучает какое-то тепло. Я могу очень много говорить о наших мастерских. Мне хочется всех поблагодарить.
А что касается реализации наших изделий, то мы находимся в таком состоянии, что иногда даже не можем произвести достаточное их количество, и на некоторые кружки с ходовыми рисунками у нас очередь. Так что нам надо расширять свое производство, поэтому с сентября мы уже хотим открыть собственную производственную керамическую мастерскую. А наш девиз: «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой».
Ольга Бигильдинская: Спасибо большое, Ольга Олеговна! А сейчас я бы хотела задать вопрос Маргарите Щетинской. Дело в том, что с Колей Филипповым работал не «особый» педагог, а художник, иллюстратор, который раньше вообще не имел опыта общения с такими людьми. Маргарита, скажите, каждый ли человек может найти общий язык с «особым» человеком? И как Вы нашли общий язык с Колей? Какой Вы нашли к нему ключик?
Маргарита Щетинская: Общение не отличалось от общения с обычными людьми…
Ольга Бигильдинская: Понравилось ли Вам работать с Колей и почему?
Маргарита Щетинская: Понравилось. Это было интересно. Это творчество. Особый человек или не особый, разницы нет.
Нелли Уварова: Просто талантливый художник, и все.
Ольга Бигильдинская: Татьяна, а могут ли «особые» ребята работать без педагога? И в чем заключается Ваша работа?
Татьяна Чемоданова: Наша совместная работа – это, прежде всего, организация команды. Мы команда, мы семья. Я не позиционирую себя как педагога. на ты. |