«Закулисье» этого номера посвящено сравнительно молодой театральной профессии, сделавшей, наконец, возможным фиксировать театр и сохранять его для других поколений. Спектакли РАМТа снимают разные люди, но для рассказа о профессии театрального фотографа мы выбрали именно этого мастера. Стартовав не так давно, он завоевал одно из лидерских мест среди мастеров театральной фотографии. Его снимки – настоящие произведения искусства. Они передают не только картинку происходящего, но и мгновенные настроения, интонации, атмосферу, характер жестов и точность взглядов. Объектив Сергея Петрова подмечает такие детали, которые делают представление о спектакле объемным и непохожим на взгляд других фотожурналистов.
Путь в профессию
|
Сцена из спектакля
«Как кот гулял, где ему вздумается» |
Фотографией Сергей увлекся еще в школе. Но профессией своей не выбрал, а поступил в физтех. Однако учеба в Московском физико-техническом институте была настолько напряженной, что на первом курсе у начинающего ученого начались проблемы со зрением. Сергей взял академический отпуск и в течение года подрабатывал в массовках кино, попутно снимая актеров на фотокамеру. «Заболев» кинематографом, пытался поступить на операторское отделение во ВГИК. Провалился, окончил физтех и работал по специальности до середины 90-х. Потом получил финансовое образование и сменил сферу деятельности на более актуальную. К середине нулевых финансовое дело успело надоесть, а вот любовь к искусству так до конца и не угасла.
|
Сцена из спектакля «Будденброки» |
«А потом мне стала нравиться одна актриса из «Современника». Я очень хотел ее поснимать».
В Москве не так много фотохудожников, которые специализируются на съемке в театре. На прогоне спектакля традиционно бывает не больше 15 фотографов. Но оказалось, что так просто в их круг не попасть. Первым театром, где Сергею удалось сделать фотографии, был «Класс-театр», у которого даже не было своей площадки. «Потом я понял, что есть масса хороших театров, про которые почти не пишут в СМИ. Например, «Сфера», «У Никитских ворот», Театр Ермоловой, «Человек». В сезон проходят всего три-четыре основных премьеры, о которых пишут все издания. Но для рядового зрителя, возможно, будет не менее интересно посмотреть спектакль в каком-нибудь маленьком «не модном» театре». И Сергей начал снимать в этих театрах.
Сначала совмещал работу финансиста и хобби театрального фотографа. Снимал за аккредитацию, и его фотографии вместе с небольшими комментариями к спектаклям публиковались на сайте KM.ru бесплатно. «Я думал, что совмещать будет несложно – ведь все премьеры проходят вечером, когда мой основной рабочий день заканчивается». Но оказалось, что прогоны для прессы устраиваются чаще всего днем. И тогда пять лет назад Сергей уволился со своей основной работы, и стал фотографом Lenta.ru.
|
Сцена из спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается» |
Сегодня Сергей Петров – практически единственный театральный фотограф этого новостного портала. Если вы, просматривая рубрику «О высоком», залюбовались фотогалереей с премьеры балета, спектакля или циркового представления, то, скорее всего, ее автор – Сергей. «Конечно, театральная фотография – не слишком прибыльное дело. В основном, журналы и газеты покупают снимки поштучно, максимум два-три снимка. А фотограф тратит на них 6-8 часов работы, включая сам спектакль и последующую обработку. «Lenta.ru» – одно из немногих СМИ, которое покупает всю фотосессию сразу:25-30 фотографий. В месяц я делаю 3-4 такие галереи. Теоретически на эти деньги можно жить, если прибавить к ним гонорары за фотографии, которые покупают другие СМИ и сами театры». Иногда Сергей снимает премьеры по заказу театров, сотрудничает с журналами и газетами. Периодически возвращается в финансовое дело, но больше года не выдерживает и снова начинает активно снимать.
Специфика театральной съемки
|
Сцена из спектакля «Дон Кихот» |
Театральная фотография находится на стыке искусства и журналистики. С одной стороны, это фиксация художественной постановки. С другой, по своему принципу она мало чем отличается от репортажной. «Для меня нет большой разницы, где снимать – на спектакле или на митинге, – рассказывает Сергей. – Я считаю, что и фотожурналистику, и театральную фотографию можно назвать искусством, потому что и то, и то воздействует на эмоции зрителя, и это воздействие во многом определяется фотографом, а не фиксируемым событием».
|
Сцена из спектакля «Доказательство» |
Чаще всего театральные фотографы снимают спектакли на специальных пресс-показах, где играется либо вся постановка, либо только один акт или даже его часть. «Для того, чтобы сделать фотогалерею на 25–30 кадров, короткого прогона обычно недостаточно. Поэтому мне больше нравится, когда театры показывают спектакль целиком.
|
|
Бывает, прогоны устраиваются слишком рано, когда еще не все костюмы готовы, не выставлен свет. Идеальный вариант для съемки – за неделю до премьеры, когда все уже готово».
Но бывает, с разрешения театра приходится снимать и на премьере, что сильно усложняет работу фотографа и раздражает зрителей щелчками затвора. Зато профессиональная съемка в театре всегда ведется без вспышки и не мешает актерам. Поэтому, если вы увидели вспышку во время спектакля, знайте – в зале нарушитель и непрофессионал.
|
Сцена из спектакля «Портрет» |
«Для одной-двух фотографий в газету или журнал достаточно снимать с одной точки, например по центру, – объясняет Сергей. – Понятно, что хорошо получаются фотографии, снятые примерно с места, где сидит обычно режиссер – оно находится по центру партера. Но для фотосессии в 30 кадров этого недостаточно, нужно двигаться по залу. Я стараюсь снимать и по центру, и с балкона, и по диагонали. Последний случай удобен тем, что так в кадр помещается больше актеров и увеличивается глубина кадра. Виктор Сенцов, один из старейших театральных фотографов Москвы, очень любит делать такие диагональные снимки, обратите внимание на его фотографии».
|
Сцена из спектакля «Приглашение на казнь» |
Если на пресс-показе фотограф свободен в перемещении, то на премьере ему чаще всего приходится сидеть на одном месте. Работать в таких обстоятельствах приходится, как правило, во время фестивалей и в маленьких театрах вроде «Практики», где отдельные прогоны для прессы почти никогда не устраиваются. Для фотографа в небольших театрах есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, можно снимать с очень близкого расстояния, находясь на одном уровне с актерами, а не ниже уровня сцены, как в больших залах. С другой стороны, в маленьких театрах сложно сделать правильное освещение – в небольшом пространстве свет прожектора оказывается чересчур резким и однообразным. «Вообще, последнее время стало модно ставить только один свет, который почти не меняется по ходу действия спектакля. Возможно, в этом какая-то режиссерская фишка, и таким образом, наверное, оказывается дополнительное воздействие на зрителя. Но для фотографа это очень плохо, потому что все кадры получаются однообразными, и контраст между светом и тенью зачастую слишком сильный».
|
Сцена из спектакля «Доказательство» |
А если, наоборот, сцена освещена слабо, что бывает чаще всего, то кадр приходится потом «вытягивать» в редакторе Photoshop. «Очень часто бывает, что, когда свет в постановке самый интересный, то его совсем мало. Для этого важно иметь хорошее оборудование. Я – один из немногих фотографов, который снимает максимально светосильной оптикой с фиксированным фокусным расстоянием. То есть у меня с собой всегда три объектива – для портретов, для фотографий в полный рост и для съемки всей сцены. А большинство фотографирует зумом. Это быстрее и удобнее, но когда сцены совсем темные, снимать становится проблематично».
Сергей считает, что для хорошей съемки, помимо разнообразного света, нужны чистые яркие цвета. Слишком светлые декорации могут хорошо смотреться из зрительного зала, но не так выигрышны для фотографа.
|
Сцена из спектакля «Будденброки» |
Для качественной фотосессии одинаково важны и удачная съемка, и последующая кропотливая обработка фотографий. «Обычно на одном спектакле я делаю около 1000 фотографий. Из них я сразу отбираю сто, остальные удаляю. А уже из этих ста делаю галерею из тридцати. Когда я начинал, то делал бешеное количество снимков, но я не считаю, что это признак непрофессионализма. Скорее, сейчас мне просто лень снимать так много, но вообще, чем больше фотографий, тем больше шанс, что среди них будут хорошие кадры. Главное, не пропустить их потом при отборе. Очень важно видеть, как этот кадр можно скадрировать: с первого взгляда он может показаться неудачным, но потом отрезаешь все лишнее, и получается отличный снимок. Или сделать его монохромным – многие фотографии в черно-белом виде выглядят гораздо интереснее».
|
Сцена из спектакля «Портрет» |
Театральный фотограф – профессия очень редкая. Для ее освоения недостаточно одних курсов, большая часть секретов познается на практике. «Курсы могут дать технические навыки: как регулировать свет, выдержку, пользоваться редактором Photoshop. Но это ремесленничество, с такими умениями можно снимать фотографии на паспорт, а для творческой работы нужны врожденные способности и постоянная практика. Даже в западных школах, судя по их учебникам, учат в основном техническим, а не творческим навыкам. (Я освоил всю технику сам при помощи книг). А дальше нужно просто больше ходить по фотовыставкам и очень много снимать самому. Затем сравнивать свои и чужие снимки, анализировать, почему нравится тот или иной кадр. Иногда это бывает невозможно объяснить, мастерство формируется на уровне ощущений».
Индира Валеева
p.s. Интернет-сайт Сергея Петрова |
|