Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Евгений Перов: «Выйдешь на сцену –
передай ей от меня привет… очень  скучаю»

 

Память об ушедших артистах театра – такая эфемерная, неуловимая вещь, которую и хочется поймать за хвост, как птицу счастья, чтобы осталось в руках чувство ее живого трепыхания, да практически невозможно. Театр с его дыханием, живой энергией, остается лишь в сердцах тех, кто был осчастливлен возможностью прикоснуться к нему однажды. Вот и собираем по крупицам воспоминания о тех, кто уже никогда не выйдет на сцену, но о ком еще жива память. Чтобы сберечь то, что было дорого этой сцене. Евгений Владимирович Перов.

В спектакле «Как закалялась сталь», Павка Корчагин

Он родился 7 сентября 1919 года. Начинал артистом в Псковском Педагогическом театре, играл в Ленинградском областном театре. В 1938 году окончил актерский техникум при Ленинградском ТЮЗе, с 1939-го – в составе Театра Черноморского флота, с которым прошел всю войну.

В Центральном Детском Евгений Перов оказался в 1946 году, где сразу занял место среди ведущих актеров театра. Первой его значительной ролью стал Павка Корчагин в спектакле «Как закалялась сталь». Спектакль, вышедший в 1947-м, произвел настоящий фурор, постановку обсуждали на полосах многих советских газет и журналов – так остро и точно она отражала патриотический настрой тогдашней молодежи. А в центре внимания, безусловно, был Павка Корчагин. «Образ главного героя романа Островского полнокровно и убедительно воплощает в спектакле молодой талантливый актер Е. Перов… Перов обладает большим артистическим темпераментом и раскрывает духовный мир Корчагина верно и тонко», – с присущим советской прессе пафосом писало «Советское искусство». «Е.Перов – Корчагин за необыкновенной и чуть суровой внешностью своего героя сумел показать силу его воли и характера, внутреннее благородство. В этом основа бесспорной силы и успеха спектакля», – вторили ему «Известия».

В спектакле «Снежная королева», Сказочник. Кай – В.Сперантова, Герда – Г.Новожилова

Спустя год Ольга Ивановна Пыжова стала ставить «Снежную королеву», и отвела Перову роль Сказочника. «Это был 1948 год, когда я только пришел в театр, – вспоминает артист театра Геннадий Печников. – Представьте мою радость, когда меня, молодого актера, назначили с опытным мастером на одну роль. Но так получилось, что Перов играл, а я нет, потому что меня заняли в «Два капитана». Но впереди было еще немало спектаклей, в которых Геннадию Михайловичу посчастливилось выходить на одну сцену с мастером.

В спектакле «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский

Такой была работа в спектакле «Дубровский», где Перов исполнил роль Андрея Гавриловича Дубровского. Владимира Дубровского играл Геннадий Печников, Троекурова – Иван Воронов, рыжего мальчика – Валентина Сперантова. «Я, стоя за кулисами, видел, как он играл сцену, когда Троекурова приезжает к нему мириться. У него было такое сильнейшее потрясение от оскорбления, что он «лишался ума», падал навзничь, на спину, и так это было здорово, так было сильно и драматично, что у всех зрителей возникала тревога: не ушибся, не разбился ли он… Такая была в этом была правда…». Этот спектакль шел с огромным успехом, на его премьере двадцать пять раз открывали занавес.

«Он не кончал школы-студии МХАТ, но он был актер МХАТовской школы, у него была органика природная, он играл по правде, никогда не врал, не наигрывал. Вот поэтому с ним было очень легко нам, выпускникам школы-студии МХАТ, которые пришли как раз в 1947-48 году в Центральный детский театр». (Г.Печников)

В спектакле «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский. Владимир Дубровский – Р.Чумак

«Первый раз мы Евгением Владимировичем встретились на сцене в постановке «Ноль по поведению», это была моя первая фактически главная роль, – рассказывает актриса РАМТа Татьяна Дмитриевна Надеждина – Он тогда играл учителя, и так играл, что я, молодая актриса, конечно, влюбилась в него. В спектакле была сцена, которую Евгений Владимирович играл более ста раз – сколько было спектаклей, столько и играл. В ней все было в заданной рамке, текст не менялся, но он умел делать так, чтобы каждый раз получалось по-разному, ни разу не повторился. И мы всегда ждали, что же будет на этот раз».

Татьяна Надеждина вспоминает, что на сцену он почти всегда выходил без грима, только прическу менял – то «вздыбит» волосы, то расчешет на прямой пробор. А вот в спектакле «Хижина дяди Тома», исполняя роль негра Тома, мазался черным гримом. В спектакле была сцена продажи рабов, и когда Тому приходилось прощаться с близкими людьми, у актера капали слезы, по щекам стекали черные ручейки, оставляя на лице белые полосы; и столько в глазах его было боли, столько тоски, что все вокруг начинали плакать, несмотря на смешно-потекший грим.

В спектакле «В поисках радости», Иван Лапшин. Геннадий – А.Чумаков

Настоящую славу Евгению Перову, впрочем, как и многим другим актерам театра, принес спектакль Анатолия Эфроса «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, поставленный в 1957 году. Спектакль шел на сцене 15 лет. По этой же пьесе в 1960-м Эфросом был снят фильм «Шумный день» с Перовым же в главной роли, сделавший актера знаменитым.
Роль Ивана Никитича Лапшина, была отрицательной. Любому зрителю, который видел спектакль или фильм, наверняка, запомнилась сцена, когда сын Лапшина – Геннадий, бывший всегда «под каблуком» у своего отца, – останавливает родителя, запахнувшего на него рукой: «Не смей! И мать не трожь тоже!» Татьяна Надеждина, игравшая в спектакле роль Татьяны, рассказывает: «Нужно было видеть глаза Перова, в которых и непонимание, и отчаяние от потери контроля над сыном («что это такое… он мне перечит, он вышел у меня из под контроля!»), и глаза у него наполнялись слезами. Даже сейчас у меня комок в горле…»

Евгений Владимирович Перов подошел розовской драматургии своей органикой, когда нельзя было врать, а надо было быть самим собой. Актер играл во всех спектаклях Эфроса, который был сильно увлечен творчеством Розова. Самые знаменитые из них – «Неравный бой», «Перед ужином», «В добрый час!»

В спектакле «Мертвые души», Чичиков

В актерском багаже Перова – богатая палитра ярких и острохарактерных ролей. Это и Чичиков в «Мертвых душах», и Тоби в «Двенадцатой ночи», и Подколесин в «Женитьбе», и Пимен в «Борисе Годунове».

Любая роль, будь то герой классического произведения или современной драматургии, была всегда исполнена им на высшем уровне. «Это был основной актер в труппе, и во всем, что он играл, у него не было неудач». (Геннадий Печников)

 

В спектакле «Двенадцатая ночь, или что угодно», Сэр Тоби Белч. Мальволио – Г.Печников

Однажды, посмотрев один из спектаклей ЦДТ, театральный режиссер Алексей Дмитриевич Попов, сказал: «Ваших актеров могут переиграть только собаки». «Но вот Евгения Владимировича даже собака не смогла бы переиграть, – считает Татьяна Надеждина. – Я его всегда сравнивала с Габеном, он умел так держать паузы на сцене и думать… –  все проходило через него.
Я не помню, чтобы он сидел на репетициях с ручкой, записывал что-то. Многие записывали. Он – никогда. Слушал, что говорит режиссер, думал. Когда делали этюды – он мастерски это делал – всегда говорил, что не стоит «копаться» в персонаже, искать какие-то задачи, ведь можно зарыться и пропасть… нужно доверять своим чувствам, первому прочтению роли. Не всегда это было правильно, но в основном это было так.
Везде, во всех ролях он был разный, я его как-то спросила: «Евгений Владимирович, как Вы работаете над ролью?» Он ответил: «Деточка (он меня деточкой называл), я понимаешь, я слушаю, что говорит режиссер, что предлагает мне, я все это пропускаю через себя, наполняю все это своими чувствами, как умею». Но КАК он это умел делать!»

Он ушел из театра в 1982 году, из-за начавшихся проблем с памятью. И последние десять лет своей жизни провел дома со своей прекрасной семьей, женой и дочерью – Любами, которые очень его любили и оберегали.

В спектакле «Женитьба», Подколесин

Евгений Владимирович много снимался в кино, на телевидении, участвовал в праздничных программах и мероприятиях, но никогда не покидал свой театр. Татьяна Надеждина вспоминает: «Незадолго до его смерти мы зашли к нему в гости, проведать его, пообщаться, и тогда он сказал мне: «Деточка, вот выйдешь на сцену, передай ей от меня привет. Я очень любил свой театр и очень скучаю…»

Евгений Перов ушел из жизни 27 февраля 1992 года. Похоронен на участке № 8 Даниловского кладбища г. Москвы.

Роли, сыгранные Евгением Перовым в ЦДТ:

1.  «Особое задание» (1946 г.) - Председатель колхоза, капитан Стрельцов
2. «Как закалялась сталь» (1947 г.) - Павка Корчагин
3. «Дорогие мои мальчишки» (1947 г.) - Гай
4. «Снежок» (1948 г.) - Томсон
5. «Снежная королева» (1948 г.) - Сказочник
6. «Где-то в Сибири» (1949 г.) - Красовский
7. «Тайна вечной ночи» (1949 г.) - Профессор Лаврентьев
8. «Дубровский» (1949 г.) - Дубровский Андрей Гаврилович
9. «Зеленый сундучок» (1949 г.) - Каншобин
10. «Недоросль» (1949 г.) - Правдин
11. «Настоящий друг» (1950 г.) - Директор школы
12. «Романтики» (1950 г.) - Замойский
13. «Володя Дубинин» (1951 г.) - Зябрев
14. «Я хочу домой» (1951 г.) - Пескаев
15. «Мертвые души» (1952 г.) - Ведущий, с 1953 г. - Чичиков
16. «Два друга» (1952 г.) - Григорий Иванович Малеев
17. «Гельголанд зовет» (1953 г.) - Эрнст
18. «На широкую воду» (1953 г.) - Мишкин, воспитатель
19. «Как закалялась сталь» (1954 г.) - Жухрай
20. «Страница жизни» (1954 г.) - Николай Алексеевич
21. «Отрочество» (1955 г.) - Алексей Львович, классный руководитель
22. «Приключения Чиполлино» (1955 г.) - Принц Лимон
23. «Мы втроем поехали на целину» (1955 г.) - Неизвестный
24. «Два капитана» (1955 г.) - Кораблев Николай Антонович
25. «Сказка о сказках» (1956 г.) - Ведущий
26. «Судьба барабанщика» (1956 г.) - Щербачев
27. «Дочка» (1956 г.) - Полуэктов
28. «Оливер Твист» (1956 г.) - Мистер Браунлоу
29. «Борис Годунов» (1957 г.) - Пимен
30. «Сказка» (1957 г.) - Иван Анисимович
31. «В поисках радости» (1957 г.) - Лапшин
32. «Ноль по поведению» (1958 г.) - Зуреску
33. «На улице Уитмена» (1959 г.) - Греми
34. «Вольные мастера» (1959 г.) - Маков, завхоз
35. «Золотой ключик» (1959 г.) - Карабас Барабас
36. «Неравный бой» (1960 г.) - Григорий Степанович Галкин
37. «Бывшие мальчики» (1960 г.) - Вадим Николаевич
38. «Время любить» (1961г.) - Колесников
39. «Рамаяна» (1961 г.) - Джанаха
40. «Золотое сердце» (1961 г.) - Генерал Минерал
41. «Цветик-семицветик» (1962 г.) - Говорящая собака
42. «Перед ужином (1962 г.) - Илларион Николаевич
43. «Забытый блиндаж» (1963 г.) - Шарыкин, директор завода
44. «Женитьба» (1963 г.) - Подколесин
45. «Чудеса в полдень» (1964 г.) - Красавин, дядя
46. «Недоросль» (1964 г.) - Стародум
47. «Король Матиуш Первый» (1965 г.) - Премьер-министр
48. «Сказки Маршака» (1965 г.) - Волк
49. «Начало пути» (1965 г.) - Хардин
50. «Хижина дяди Тома» (1966 г.) - Том
51. «Доходное место» (1966 г.) - Юсов
52. «Традиционный сбор» (1967 г.) - Головченко
53. «Любовь Яровая» (1967 г.) - Максим Горностаев, профессор
54. «Сказки Маршака» (1968 г.) - Медведь
55. «Карусель» (1968 г.) - Балаганщик, Директор, Фокусник
56. «Веселое сновидение» (1969 г.) - Доктор, Шахматный офицер
57. «Санька» (1969 г.) - Иван Васильевич Кожин
58. «Московские каникулы» (1970 г.) - Борис Павлов
59. «Сказка о 4-х близнецах» (1972 г.) - Дядя Петр
60. «Двенадцатая ночь» (1972 г.) - Сэр Тоби Белч
61. «Враги» (1975 г.) - Конь, отставной солдат
62. «Коньки» (1976 г.) - Бирюков, музыкант
63. «Прости меня» (1981 г.) - Полковник

Роли в фильмах:

«Малахов курган (сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.)» (моряк, 1944 г.)
«Шумный день» (Иван Лапшин, 1960 г.)
«До свидания, мальчики!» (1964 г.)
«Мать и мачеха» (Евсей Карпович, агрохимик, 1964 г.)
«Палата» (Прохоров, 1964 г.)
«Похождения зубного врача» (1965 г.)
«Осенние свадьбы» (председатель, 1967 г.)
«Драма из старинной жизни» (Каменский, князь, 1971 г.)
«Точка, точка, запятая...» (Приходько, 1972 г.)
«Человек на своем месте» (1972 г.)
«Семнадцать мгновений весны» (хозяин кабачка «У грубого Готтлиба, 1973 г.)
«Двенадцать стульев» (аукционист, 1977 г.)
«Смешные люди!» (Ягодов, 1977 г.)
«Сибириада» (Ерофей Соломин, 1978 г.)
«Срочный вызов» (Запольский, 1978 г.)
«Инспектор ГАИ» (Науменков, 1982 г.)

Выражаем искреннюю благодарность артистам РАМТа Татьяне Дмитриевне Надеждиной и Геннадию Михайловичу Печникову за помощь в подготовке материала.

Елизавета Черных