Память об ушедших артистах театра – такая эфемерная, неуловимая вещь, которую и хочется поймать за хвост, как птицу счастья, чтобы осталось в руках чувство ее живого трепыхания, да практически невозможно. Театр с его дыханием, живой энергией, остается лишь в сердцах тех, кто был осчастливлен возможностью прикоснуться к нему однажды. Вот и собираем по крупицам воспоминания о тех, кто уже никогда не выйдет на сцену, но о ком еще жива память. Чтобы сберечь то, что было дорого этой сцене. Евгений Владимирович Перов.
|
В спектакле «Как закалялась сталь», Павка Корчагин |
Он родился 7 сентября 1919 года. Начинал артистом в Псковском Педагогическом театре, играл в Ленинградском областном театре. В 1938 году окончил актерский техникум при Ленинградском ТЮЗе, с 1939-го – в составе Театра Черноморского флота, с которым прошел всю войну.
В Центральном Детском Евгений Перов оказался в 1946 году, где сразу занял место среди ведущих актеров театра. Первой его значительной ролью стал Павка Корчагин в спектакле «Как закалялась сталь». Спектакль, вышедший в 1947-м, произвел настоящий фурор, постановку обсуждали на полосах многих советских газет и журналов – так остро и точно она отражала патриотический настрой тогдашней молодежи. А в центре внимания, безусловно, был Павка Корчагин. «Образ главного героя романа Островского полнокровно и убедительно воплощает в спектакле молодой талантливый актер Е. Перов… Перов обладает большим артистическим темпераментом и раскрывает духовный мир Корчагина верно и тонко», – с присущим советской прессе пафосом писало «Советское искусство». «Е.Перов – Корчагин за необыкновенной и чуть суровой внешностью своего героя сумел показать силу его воли и характера, внутреннее благородство. В этом основа бесспорной силы и успеха спектакля», – вторили ему «Известия».
|
В спектакле «Снежная королева», Сказочник. Кай – В.Сперантова, Герда – Г.Новожилова |
Спустя год Ольга Ивановна Пыжова стала ставить «Снежную королеву», и отвела Перову роль Сказочника. «Это был 1948 год, когда я только пришел в театр, – вспоминает артист театра Геннадий Печников. – Представьте мою радость, когда меня, молодого актера, назначили с опытным мастером на одну роль. Но так получилось, что Перов играл, а я нет, потому что меня заняли в «Два капитана». Но впереди было еще немало спектаклей, в которых Геннадию Михайловичу посчастливилось выходить на одну сцену с мастером.
|
В спектакле «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский |
Такой была работа в спектакле «Дубровский», где Перов исполнил роль Андрея Гавриловича Дубровского. Владимира Дубровского играл Геннадий Печников, Троекурова – Иван Воронов, рыжего мальчика – Валентина Сперантова. «Я, стоя за кулисами, видел, как он играл сцену, когда Троекурова приезжает к нему мириться. У него было такое сильнейшее потрясение от оскорбления, что он «лишался ума», падал навзничь, на спину, и так это было здорово, так было сильно и драматично, что у всех зрителей возникала тревога: не ушибся, не разбился ли он… Такая была в этом была правда…». Этот спектакль шел с огромным успехом, на его премьере двадцать пять раз открывали занавес.
«Он не кончал школы-студии МХАТ, но он был актер МХАТовской школы, у него была органика природная, он играл по правде, никогда не врал, не наигрывал. Вот поэтому с ним было очень легко нам, выпускникам школы-студии МХАТ, которые пришли как раз в 1947-48 году в Центральный детский театр». (Г.Печников)
|
В спектакле «Дубровский», Андрей Гаврилович Дубровский. Владимир Дубровский – Р.Чумак |
«Первый раз мы Евгением Владимировичем встретились на сцене в постановке «Ноль по поведению», это была моя первая фактически главная роль, – рассказывает актриса РАМТа Татьяна Дмитриевна Надеждина – Он тогда играл учителя, и так играл, что я, молодая актриса, конечно, влюбилась в него. В спектакле была сцена, которую Евгений Владимирович играл более ста раз – сколько было спектаклей, столько и играл. В ней все было в заданной рамке, текст не менялся, но он умел делать так, чтобы каждый раз получалось по-разному, ни разу не повторился. И мы всегда ждали, что же будет на этот раз».
Татьяна Надеждина вспоминает, что на сцену он почти всегда выходил без грима, только прическу менял – то «вздыбит» волосы, то расчешет на прямой пробор. А вот в спектакле «Хижина дяди Тома», исполняя роль негра Тома, мазался черным гримом. В спектакле была сцена продажи рабов, и когда Тому приходилось прощаться с близкими людьми, у актера капали слезы, по щекам стекали черные ручейки, оставляя на лице белые полосы; и столько в глазах его было боли, столько тоски, что все вокруг начинали плакать, несмотря на смешно-потекший грим.
|
В спектакле «В поисках радости», Иван Лапшин. Геннадий – А.Чумаков |
Настоящую славу Евгению Перову, впрочем, как и многим другим актерам театра, принес спектакль Анатолия Эфроса «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, поставленный в 1957 году. Спектакль шел на сцене 15 лет. По этой же пьесе в 1960-м Эфросом был снят фильм «Шумный день» с Перовым же в главной роли, сделавший актера знаменитым.
Роль Ивана Никитича Лапшина, была отрицательной. Любому зрителю, который видел спектакль или фильм, наверняка, запомнилась сцена, когда сын Лапшина – Геннадий, бывший всегда «под каблуком» у своего отца, – останавливает родителя, запахнувшего на него рукой: «Не смей! И мать не трожь тоже!» Татьяна Надеждина, игравшая в спектакле роль Татьяны, рассказывает: «Нужно было видеть глаза Перова, в которых и непонимание, и отчаяние от потери контроля над сыном («что это такое… он мне перечит, он вышел у меня из под контроля!»), и глаза у него наполнялись слезами. Даже сейчас у меня комок в горле…»
Евгений Владимирович Перов подошел розовской драматургии своей органикой, когда нельзя было врать, а надо было быть самим собой. Актер играл во всех спектаклях Эфроса, который был сильно увлечен творчеством Розова. Самые знаменитые из них – «Неравный бой», «Перед ужином», «В добрый час!»
|
В спектакле «Мертвые души», Чичиков |
В актерском багаже Перова – богатая палитра ярких и острохарактерных ролей. Это и Чичиков в «Мертвых душах», и Тоби в «Двенадцатой ночи», и Подколесин в «Женитьбе», и Пимен в «Борисе Годунове».
Любая роль, будь то герой классического произведения или современной драматургии, была всегда исполнена им на высшем уровне. «Это был основной актер в труппе, и во всем, что он играл, у него не было неудач». (Геннадий Печников)
|