Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Психоанализ после спектакля

Встреча с творческой группой постановки «Кот стыда» в зрительском клубе «Премьера»

14.03. 2016

В клуб «Премьера» приходят подростки с родителями. У большинства из них за плечами опыт детских клубов РАМТа. Они знают репертуар, актеров театра, бывали за кулисами, пробовали себя в театральных профессиях. Это рафинированная, лояльная публика Молодежного. Друг с другом и со своим педагогом Аллой Евгеньевной Лисициной они знакомы уже несколько лет. Она приучила их – и детей, и взрослых – формулировать свое мнение и смело высказывать его, не стесняясь друг друга – здесь все на равных.

На февральскую встречу клуба были приглашены режиссер спектакля «Кот стыда» Марина Брусникина и актрисы, занятые в постановке – Янина Соколовская, Анна Ковалева и Нелли Уварова. Педагог собиралась посвятить разговор современной героине, но не тут-то было. Обсуждение превратилось в настоящий сеанс психоанализа. Для постановщиков – не первый и, наверное, ожидаемый. Для человека со стороны – даже немного шокирующий своей откровенностью.

Анна Ковалева рассказала, что у них был удивительный психоанализ на репетициях, когда каждый копался в самом себе, вспоминал что-то из личной жизни. По мнению Нелли Уваровой, этот спектакль и сам является психоанализом – «очищающим актом». Может, именно поэтому первое, о чем хочется говорить в связи с ним, это его содержание.

«Кот стыда» состоит из трех небольших пьес, в каждой из которых рассказывается некая семейная история – болезненная и, увы, привычная. «Все так живут, ничего страшного» – рабочее, отвергнутое по рекламным причинам название, которое придумала для спектакля Марина Брусникина, как нельзя лучше отражает его суть. Это исповедальные истории об отношениях между людьми.

Пьеса «Кот стыда», давшая название всей постановке и открывающая ее, понравилась режиссеру своей свежей формой, а еще – мыслью:
– Когда мы взрослеем, мы все дальше и дальше от самых близких людей, и по-другому не бывает. И это отчуждение – не сознательное, не злое, так природа работает. Вот тема, которую эта молодая девчонка (драматург Тая Сапурина, - прим. ред.) вдруг – раз, и зацепила, причем не с позиции взрослого человека, а со стороны молодого.

Мамы юных участников клуба говорят, что их дети-подростки чувствуют солидарность с героиней пьесы и явно ощущают их собственную родительскую заботу как давление.

– Не считайте себя правыми по отношению к поколению подрастающему, – резюмирует Марина Брусникина. – На своих детей взрослые люди смотрят сверху: они не совсем такие, как нам хотелось бы, что-то не так понимают. Но они на нас тоже смотрят, а мы об этом забываем. Вот вы, прожив жизнь, можете сказать на сто процентов, что вы счастливы? Что достигли всего, чего хотели? Тогда почему вы желаете своим детям пройти тем же путем? Мы все время гоним их по нашему же пути, но каждый должен сделать свои ошибки.

Героиня пьесы «Март» Ирины Васьковской, гулящая и выпивающая Маша, возвращается домой к деспотичной маме и подкаблучнику-мужу. Но у нее не получается остаться. Ее образ вызвал самую горячую дискуссию среди зрителей:

– Как много молодых девушек вышли замуж, потому что мама настояла. У меня тоже есть знакомая, чья мама принимала решение о ее замужестве, говоря: «Важно, чтобы в жизни было хорошее положение». После свадьбы некоторые готовы с этим жить, а некоторые уходят. И, может быть, такая ненормальная жизнь, как у Маши, гораздо счастливее.

– Если бы героиня не была готова мириться с действительностью, ушла и стала строить какую-то другую реальность, это бы не вызывало вопросов. Но она сначала ушла из семьи, потом вернулась, обидела всех и опять ушла, думая о своих эмоциях и не думая о чужих. И я не сочувствую героине. А вот маме ее сочувствую. Потому что она, даже если и сделала ошибки, то себя уже сама наказала и сильно переживает. Ее – жалко. Наверное, если бы Маша спилась под забором, я бы ей тоже сочувствовала, а она прошла тайфуном, разрушила жизнь ни в чем не повинного мужа.

– Оправдывать мужа я бы не стала, – выступила в защиту своей героини исполнительница роли Маши Нелли Уварова. – И говорить, что он ни в чем неповинный человек – тоже. За ним числится серьезный ряд грехов.

– Своей заботой – «не сиди у окна, надень валенки, надень носочки» – замучил человека до такой степени, что даже «не подсаживайся ко мне», – добавляет сыгравшая в этой же пьесе новую подругу мужа Янина Соколовская. – Почему мы иногда сравнивали Машу с Цветаевой? Бывает, что человек рождается и не может дышать этим кислородом, не может жить по общим правилам. Она возвращается в семью с желанием жить – а вдруг получится? А не получается.

Пьеса «Ба» Юлии Тупикиной отличается от первых двух классической структурой и коллизией, это почти романтическая комедия. Бабушка, сыгранная Анной Ковалевой, внезапно приехавшая из Сибири к столичной штучке Оле, вмешивается в ее, казалось бы, респектабельную и чуть ли не богемную жизнь и возвращает в нее житейскую, исконную мудрость. Режиссер и актрисы признаются, что «Ба» репетировалась просто, с листа, пока в какой-то момент не рассыпалась, не пришла в противоречие с первыми двумя историями своей кажущейся легкостью. Но в ней есть несколько очень больных линий (отношения Оли с матерью-зечкой, бабушкина полная трагических событий жизнь), и именно они составили основу второго акта. Эта пьеса получила самое большое число симпатий и среди родителей, и среди детей – участников разговора:

– Первая половина спектакля тяжелая, а вторая – светлая. И выходишь после нее с ощущением праздника. Я была так благодарна за эту сказку! Если бы не она, то было бы крайне тяжело дальше жить. А все завершилось оптимизмом. Так и задуман спектакль?

– Оставляю ли я надежду, зависит от моего от моего сегодняшнего отношения к миру и от произведения, – ответила Марина Брусникина. – Считается, что я режиссер светлый, позитивный, верю в хорошее. Я точно знаю, что мы в любой ситуации живем надеждой. Мороз, снегопад? Ничего, завтра растает. Лужи по колено? Высохнут.

– Хочу поблагодарить Вас за спектакль, очень своевременный, про нас сегодняшних, про взаимоотношения поколений. У меня в детстве были не самые простые отношения с мамой. Она у меня потрясающий, творческий человек, но с доминантным, сильным характером. Иногда у нас были конфликты. И я думала: будет у меня ребенок, я стану его по-другому воспитывать, не давить. И вот недавно он мне высказал претензию, которая когда-то была у меня к моей же маме. Как так могло получиться? Ведь у нас хорошие отношения, мы друзья. Но определенные вещи мы, видимо, за родителями повторяем.

– Кажется, что это какая-то узкая тема, но это не так, – завершила разговор режиссер. – Эти истории – не о семье. Они о взаимоотношениях людей вообще. Просто в семье ты никуда деться не можешь – люди вынуждены жить под одной крышей, и это обостряет ситуацию.

И еще режиссер считает, что единственный выход из любых жизненных конфликтов это компромисс. Обо всем можно договориться, учитывая мнение другого. Позиция исключительной собственной правоты отношения разрушает. Задача понять это стояла и перед собравшимися, которые учатся в своем клубе не только анализу спектакля, но и диалогу друг с другом.

Мария Рузина

Фото спектакля Сергея Петрова, фото М.Брусникиной Романа Астахова

 

 

наверх