Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Волшебные превращения в «Семейном клубе»

Занятие после спектакля «Сказки на всякий случай»

31.10. 2015

«Сказки на всякий случай» – спектакль особый. Это первая детская постановка в РАМТе малой формы, которые отличаются от больших спектаклей атмосферой доверительности и какой-то ювелирной выдумкой режиссеров, художников и артистов. «Сказки» состоят из двенадцати отдельных историй Евгения Клюева, веселых и грустных, смешных и поучительных. Об этом не говорится напрямую, но кажется, что действие происходит на чердаке, где собрались дети, поиграть, а потом – благодаря воображению – перенеслись в сказочный мир, где оказываются возможны любые чудесные превращения: синяя лента, брошенная на пол, становится ручьем, ковер – лугом, объемный серый свитер делает из человека слона, а надетая задом наперед зимняя шапка – верблюда. Такой фантазерский спектакль, рождающийся из старых брошенных вещей и актерского воображения, не может пройти бесследно для маленьких зрителей – наверняка, придя домой, они с радостью превращают свою комнату в маленький аквариум или лужайку, на которой действуют законы живой природы. Во всяком случае, на занятии «Семейного клуба» они точно используют возможность применить свою художественную смекалку, о чем рассказывает руководитель клуба режиссер-педагог театра Алла Лисицина.

Чем занятие по «Сказкам на всякий случай» отличается от других?

– Обычно после просмотра спектакля с клубом мы обсуждаем декорации, музыку, важные мысли, на которые он нас наводит, а это занятие строится иначе. Дело в том, что спектакль состоит из двенадцати сказок, и все они говорят о разном. Получается, выделить одну главную мысль невозможно, а обсуждение каждой истории занимает слишком много времени. Так что занятие целиком проводится в игровой форме.

Как оно проходит?

–В «Сказках на всякий случай» постоянно происходят превращения. Кресло-качалка становится кораблем, чердак – аквариумом, а если нарядиться в пододеяльник, можно притвориться пирожком. Именно эту – игровую составляющую мы перенесли в наше занятие.
Сначала мы берем несколько предметов, отличающихся по форме, цвету, изготовленных из разных материалов. Например, шарф из легкой ткани, деревянную барабанную палочку, стул с металлическими ножками. И придумываем, во что мы могли бы их «превратить». Это упражнение нужно, чтобы показать игровую природу предмета, продемонстрировать, что фантазия может сделать возможными самые невероятные вещи.
Потом мы понимаем, что можем и самих себя во что-нибудь перевоплотить.
В парах один человек выступает в роли «скульптора», другой – в роли «глины». «Скульптор» из «глины» лепит какой-то предмет, меняя положение рук, ног, тела партнера. При этом «глина» не знает, в кого или во что она превращается. Ей нужно догадаться, а затем «ожить», то есть начать двигаться, попытаться изобразить то, что из нее сделали.

А это не слишком сложная задача для ребенка?

– Обычно я даю задание «вылепить» механическую игрушку, чтобы ребенку было легче почувствовать пластику. Это может быть заводной медведь, заяц-барабанщик, кукла, балерина, солдатик. Ребенку эти предметы знакомы, поэтому с таким заданием они легко справляются.
Потом мы переходим к третьему этапу – превращению не отдельного человека, а группы людей. Мы готовим театральные этюды. Например, одна команда изображает часы с кукушкой, другая – автомат по разливу газировки, третья – стиральную машину. Все эти механизмы должны быть показаны в действии. Например, в этюде «Стиральная машина» участники в подгруппе должны распределить между собой роли и договориться, из чего будет состоять механизм, кто будет играть роль хозяйки, а кто – белья, дверцы, корпуса. Они показывают, как в машинку загружается белье, как оно крутится, как его потом достает и развешивает хозяйка.

Я знаю, что после этого занятия Вы задаете особенное домашнее задание.

– Да, сочинить свою сказку о некоем предмете. Он выбирается в зависимости от того, в каком этюде кто участвовал, то есть, если этюд был про часы с кукушкой, сказка тоже должна быть про часы. Конечно, я даю детям подсказки. Говорю им: «Подумайте, что могло бы стать отправной точкой вашей истории, что есть особенного в предмете. Например, у стиральной машины – дверца, напоминающая иллюминатор, у настенных часов – кукушка, которая могла бы жить и в лесу. А что у микроволновой печи? Например, поддон, который крутится и крутится. А что еще у нас крутится?» Таким образом мы развиваем ассоциативные связи, с помощью которых можно построить сказку. Еще я прошу их оформить свои работы, сделать рисунки, иллюстрации. Конечно, это задание необязательное. Но те, кто его выполняют, иногда приносят очень неплохие работы.

Есть ли истории, которые Вам запомнились?

– Конечно. Например, одна девочка сочинила сказку про стиральную машину, которая хотела стать подводной лодкой. Когда машина сломалась, и ее выбросили, а на ее место поставили другую, она очень огорчилась. Но, когда подъемный кран переносил ее на судно для металлолома, она упала в море.  И, пока машина тонула, она видела тот прекрасный подводный мир, о котором всегда мечтала: перед своей гибелью она была счастлива.

У детей возникают сложности при написании сказок?

– Порой у ребят теряется мысль, нарушается логика.

Вы учите их писать?

– Передо мной не стоит такая задача. Я лишь даю некие ориентиры. Главное испытать себя, попробовать что-нибудь сочинить. Может быть, для кого-то это окажется очень интересным. Я говорю им, что у истории должен быть герой, у него – мечта, и препятствия на пути к исполнению мечты. Чтобы было интересно читателю, нужно, чтобы рассказ был наполнен событиями. Возможно, кто-то из них действительно станет писателем? Очень важно разбудить в ребенке фантазию и любопытство. Нынешним детям доступны разные гаджеты, они все получают на блюдечке, мало применяют фантазию. Это неправильно. У ребенка должна быть возможность реализовать себя, узнать что-то новое о себе самом. Например, попробовать самому написать сказку. Книжек полно. Читай – не хочу! Но интересно же, получится ли придумать историю самостоятельно. Возможность приложить свою фантазию, использовать воображение – это именно то, чего очень не хватает современным детям и что мы пытаемся им дать на занятиях «Семейного клуба».

Алла Демахина

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх