«Пропаганда не средство связи, а инструмент господства»
В РАМТе состоялась первая лекция в рамках образовательного проекта «Нюрнберг»
12.10.2014
2 октября в РАМТе стартовала образовательная программа к спектаклю «Нюрнберг», первым мероприятием которой стала лекция «Происхождение и основные черты нацизма». Ее прочел доктор исторических наук, профессор факультета истории, директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олег Будницкий.
Как правило, все мы имеем обрывочные знания по историческим вопросам, и их неплохо было бы порой дополнять и систематизировать, а также развеивать мифы. Так Олег Витальевич постарался в общих чертах рассказать слушателям проекта об истоках нацизма. И первое, что он сделал, это опровергнул общепринятое мнение о Гитлере как родоначальнике этого политического режима:
– Многие представляют Адольфа Гитлера основоположником нацизма. Он, несомненно, был блестящим оратором, умеющим зажигать и контролировать массу, мог говорить часами, был обучаем и обладал всеми качествами настоящего лидера. Но в голове у него была полная каша, он был наполнен ненавистью к евреям и к тем, кто не относился к «высшей расе». Только вот идеи о превосходстве одной расы над другой высказали впервые вовсе не нацисты, и даже не немцы. Самыми яркими представителями этих идей были француз Жозеф Артюр де Гобино, который в середине XIX века ввел термин «арийская раса» в своем трактате «Эссе о неравенстве человеческих рас», и сын британского адмирала Хьюстон Стюарт Чемберлен, который в своей книге «Основы XIX века» сформулировал идею о борьбе арийской и еврейской рас.
На примере Германии, развязавшей Вторую мировую войну, был показан механизм прихода к власти нацистской партии. В частности, о создании Министерства народного просвещения и пропаганды под руководством Йозефа Геббельса и системе его функционирования. Пропаганда, по словам Гитлера, была призвана «подобно плакату, привлекать к себе внимание масс, а не обучать лиц, имеющих научную подготовку или стремящихся к образованию и знаниям. Поэтому ее воздействие должно быть направлено главным образом на чувства и только в очень ограниченной степени рассчитано на так называемый разум». Писатель-политолог Герман Раушнинг так рассказывал о целях нового института: «Пропаганда – это не средство связи; перед ней не стоит задача приведения в соответствие руководства сверху с импульсами критики и поддержки снизу. Она представляет собой односторонний инструмент господства, эффективность которого обеспечивается одновременно методами террора и жестокого насилия».
Именно как инструмент господства пропаганда использовалась в дальнейшем. Основными ее заповедями стали простота, размах и концентрация. Была создана целая сеть воздействия на разные слои населения: на молодежь через организации Гитлерюгенд и Союз немецких девушек, на рабочих и их работодателей через Германский трудовой фронт. Даже не объединенные формально граждане были охвачены адресной пропагандой. Так довольно многочисленной социальной группой в немецком обществе являлись домохозяйки. Была разработана программа по внедрению необходимой пропагандистской информации в радиопередачи, которые они слушают, а также в газеты и журналы, которые они читают. Цель ставилась много больше, чем просто заразить их нацистскими идеями. Ведь они, в свою очередь, могли бы влиять на мужей, друзей и соседей. Пропаганда должна была вызывать три чувства: любовь к личности фюрера, ненависть к евреям и гордость своей принадлежности к избранной расе.
Немаловажным обстоятельством, способствовавшим утверждению нацистского режима в Германии, была внутренняя и внешняя политика Германии, а также реакция на нее со стороны других стран:
– До начала войны Гитлера называли канцлером мира, потому что при нем почти полностью были ликвидированы последствия Версальского договора, восстановлена всеобщая воинская повинность и регулярная армия Вермахт – и это произошло без военных действий. Все это время западные державы придерживалась политики «умиротворения агрессора», стараясь не замечать, что происходит в Германии. После подписания Мюнхенского соглашения Уинстон Черчилль сказал: «У Англии был выбор между позором и войной. Англия выбрала позор и получит войну», – так и получилось в итоге.
В своей книге «Mein Kampf» Гитлер подробно описал свою программу, ничего не скрывая и не приукрашая:
- Все немцы должны жить в едином государстве;
- Должна соблюдаться чистота немецкой расы;
- Все средства массовой информации должны принадлежать и подчиняться государству;
- Главными врагами считаются евреи и славяне.
Тому, как и при помощи каких механизмов эта программа претворилась в жизнь, будет посвящена следующая лекция в рамках проекта, которую прочтет кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики общественных связей РГГУ Мария Штейнман. Лекция «Образ тирана: развенчание зла» состоится 5 ноября в РАМТе. Подробности посещения – на официальном сайте театра.
А встреча с Олегом Будницким закончилась множеством заданных вопросов: «Есть ли в современном обществе примеры нацистских государств? Сказалось ли увлечение Гитлера оккультными науками на политику Германии ХХ века? Можно ли считать американцев преемниками нацистов? Каким образом и в каком виде доходила информация о нюрнбергских процессах до жителей Германии? Как освещается сегодня в немецких школах Вторая мировая война?» – и многих других.
Видеозапись лекции можно посмотреть здесь.
Мария Семенова
Материалы по другим мероприятиям образовательной программы к спектаклю «Нюрнберг»:
Мария Штейнман: «Быть собой – мощная защита от любого тирана». Образовательный проект «Нюрнберг» продолжила лекция «Образ тирана: развенчание зла»
Откровение Стэнли Крамера. Кинопоказ художественного фильма «Нюрнбергский процесс» в Еврейском музее