Донкихоты Виктора Розова
Премьера «В добрый час!» на Маленькой сцене РАМТа
30.10.2021
«В добрый час!» – первая премьера нынешнего сезона – состоялась в РАМТе 16 сентября. Спектакль Владимира Богатырева – второе обращение театра к знаменитой пьесе Виктора Розова. Впервые она была поставлена в ЦДТ в 1954-м начинающим Анатолием Эфросом и заставила Москву, как и прежде, во времена Сац, говорить о Центральном детском. Постановка 2021 года – новая история пьесы, непривычный взгляд на знаменитых розовских мальчиков из XXI века.
Спектакль о городском мальчишке, выбирающем собственную дорогу в жизни, поставлен как камерная история на Маленькой сцене РАМТа. Зрители смотрят ее с трех трибун, обрамляющих сценическое пространство. Для режиссера важно, чтобы мы могли видеть не только действие, но и реакцию друг друга.
Несмотря на то, что литературная основа спектакля – сюжет о советском юноше 1950-х, художник Лилия Баишева отказывается от конкретных бытовых деталей: буфет, часы, рояль – условные состаренные декорации, делающие историю вневременной. Это подтверждает и решение развесить в квартире Авериных люстры всевозможных форм и стилей: антикварный хрусталь соседствует здесь с советскими электрическими свечками и абажурами из ИКЕИ. Все они и обрубок античной колонны в придачу (перекликающийся с отломанными ножками рояля, валяющимися тут же) подчеркивают мещанские представления о домашнем благополучии, царящие в этом доме. Представления, которые пошатнулись или вот-вот сдадут позиции.
Действие происходит в квартире ученого Петра Ивановича Аверина (Алексей Мишаков). В их семье сложный период: младший сын Андрей (Алексей Веселкин-мл. / Андрей Лаптев) оканчивает школу и ему надо выбирать институт. Сам он не очень хорошо представляет свое будущее, да и мама (Татьяна Веселкина) не позволяет иметь собственных желаний, пытаясь сделать за него следующий шаг.
Но не думать о будущем невозможно: и его старший брат Аркадий (Иван Забелин / Сергей Печенкин), и друзья постоянно ищут ответы на вопрос, что главное в жизни. Аркадий уже решил, что мир материального ему неинтересен: для него на первом месте служба в театре, пусть он пока и не получает ведущих ролей. Его невеста Маша (Евгения Белобородова) в юности мечтала стать пианисткой, но из-за травмы отказалась от музыки и теперь вынуждена мужественно жить обычной жизнью. И наиважнейшим для нее оказывается Аркадий – особенно в такой непростой для него период.
Свою дорогу выбрал и Алексей (Антон Савватимов) – племянник Петра Ивановича, приехавший из Сибири. Он остановился у Авериных на время вступительных экзаменов, и именно его появление перевернуло внутренний мир Андрея. Двоюродный брат приехал выучиться на агронома и снова вернуться в небольшое село под Иркутском. Это суровый сельский парень стремится жить честно и спокойно, совершая ежедневные подвиги «маленького человека», которые для мира – обычное, незаметное дело.
Его антагонист Вадим (Владимир Зомерфельд) наоборот говорит о том, как важно устроиться в жизни, занять общественное положение, заработать денег. И для него совсем не важно, каким способом этого достичь. К тому, чтобы поступить в институт по знакомству, Вадим относится легко, называет это «элементом мелкого жульничества», и заявляет, что так сделал бы каждый, если б имел возможность. Алексей упрекает его, что тот «заползает в эту жизнь с черного хода», и для всех остальных героев пьесы очевидно, как неправ Вадим.
«В сцене с Вадимом обостряется тема конформизма, тревожащая нашего режиссера, – рассказывает исполнитель роли Алексея Антон Савватимов. – Здесь мой герой говорит о том, что можно быть обычным инженером, агрономом и для этого не обязательно идти по головам. На один из предпремьерных показов к нам пришло много студентов. И меня поразило, как они тотально приняли сторону Вадима! Мне кажется, это шокировало всех артистов. И сейчас мы обсуждаем, как точнее выразить нашу линию нонконформизма, как сделать ее более понятной сегодняшнему зрителю».
Владимир Богатырев отметил, что, читая пьесу, увидел в Андрее донкихотство и желание бороться, преодолевать трудности, быть честным, порядочным. Именно из этого родилось решение провести параллель с хрестоматийным героем – в спектакле Андрей то и дело берется за роман Сервантеса и читает вслух наиболее задевающие его фрагменты «Дон Кихота». После разговоров с Алексеем ему кажется отвратительным мир примитивного уюта, созданный матерью. Для него неприемлемы и попытки Анастасии Ефремовны пристроить его в институт, да и не хочет он занимать чужое место. И тогда Андрей принимает первое свое самостоятельное решение – не сдавать экзамены и отправиться в Иркутск вместе с Алексеем, чтобы, оторвавшись от семьи, начать самостоятельный путь.
Еще одно постановочное решение подчеркивает грядущий перелом в судьбе Андрея. Действие спектакля то и дело прерывается карнавальным шествием, в котором участвуют герои, выходя на сцену в причудливых шляпах, кружа в стремительном танце. В представлении режиссера карнавал связан с Новым годом (также вписанным в канву сюжета), а «Новый год – это новая жизнь. Ребята закончили школу и поступают в институт, вот и Андрей решил уехать и тоже оказался на пороге новой жизни».
Читая пьесу и смотря спектакль, невольно сопоставляешь розовских мальчиков с мальчиками сегодняшними. Пьеса Розова была написана в послевоенное время, когда человеческие и моральные принципы, интересы всего общества, а не конкретного индивида стояли во главе угла. Для зрителей того поколения была очевидна правота романтиков – Алексея, Андрея, Аркадия. И их было большинство. А сейчас?
Размышляя после спектакля об этом, приходишь к выводу, что современные молодые люди не объединены общей идеей и изначально находятся в состоянии неуверенности в завтрашнем дне. У них нет социальных гарантий – ни при получении образования, ни при трудоустройстве – и уже подростками они понимают, что придется жестоко бороться за место под солнцем. В наше время поступок Вадима многим не кажется преступным, потому что во главу угла ставится финансовая успешность, а сильные мира сего – жесткие беспринципные люди. Вот и Вадим «всего лишь» воспользовался связями, чтобы получить место в институте. И разве не так поступило бы сегодняшнее большинство? Вполне возможно, что именно так. Да еще и посчитало бы справедливым упрек Гали (Дарья Рощина) в адрес Алексея, что мечта стать простым агрономом, а не Тимирязевым – «для ограниченных людей».
Спектакль Богатырева, возможно, преследовал другие цели, но слишком явно наталкивает на мысль, как сильно изменились ценности в современном мире, насколько новое поколение отличается от своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках – ведь оно поставлено в более жесткие социальные условия и видит перед собой другие идеалы. Становится очевидным, что в эпоху капитализма нивелируются понятия чести и честности, закона и законности, а дон кихоты встречаются крайне редко.Однако такие герои, как Андрей и Алексей, помогают понять, почему наша страна справилась со всеми историческими потрясениями ХХ века, выпавшими на ее долю: большая часть людей в то время ставила общественную жизнь выше частной, и каждый готов был стать незаметным маленьким винтиком в огромном государстве, чтобы сделать своей вклад в общее благополучие. Сейчас большинство стремится к благополучию личному и мир двигают индивидуалисты. Только куда?
Александра Ерошенко