Искусство как эпидемия
Евгений Клюев прочел лекцию зрителям РАМТа
30.03.2013
Классическое искусство во все века существовало по принципу мимесиса, то есть подражания. Картины, скульптуры, литературные произведения – все старалось изображать реальность. Но со временем этот принцип стал терять свою привлекательность, а отношения между реальностью и искусством искажаться. Это искажение, потеря границ способствовали тому, чтобы назвать современное искусство болезнью, а точнее эпидемией. Именно этой теме решил посвятить свою встречу со зрителями поэт, писатель, автор рамтовских спектаклей «Сказки на всякий случай» и «Думайте о нас» Евгений Клюев.
В стихотворении Евгения Клюева есть такие строки: «Я не знаю, что здесь делает это «я», Я не знаю, что здесь делает это «ты», – которые ставят под сомнение авторитарность отношений между писателем и читателем. Часто, читая стихотворения, где лирический герой обращается к своей возлюбленной, или к другу, употребляя местоимения «я» и «ты», читатель отождествляет образ героя с образом автора. Однако, герой имеет мало общего с реальным лицом, написавшем стихотворение, его образ возникает из нашего представления о нем. Читателю часто свойственно переносить черты героя на его создателя. А при более близком знакомстве с автором впечатление может быть совершенно противоположным и даже разочаровать. Поэтому еще Пруст советовал быть знакомым с писателем только по его книгам. Искусство – это не жизнь.
Одна из причин отождествления искусства и жизни, вероятно, кроется в том, что формы искусства в последнее время стали больше отходить от традиционного изображения действительности, а само искусство выполнять несколько иные функции, не присущие ему ранее. «Я вижу все меньше и меньше реальности в жизни людей, которые ориентированы на искусство, но на искусство не как на форму созерцания, а форму жизни», – с грустью констатирует Евгений Клюев и приводит в пример разошедшуюся недавно по сети новость об украинских девушках, которые каждый день превращают себя при помощи грима в героинь японского аниме и в таком образе ходят по улице. Они предъявляют себя как факт искусства, превращая в него всю свою жизнь.
Будучи русским, но живя долгое время в Дании и наблюдая славян со стороны, Клюев отличает русских от людей другой национальности. «Они всегда чувствуют присутствие постороннего глаза» и многое делают на публику, всегда учитывая эту «инстанцию наблюдателя». Однако, кажется, в последнее время с развитием глобальной сети, не знающей географических границ, свой образ для публики начали создавать все люди, вне зависимости от страны рождения. Создаваемые персональные интернет-страницы, где человек раскрывает другим свою жизнь, преподнося себя с более выгодной стороны, тому пример.
Пожалуй, соглашаясь с автором, можно сделать неутешительный вывод, что, даже читая книгу или наблюдая за спектаклем, мы живем в состоянии перманентной болезни, копируя любимых персонажей и перенося их внешние образы и привычки в собственную жизнь. И даже наполняя свою страницу в социальной сети, мы перестали отгораживать себя от творчества, моделируя и представляя свою жизнь часто как факт искусства – массового или авторского, это уже другой вопрос. Короче говоря, мы постоянно играем. Евгений Клюев и все, кто пришел его послушать в тот вечер, тоже участвовали в игре, погружались в интерактивное произведение искусства. Поэт, немного заикаясь, читал стихи, зрители, глядя на себя со стороны, стеснялись задать глупый вопрос, боясь не оправдать ожиданий автора. И все это было лишь творимое на глазах искусство, которое распространялось по залу со скоростью эпидемии.
Любовь Пухова