Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Распахнутые в сторону детства»

В РАМТе подведены итоги драматургической мастерской «10 минус»

31.10.2020

Поиск РАМТом пьес для детского репертуара начался еще в 2013 году – с конкурса «В поисках новой пьесы», проведенного в год празднования 100-летнего юбилея Виктора Розова. С тех пор РАМТ не теряет попыток настойчиво работать над поиском новых детских пьес, а главное – над взращиванием авторов, которые хотели и сумели бы эти пьесы создавать. Именно поэтому конкурс 2020 года прошел в формате мастерской «10 минус» – когда отобранные молодые драматурги не просто представляли свои работы на суд жюри, а создавали детские пьесы с нуля под руководством опытных мастеров – театроведа Павла Руднева и драматурга Михаила Бартенева. Еще одна задача мастерской, по словам художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина, в том, чтобы «восполнить разрыв между режиссерами и драматургами, который особенно заметен в репертуаре, распахнутом в сторону детства». Именно поэтому работа над пьесами завершилась постановкой эскизов по четырем из семи созданных работ и их показом на Маленькой сцене РАМТа 7 и 8 октября.

История «Вот возьму и нарисую», созданная творческим дуэтом Игоря Витренко и Александра Тюжина, рассказывает о 9-летней Арине, которая «состарилась раньше времени». Дочь родителей-геологов, живущая с дедушкой, воспринимает мир вокруг себя «дурацким» – и город, и мэра, и свою «училку». Единственное, что представляет для нее интерес – это музейное хранилище, в котором работает дедушка и ключи от которого похищает Арина. Там она находит волшебный альбом, который оживляет все нарисованные ею фантазии. Только вот фантазии ее оказались не преображающими мир вокруг, а местью всем, кто не оправдал ее ожиданий. Ближайший круг Арины превратился буквально в «ходячих мертвецов», которых она нарисовала. Страх за содеянное обернулся местью самой себе, ведь, как сказала ей ненавистная «училка», «надо отвечать за свои поступки»…

Режиссера эскиза Алексея Размахова заинтересовала в этой пьесе «тема ответственности художника за то, что он несет в мир», и то, «как мир преображается от его воздействия». А вот Павел Руднев даже углядел в ней перекличку с «Носорогом» Ионеско – историю, как меняется и мутирует человек, наделенный властью: «ХХ век дал нам много антиутопий, показывающих, что происходит с человеком плохим, получающим власть. Мы же увидели, что это происходит и с человеком хорошим».

Игорь Витренко отметил, что эскиз был, скорее, прочтением истории, чем прочтением пьесы. Однако, несмотря на это, а также на внешнюю креативность постановки (режиссер видит спектакль как «синтез видео-арта, проекций, лайф-стрима, большого количества экранов, гаджетов»), один из зрителей отметил, что современный текст пьесы сочетается с ощущением крапивинской атмосферы, приключенческой советской истории.

Герои сказки Марии Малухиной «Василисса» живут как бирюки на окраине леса – «за сотни верст никого вокруг». Родители Василиссы трудятся весь день деньской – раз в году нужно платить непомерный оброк царю лесного царства Берендею. Вот и на этот раз прилетевший на звезде царский гонец Летавец требует уже не половину нажитого, а «все до крошки». Возмущенная жестокостью царя Вася отправляется в опасное путешествие к царю требовать оброк отменить…

Сказка-страшилка хоть и поставлена Филиппом Гуревичем в современной стилистике «постиндустриального лубка», представляет из себя полуфольклорный текст со сказом, поговорками, присказками да целым набором сказочных героев: старичком Болибошкой, оборотнем-волколаком Белояром, одноглазым Лихом и Змейкой лесной. Путешествие девочки в неприветливый лес обернулось дорогой домой. Волею прихотливой судьбы Василисса оказалась настоящей дочерью Берендея, отданной когда-то одинокой деревенской паре на воспитание.

Для режиссера эскиза пьеса показалась мрачной сказкой про зло, которое неочевидно и привлекательно. Диалог с ребенком на эту тему кажется ему необходимым, «чтобы его столкновение с реальностью не было таким болезненным».

Для Павла Руднева же в этой истории важна тема двоемирия. Он считает, что главная героиня сказки – «подросток, затерянный между двумя мирами, это философская тема об идентификации человека: откуда мы, кому принадлежим». К счастью, в финале, когда перед девочкой стоит выбор, с кем остаться – с воспитавшими ее родителями или в лесу, куда тянула ее природа, – мудрый Берендей позволяет ей остаться «посередке, и в лес, и в деревню вхожей».

Сюжет довольно мистической пьесы «Егор, ты где?» Оли Потаповой разворачивается вокруг мальчика Егора, страдающего от постоянных ссор разведенных родителей. Спорят они и о воспитании сына, который еще больше замыкается в себе. Однажды, накрывшись курткой с головой, он представляет себя в шалаше – как когда-то играл с любимой и давно умершей бабушкой. И сбегает от родителей на поиски дома той, с кем связаны его самые счастливые воспоминания. Ища нужную улицу, Егор замечает, что на стенах домов висят объявления о пропаже людей, питомцев и вещей, а сами улицы приняли вид оживших ретро-фотографий. Реальность, в которой оказался мальчик, населяют и люди, и фантастические персонажи: говорящая крыса и страх. От новых знакомых он узнает, что все здесь когда-то потерялись.

По словам главного режиссера РАМТа Егора Перегудова, созданная автором реальность очень похожа на загробный мир из мультфильма «Тайна Коко», где умершие люди и животные существуют, пока на земле о них помнят. В мире же, созданном в пьесе, важно еще и искать пропавших. Для этого существует служба поиска, помогающая «потеряшкам» вернуться домой. А пока вместе с ними Егор отправляется в увлекательное приключение в неизвестность, желая во что бы то ни стало отыскать заветный дом.

Павел Руднев считает, что «место действия пьесы – это зона для потерянных детей, травмированных невниманием взрослых». Может быть, именно поэтому– опираясь на мнение мастера-куратора лаборатории – режиссер Елизавета Бондарь взяла для постановки «скрытую» сюжетную линию пьесы про взаимоотношения Егора и его родителей. По словам же Елизаветы, при постановке эскиза было трудно реализовать идею автора целиком – из-за ограничений во времени и пространстве. И сама она видит мир, в который попадает Егор, не как другую реальность, а как внутренний мир ребенка, куда он бежит, тоскуя по самому близкому другу – любимой бабушке. В нем, по задумке режиссера, Егор находит своих собственных родителей, которые тоже потерялись и будто нуждаются найти самих себя – тех, настоящих, о которых мечтает их сын. История заканчивается счастливой сценой в бабушкином доме, где оказываются все трое и который объединяет их теплыми воспоминаниями о прошлом.

Пьеса Маргариты Кадацкой «Обнимательная машина» —трогательный рассказ о ребенке XXI века. Главная героиня Поля не похожа на других, ей трудно найти общий язык и со сверстниками, и с родителями. Городская девочка целиком зависима от самых продвинутых, но совершенно бездушных девайсов, и даже отчеты психологу о своем состоянии она вынуждена отправлять с помощью смартфона. В ее воспитании родители применяют самые новомодные концепции, но только все больше загоняют свою дочь в рамки.

По совету врача девочку отправляют в деревню, где ее окружат природа и открытые живые люди, что наверняка поможет и Поле раскрыться. Там она знакомится с говорящей коровой Лушей, с кем, оказывается, намного проще наладить контакт, чем с людьми. А та знакомит ее с «обнимательной машиной» – успокаивающим устройством для коров, которые не дают молоко.

Машина, чьим именем названа пьеса, действительно существует. Придумавшая ее Темпл Грандин, профессор животноводства и писательница, изобрела свою машину для людей с аутизмом (каким является сама), увидев однажды в журнале станок для телят, фиксирующий их тело в процессе ухода . Темпл, которая и боялась, и очень нуждалась в человеческих объятьях, решила приспособить эту машину для человека. И у нее получилось.

В пьесе Луша предлагает Поле тоже опробовать чудо-машину, которой пользуется сама. Благодаря ей девочка наконец ощущает себя в безопасности, ей «тепло, уютно и спокойно», будто бы «рядом кто-то есть».

Эксперты и зрители тепло приняли эскиз «Обнимательной машины», поставленный Евгением Маленчевым. Атмосфера, созданная единственным элементом сценографии – мягкими розовыми пуфами, превратившимися на самом интересном месте в «обнимательную машину», – а также камерное пространство Маленькой сцены, позволяющее установить со зрителем тесный контакт, сотворили магию: кажется, что сам спектакль стал для зрителей «обнимательной машиной». А розданные перед началом эскиза жевательные резинки – дали им почувствовать себя и в роли коровы Луши. Подводя итоги показа, Михаил Бартенев сделал акцент на том, что это не просто история про дружбу человека и животного, а «про острую потребность» в эмпатии, в сопереживании». А завлит РАМТа и куратор проекта Мила Денева отметила, что пьеса говорит в первую очередь о важности тактильных ощущений для человека и в особенности ребенка.

Все представленные на лаборатории пьесы имеют несколько общих черт, главные из которых – стремление героев убежать от «непонимающего» их внешнего мира в поиске ответов на тревожащие вопросы, а также отсутствие диалога с родителями, но жизненная потребность в этом диалоге.

Целью мастерской «10 минус» было создание новой драматургии для юных зрителей, требующей раскрытия острых и современных тем, близких и понятных для ребенка XXI века. Ее преследуют как драматурги, так и режиссеры представленных эскизов. Ну а мы ждем решения театра о том, появится ли хоть какая-то из вышедших в финал пьес в будущем на сцене РАМТа.

Ольга Бигильдинская
Полина Захаренко

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх