Квесты и флешмобы современного театра
Итоги семинара по работе со зрителями в Перми
09.10.2015
Специалисты по работе со зрителями из 16 российских театров для детей и молодежи собрались в начале октября в Пермском Театре юного зрителя на семинаре по обмену опытом.
Этот семинар стал одним первых мероприятий Всероссийской программы по обмену лучшим современным опытом в области работы со зрителями, инициатором которой выступил Российский академический Молодежный театр. Возможной встреча стала благодаря ее включению в программу методической поддержки российских ТЮЗов, реализуемой Министерством культуры России по поручению Президента РФ.
Семинар, который проводился с 3 по 5 октября в Пермском ТЮЗе, начался с «полного погружения» в работу пермских театральных педагогов. Первый день семинара был приурочен к празднику «Посвящение в зрители», которым театр открывает уже ставший популярным в городе конкурс на лучший театральный класс. Для первоклашек в этот день проводится экскурсия по театру, а потом они смотрят спектакль. Не секрет, что зал, заполненный исключительно школьными классами, может стать проблемой для любого театра. Но в случае с «посвященными» учениками просмотр сказки «Оле-Лукойе» прошел прекрасно. Немалую роль в этом сыграл и сам спектакль в постановке Татьяны Жарковой – яркий, сказочный, понятный.
Интересно, что просмотренный спектакль стал не только поводом к его обсуждению в театральной школе «Воображулия» (этот проект Пермского ТЮЗа ведет Ирина Цымбалюк). Режиссер-педагог РАМТа Алла Лисицина разработала и провела по этому спектаклю свое занятие – как она провела бы его с участниками рамтовского «Семейного клуба». Так педагоги смогли наглядно увидеть возможные формы работы со зрителями после просмотра детского спектакля.
Кроме обсуждения постановки, пермские специалисты показали такой способ работы со зрителями, как настройка на спектакль при помощи приемов медиа-психологии (Ирина Цымбалюк). А также познакомили с программой уроков театрального этикета для школьников «Ежели вы вежливы» (Алла Гурина).
Педагоги РАМТа Алла Лисицина и Ольга Бигильдинская на своих мастер-классах, помимо рассказа о системе рамтовской работы со зрителями, презентовали и подарили участникам выпущенные накануне сборники методических рекомендаций по организации зрительских проектов. В них на примере существующих не один год в театре зрительских клубов «Семейный клуб», «Театральный словарь», «Пресс-клуб», а также Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» они рассказали о принципах организации своих проектов, дав подробные инструкции к их реализации.
Семинар завершился многочасовым круглым столом с презентацией программ работы со зрителями остальных театров-участников. Наиболее обширная система работы с аудиторией была представлена Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус», в частности, руководителем службы креативных направлений развития театра Инной Кремер и начальником отдела творческих проектов Татьяной Карпухиной. Ставя перед собой цель сделать из театра мультикультурный центр, специалисты здесь реализуют масштабные проекты с привлечением не только зрительской публики, но и большого количества партнеров. Так в «Умном шоу» ко Дню знаний принимают участие досуговые центры города, предлагающие бесплатные занятия в кружках и студиях.
А в ежегодном фестивале «ZNAKI» – представители молодежных субкультур. В последние годы фестиваль превратился в семейный карнавал, которого жители города с нетерпением ждут. Помимо массовых мероприятий, театр организует и образовательную работу. В проекте «Метод ?Глобуса?» – ежемесячные занятия для подростков, посвященные театральным профессиям, в «Глобус-академии» – конференции и семинары для взрослых. Неожиданное решение было найдено для празднования юбилеев авторов, пьесы которых идут на сцене «Глобуса». В эти дни в пространстве театра организуются «Юбилейные напоминалки», пользующиеся большой популярностью у молодежи. Попадая на территорию праздника, зрители спектакля могут оказаться участниками модного флешмоба или квеста, посетить музыкальный салон или аттракционы времен жизни автора. Еще одно достижение «Глобуса», которым смело можно гордиться – большое волонтерское движение. Сегодня оно насчитывает около 300 старшеклассников, участвующих в проведении множества мероприятий театра. Работу с ними ведет отдельный сотрудник, координируя их работу, проводя инструктажи, отслеживая результаты и осуществляя вознаграждение – возможность бесплатного просмотра спектаклей.
Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П.Киселева в лице руководителя литературно-драматической части Анастасии Колесниковой и актрисы Анастасии Бескровной представил разработанный ими проект по работе с учителями «Школьный актив», где педагогам ставятся баллы за посещение театра с учениками и проведение уроков по спектаклям. А также творческий конкурс для школьников, который проводится в настоящее время – «Искусство быть зрителем: как не стоит вести себя в театре». Итогом конкурса должен стать выпуск комиксов о правилах поведения в театре, авторами которых станут сами юные зрители.
Несмотря на то, что Серовский театр драмы им. А.П.Чехова вот уже 74 года делит сцену с местным ДК Металлургов, здесь ведется не менее активная, чем у других, работа с приходящими в театр малышами. О ней рассказал заместитель директора по организации зрителя Сергей Смагин. В этом году театр устроил «Открытие детского театрального сезона», а летом в период белых ночей проект «Детские спектакли в 19:00». Среди удачных педагогических инициатив – проект «Беби-театр» и интерактивный урок о правилах дорожного движения.
Калужский Театр юного зрителя, несмотря на то, что почувствовал потребность введения взрослого репертуара, не оставляет и работу с маленькими зрителями. Здесь было придумано театральное представление для детей от 0 до 4-х «Новый год в ползунках», а для их родителей – проект «Вечерние сказки». Директор театра Виктория Визгова рассказала, что вот уже 8 лет театр проводит театрализованные Пушкинские праздники в усадьбе Гончаровых. А по итогам зрительского конкурса детского рисунка, – которые объявляют многие ТЮЗы, но завершают его лишь выставкой, – выпускает ежегодный календарь.
Челябинский государственный драматический Молодежный театр за неимением педчасти доверил работу со зрителями актерам. Участие в ней людей творческих профессий, в том числе помощника режиссера Сергея Бахтина, выступившего на семинаре, делает эту работу неожиданной и оригинальной. Читки пьес современных драматургов здесь могут сопровождаться театрализованным посвящением в клуб читок с принесением клятвы, а спектакль-квест «Очень бешеным зомби простреливают мозги» по пьесе В.Зайцева – самыми невероятными «раздражителями» органов чувств и внезапным появлением зомби, поджидающих зрителей в рекреациях театрального закулисья.
Астраханский ТЮЗ в проекте «Доступная среда» два раза в месяц играет спектакли с сурдопереводом, чтобы на их площадку смогли прийти зрители с проблемами слуха. Театр на семинаре представляла руководитель литературно-драматической части Вера Грайцева.
Екатеринбургский ТЮЗ проявил изобретательность в период реконструкции, когда театр на несколько лет лишился возможности играть спектакли и репетировать в собственном помещении, о чем рассказала заведующая литературно-драматической частью Наталья Киселева. Тогда был придуман проект «Театр у школьной доски», давший возможность труппе сохранять рабочую форму в процессе репетиций и постановки произведений школьной программы на базе городских школ. В результате «передвижного» проекта амбициозный театр поставил ряд полноценных спектаклей, премьеры которых прошли в школьных актовых залах. Впоследствии проект переехал на Камерную сцену Детской филармонии. Чтобы театр не забыли горожане, ТЮЗ освещал все стадии собственного строительства, а после открытия обновленного здания устроил дни открытых дверей, которые посетили более 500 тысяч человек.
Томский ТЮЗ в лице заведующей Центром театральной педагогики Елены Кузькиной уже около восьми лет приезжает в РАМТ перенимать опыт. За эти годы в ТЮЗе были перепробованы разные формы клубной и иной деятельности. Прижились «Театральная школа-студия» для начинающих артистов и экскурсии по театру для зрителей разных возрастов. Театр также дал жизнь на своей площадке фестивалю школьных самодеятельных коллективов «Майский жук». А по просьбе детских садов запускает похожий фестиваль для дошколят «Пчела Майя».
Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А.Брянцева, некогда знаменитый своей педагогической работой с детьми, осуществляемой Зиновием Корогодским, сегодня имеет уже не такую богатую программу работы со зрителями, но заинтересован в ее возрождении. Главный администратор театра Денис Кузнецов, приехавший на семинар, рассказал о регулярно проводимых театром Международном театральном фестивале «Радуга» и «Брянцевском фестивале» детских театральных коллективов.
Завершили встречу театральных педагогов хозяева семинара. Начальник отдела развития Алла Гурина и специалист по образовательным проектам Юлия Шарова рассказали о проектах Пермского ТЮЗа, оставшихся «за кулисами» встречи: программе сотрудничества со студенчеством «ВУЗ+ТЮЗ», театральных мастер-классах и «Каникулах в театре», краеведческой игре и фотокроссе, посвященным зданию ТЮЗа и историческим окрестностям, опытах работы со школой и семьей. Но есть здесь два уникальных начинания, о которых хочется сказать особо. Каждый из зрителей Пермского ТЮЗа может принять участие в акции «Билет в подарок»: купить лишний билетик для того, кто не может его себе позволить, и оставить в кассе дожидаться счастливчика. А еще иногда в фойе театра стоит роскошный букет цветов от партнера театра «Rozaperm»: за любую возможную для себя цену зрители могут купить цветок для любимого артиста. А деньги, вырученные за букет, театр отдаст на благотворительность.
Работа со зрителями в российских театрах сегодня столь разнообразна и интересна, что было бы неправильно не обмениваться идеями по организации проектов, идущих в ногу со временем и реагирующих на потребности и запросы общества. Говоря об этой работе (которой в театре занимаются не всегда педагоги), мы имеем в виду не действия по привлечению нового зрителя, а деятельность, направленную на воспитание своей аудитории – не только лояльной театру, а разделяющей его творческие цели, замыслы, его путь. Прошедший семинар в Перми показал, что работа со зрителями в современном театре может быть чрезвычайно интересной и креативной, и что этот опыт нельзя удерживать только в стенах отдельно взятого театра. И потому мы выражаем надежду, что работа по обмену опытом работы со зрителями, начатая РАМТом, будет продолжена.
От имени всех участников семинара РАМТ благодарит художественного руководителя Пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова, директора Марину Зорину, начальника отдела развития Аллу Гурину, ведущих зрительских проектов Юлию Шарову и Ирину Цымбалюк, заведующего литературной частью Илью Губина и весь коллектив театра за оказанное гостеприимство и созданные условия для плодотворной работы и профессионального общения.
Ольга Бигильдинская