Театральная пандемия, или Театр в онлайн-формате
Обзор выступлений участников VII Всероссийского семинара по работе со зрителями
11.01.2021
«Здравствуйте, я – Анна, Тверской ТЮЗ и я тоже пережила пандемию», – так начала свое выступление во второй день семинара замдиректора по творческим вопросам Тверского ТЮЗа Анна Брусова, разрядив то и дело возникавшую атмосферу отчаянной борьбы за живое искусство в период невольного ухода театров в онлайн. Именно теме работы со зрителями в онлайн-пространстве был посвящен VII Всероссийский семинар по работе со зрителями, проведенный РАМТом с 9 по 11 ноября 2020 года на своей площадке. Семинар проходит ежегодно при поддержке Минкультуры России по поручению Президента РФ в рамках программы методической поддержки российских театров юного зрителя.
Выступления и общение на семинаре и правда иногда были похожи на сеанс психоанализа, ведь создатели живого искусства театра в большинстве не были готовы к приостановке своей привычной деятельности – созданию спектаклей и выходу на сцену. Однако и тут Анна права: в этой ситуации оказался весь мир. И поэтому для каждого театра она стала еще и временем поиска. Три дня докладов и презентаций и круглый стол «Онлайн-работа театра в период пандемии: способ продержаться или полезный опыт и открытие новых возможностей» привнесли в копилку опыта работы со зрителями, который собирает РАМТ, много новых проектов. Предлагаем вам подробный обзор выступлений участников семинара.
Открыла его директор РАМТа Софья Апфельбаум:
– Какая бы ни была каждый год магистральная тема семинара, самое важное – посмотреть на вашу работу, на то, что у ТЮЗов есть особенного. Когда спрашивают, в чем самость ТЮЗов, то, с одной стороны, можно сказать, что это театры для детей с профессиональными актерами, которые могут ставить спектакли и для взрослых. Но при этом у нас еще ведется и методическая работа, которая важна для всего театрального сообщества. Методички с опытом работы со зрителями, выпускаемые нами в рамках семинара, могут использоваться всеми театрами, мы с удовольствием делимся ими, и в этом я вижу смысл нашей работы. И надеюсь, что когда-нибудь у нас будут ежегодные семинары, на которых мы сможем принимать не только ТЮЗы, но и все театры, желающие в них участвовать.
Презентацию работы РАМТа в период вынужденного карантина сделала руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями и координатор семинара Ольга Бигильдинская. Она рассказала о проектах, родившихся и осуществленных в период с марта по июль 2020 года на интернет-площадках театра.
Одной из самых активных стала группа театра в сети Instagram, на сегодняшний день имеющая 12600 подписчиков и получившая прирост около 1000 человек. Так #ramtogram запустил прямые эфиры в сторис, куда поначалу каждый день, а потом – с появлением новых проектов – чуть реже начали выходить артисты и другие творческие работники театра, 44 эфира собрали более 3 тысяч зрителей и более 37 тысяч просмотров.
Одной из новых рубрик, появившихся в этот период, стала «Кулинарная минутка с Сергеем Чудаковым», придуманная и записанная одним из актеров театра. Она насчитывает 7 эфиров и 6965 просмотров.
Была создана страница РАМТа на youtube, которая набрала 2039 подписчиков и 95686 просмотров. Здесь осуществлялись трансляции спектаклей – 9 архивных и 3 из текущего репертуара, собравшие почти 42 тысячи просмотров. Видеозаписи встреч Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» (17 прошедших мероприятий и 5 – проведенных в формате онлайн в период изоляции) собрали в общей сложности около 8 тысяч просмотров. 7 «Диалогов о профессии» между артистами и режиссерами привлекли более 4 тысяч зрителей. Актерские байки «Безумная пятница» – всего 8 эфиров – увидели более 3 тысяч человек. Лекционная программа, сопровождающая проект мастерской детской драмы «10 минус», невольно перенесенная в интернет-пространство и ставшая общедоступной (10 лекций специалистов театра – педагогов, драматургов, театроведов и др.) набрала более 6 тысяч просмотров. Актерская читка повести Тимура Кибирова «Лада, или Радость» – 9 записей – собрала почти 3 тысячи слушателей. Событийные видеоматериалы – всего 7 видеороликов ко дню рождения театра, худрука, Дню Победы и др. – привлекли почти 6 тысяч зрителей. Участие РАМТа в общероссийской акции «Помоги врачам» (15 записей) собрало 2650 просмотров на youtube и 12720 в Instagram, а главное, необходимые проекту средства.
На ресурсе ВКонтакте (6111 подписчиков) появился специальный проект «Зрительский опрос» – так постоянная рубрика интернет-газеты театра «РАМТограф» перешла в онлайн-формат и каждую неделю обращалась к зрителям с новым вопросом. Например: «В какой роли вы хотели бы увидеть своего любимого рамтовского артиста?» или «Какие фразы из рамтовских спектаклей вы чаще всего цитируете?» По результатам опросов вышло 10 публикаций с подборкой самых интересных зрительских ответов, размещенных как в газете, так и в группах театра.
В пространство Zoom перешли и зрительские проекты РАМТа: занятия клубов «Театральный словарь», «Семейный клуб» и «Пресс-клуб», а также встречи Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+», посвященные спектаклям РАМТа по классическим произведениям. В них наравне с режиссерами и артистами постановок смогли принять участие и зрители, задав свои вопросы вслух или в чате и высказав мнение. Последняя часть доклада была посвящена принципам организации дискуссионного мероприятия в Zoom’е, добавив практическую составляющую в презентацию.
Несмотря на то, что основной темой семинара была работа театра в онлайн-пространстве, вторым основным докладом стало выступление «Спецпроекты театра как событийный маркетинг», посвященное офлайн-работе Челябинского Молодежного театра. Его поводом стал выпуск очередной брошюры методических рекомендаций серии «Педагогам театров для детей и молодежи», автором которой стал начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного Никита Плеханов. Презентуя сборник рекомендаций, Никита представил линейку спецпроектов своего театра и «Лабораторию зрителя», которые подвели итог четырехлетней экспериментальной работе, ориентированной на увеличение числа постоянных зрителей, связанной с премьерным репертуаром, а также с разными видами событийного маркетинга.
Никита рассказал о рождении и развитии проектов, разножанровости проводимых мероприятий (режиссерские лаборатории, драматургические марафоны, тематические читки, театрализованные экскурсии, променады, эскизы спектаклей; участие во всероссийских культурных акциях и т.п.) и систематизации этой работы. На сегодняшний день «Лаборатория зрителей» – флагманский проект театра – представляет из себя ряд событий, как правило, предваряющих премьеры Молодежного, совместное исследование современного театра и драматургии, включающее исследование пьесы и спектакля. А спецпроекты рассматриваются как создание ряда поводов для посещения театра постоянными зрителями, а также как площадка для экспериментов, необходимых для развития творческих сил театра и его зрителей. Спецпроекты подразумевают форматы сотрудничества с другими театрами и участие в общероссийских акциях (День театра, «Ночь искусств» и др.), что тоже выполняет роль событийного маркетинга. Проекты настолько разноплановы и эффективны, что, несомненно, были интересны многим участникам семинара, о чем они говорили в дискуссиях и на круглом столе – ведь, в любом случае, даже работая в онлайне, театр думает о том, что обычная жизнь продолжится и мы снова вернемся к тем же потребностям организации зрителя, которые испытывали и до пандемии.
В первый день работы слово было дано театрам, впервые принявшим участие в семинаре. Сначала работу своего коллектива представила директор Туапсинского ТЮЗа Светлана Позолотина. Этот театр был создан в 1991 году на основе театральной студии, в его штате 23 человека, 11 из них – труппа театра. Сотрудники цехов совмещают по несколько должностей, но в год театр выпускает порядка 5 премьер.
Когда начали работать онлайн, интернет-пользователями были неуверенными, да и в команду входили директор, администратор и звукооператор. Но, тем не менее, создали несколько проектов.
«Военный альбом» был приурочен к Году памяти и славы, состоял из видеозаписей стихотворений, песен о войне в исполнении артистов, а также воспоминаний членов семей работников театра, принявших участие в военных действиях. По итогам проекта количество подписчиков в Instagram’e увеличилось с 1400 до 2660 человек.
По просьбе зрителей, захотевших подключиться к проекту, появился «Военный альбом. Дети»: детские чтецкие и вокальные номера на военную тематику – как сольные, так и коллективные.
Одним из направлений интернет-работы театра стало чтение вслух для малышей – проект «Сказка на ночь». Его придумала актриса Ксения Ратомская, которая в сценическом образе Аленушки начала читать в эфире детям сказки. После первых эфиров театр получил много писем с положительными откликами, и к проекту подключились другие артисты. Сказки шли 2 раза в неделю в 20:00.
Конкурс «Нарисуй мой портрет» вызвал отклик ребят всего Краснодарского края, которые присылали в театр рисунки кота Мафони – персонажа одного из детских спектаклей ТЮЗа. Победителей объявлял главный художник театра.
Конкурс «Угадай, где я», посвященный Дню Туапсинского района, предлагал зрителям отгадать по фотографиям, в каком месте города оказались персонажи идущего спектакля.
Продолжался во время пандемии постоянный проект театра «Литературный календарь»: знакомство зрителей с творчеством писателей через стихи и песни, исполняемые артистами.
В рубрике «Веселая азбука» артисты в игровой форме знакомили маленьких зрителей с буквами. А в литературно-образовательной рубрике «Шпаргалка» помогали более старшим ребятам в школьной программе.
Помимо этого, ТЮЗ придумал и осуществил проект «Задай вопрос любимому артисту», провел несколько мастер-классов, рассказал о театральных профессиях и даже решился на актерские импровизации по заданиям зрителей. Популярность этих проектов, по словам Светланы, говорит о том, что имеет смысл продолжать их осуществление.
Не первый год семинар открывает двери драматическим театрам республик РФ. С работой Государственного лезгинского музыкально-драматического театра им. С. Стальского города Дербент познакомила его директор Динара Эминова.
Дербент – один из самых южных городов России и является культурным центром Дагестана. Всего в республике 12 театров, 4 из которых находятся в Дербенте. Театр был всегда неотъемлемой частью национальной культуры дагестанцев. Сегодня наиболее остро для них стоит вопрос сохранения национальных традиций, в том числе, при помощи спектаклей и проводимых мероприятий.
Из-за нахождения в высокогорных районах Лезгинский музыкально-драматический театр столкнулся с проблемой технической – не было хорошей интернет-связи – и потому не получил ожидаемого количества просмотра своих каналов. Но, тем не менее, благодаря обширной рекламной деятельности, слаженной работе глав регионов и дружбе с управлением культуры, в конце ноября количество просмотров контента театра достигло 76 тысяч, в общей сложности было опубликовано 46 видеозаписей на канале youtube. Это были лучшие спектакли театра разных жанров, трансляции юбилейных вечеров заслуженных и народных артистов, мастер-классы, квесты, марафоны благодарности врачам и волонтерам, цикл передач ко дню рождения Сулеймана Стальского, чье имя носит театр – литературные композиции в актерском исполнении, посвященные поэту. Также работники театра знакомили зрителей в онлайн-формате с закулисьем, рассказывали о театре и его великих актерах.
Коронавирус внес коррективы в жизнь людей на всей планете. В конце апреля театр потерял своего главного режиссера Мирзабека Кадировича Мирзабекова – не только в год 85-летия театра, но и в год его 70-летия и 50-летия работы в театре, и это была серьезная потеря. Но все же театр постарался сделать так, чтобы зритель не был оторван от мира искусства. И самое главное, понял за этот период, что потребность у зрителей в театре сохранилась. Что дефицит впечатлений от живого театра можно компенсировать онлайн.
О работе Казанского татарского ТЮЗа им. Г. Кариева в период пандемии рассказала его главный администратор Гузель Шарафуллина.
ТЮЗ имени Габдуллы Кариева, играющий спектакли для детской и взрослой аудитории, – один из самых молодых в республике Татарстан. Как и многие театры, во время карантина он разместил на youtube-канале архивные записи своих постановок, а вот лучшие спектакли текущего репертуара выкладывал в сеть платно: посмотреть их можно было в течение месяца в своем личном кабинете, зарегистрировавшись на сайте и купив билет.
Во время изоляции театр разработал проект «Кариев-онлайн», который осуществлялся на площадках театра на youtube-канале, в Instagram и сети ВКонтакте. В рубрике «Тылсым» артисты театра исполняли татарские народные, авторские сказки и сказки народов мира. В рубрике «#кариев_лайфхак» – давали полезные советы на все случаи жизни. В рубрике «#театрсагындыра» – исполняли песни из спектаклей. Также в онлайн-формате актерами и педагогами театра была проведена серия мастер-классов по сценической речи, вокалу и хореографии.
В июне театр ушел в отпуск, но онлайн-программа была продолжена. Кроме того, запущена новая рубрика «Игры нашего детства», посвященная детским подвижным играм на воздухе.
Санкт-Петербургский Молодежный театр «На Фонтанке» представила помощник его художественного руководителя Екатерина Омецинская.
Сезон, на который пришелся карантин, был для театра тяжелейший: он попал на 40-летие театра, 70-летие художественного руководителя и 35 лет его работы в театре. И всю программу, что была запланирована и обещана зрителям, театр попытался провести онлайн, назвав ее «Поиск новых форм, или Энергия преодоления». Ведь онлайн – все же вынужденная форма для театра и многое делалось вопреки.
Цель была одна: осуществить имиджевые проекты. А также остаться в контакте с партнерами, проведя что-то совместное.
Понимая, что работать над проектами будут не все, а только небольшая творческая часть: «компьютерный гений», директор, администратор, литературная часть и помощник художественного руководителя, – нужно было придумать, как задействовать остальных, ведь главные в театре – артисты и художественный руководитель. Было также важно, чтобы каждый из проектов получил отзыв в СМИ.
По ходу сформулировались и задачи: поиск новых форм взаимодействия со зрителями и партнерами, поиск новых форм празднования юбилеев, установление новых партнерских отношений, создание альтернативной творческой среды для творческой части театра и создание новых инфоповодов для СМИ.
Мероприятиями проекта стали следующие события, транслировавшиеся в группе театра во ВКонтакте (на момент проведения семинара имеющей 35 тысяч подписчиков).
Видеочат «Спивак без границ» был придуман к празднованию 70-летия Семена Яковлевича Спивака. Он, по словам Екатерины, как человек много лет практикующий йогу и увлекающийся восточной культурой, постоянно изрекает мудрости. Которые и высказывал в своих коротких выступлениях, находясь (при помощи режиссера съемок) как бы в разных уголках земного шара. 24 публикации набрали 130 тысяч просмотров.
Не обошлось и без чтецких проектов. В рубриках «Книга онлайн», «Стихи онлайн», «Артист-онлайн» актеры читали стихи и прозу. В проекте «Засыпаем с Молодежным» были прочитаны маленькие сказки Джанни Родари (29 публикаций, 197 тысяч просмотров). Летом была запущена читка «12 стульев» (40 публикаций, 122 тысячи просмотров). А вот чтецкий видеопроект «Поговорим о любви» был проведен совместно с библиотекой Маяковского: артисты читали произведения о любви зарубежных писателей (10 публикаций, более 63 тысяч просмотров). Екатерина отметила, что чтецкий проект – нелегкая работа, ведь сначала нужно отобрать произведения, а потом подготовить их к читке, так как читается не все подряд, а делается выборка и иногда редакция текста.
Были запущены челленджи. Один – «Марафон поздравлений» – к юбилею художественного руководителя (получено 21 поздравление от театров, 69 тысяч просмотров), второй – «Реанимация словом» – в поддержку врачей, трудящихся в период коронавирусной инфекции (33 публикации, 207 тысяч просмотров). В ней также приняли участие 18 петербуржских и 7 московских театров.
К 75-летию Победы были осуществлены проекты «Песня Победы», «Дети о Победе» (где актерские дети читали стихи), «Бессмертный полк Молодежного театра на Фонтанке» (все, чьи деды воевали, сделали маленькие ролики по 3-5 минут и запускали их в День Победы, что пользовалось колоссальным откликом: 20 публикаций, 100 тысяч просмотров), «Аллея Победы в Измайловском саду» (экскурсии по саду, где расположены стенды посвященные воевавшим артистам).
В «Виртуальном музее Молодежного театра на Фонтанке» вышло три выпуска об истории театра (но, по мнению Екатерины, образовательные исторические сюжеты, связанные с театром, менее интересны зрителю).
А вот образовательные проекты, касающиеся посещения театра или поступления в театральное – прошли на ура. Был запущен цикл просветительских роликов о походах в театр «Вредный и невредный этикетЪ» (5 публикаций и около 30 тысяч просмотров), а также видео-циклы: «Мастер-класс от артиста» в помощь абитуриентам (6 публикаций и более 30 тысяч просмотров) и «Как это было» – истории актерских поступлений (7 публикаций и более 37 тысяч просмотров).
Что касается видеотрансляций спектаклей, то театр выкладывал только архивные записи.
Для директора Русского драмтеатра Махачкалы Тимура Магомедова интернет и театр до пандемии тоже были несовместимы. Однако 95-летний театр должен был не упустить своего зрителя, а также помочь своим актерам не потерять форму.
После введения режима самоизоляции театр организовал флешмобы: «Оставайтесь дома», «Чистые руки», «Доктор, мы любим Вас» – трогательные истории, имевшие самое большое количество просмотров.
Одним из самых масштабных проектов были прямые эфиры актеров в сети Instagram. Каждый их них получал логин и пароль от Instagram’а театра, и они подключались и вели прямые эфиры. Ко взрослым актерам, не владеющим хорошо гаджетами, был направлен представитель пресс-службы театра, помогающий им выйти в эфир. Встречи были разноплановые: читали сказки на ночь, стихи, пьесы. Каждый эфир был просмотрен 1000-1500 раз. Ежедневные эфиры продолжались 45 дней, в них поучаствовало 38 актеров.
Более 40 стихотворений было прочитано сотрудниками театра – от технички до руководителя –в рамках акции «Библионочь».
Самым ярким событием этого периода стал VI Международный фестиваль русских театров, состоявшийся на сцене махачкалинского Русского театра. Участниками фестиваля были сыграны 16 спектаклей и показаны на youtube-канале для зрителей.
О проектах Красноярского ТЮЗа в период пандемии рассказали методист отдела проектов Антон Алексеев и специалист по маркетингу Маргарита Ялтанец.
Антон высказал мысль о том, что все опасения театров по поводу того, как работать в онлайн-пространстве, связаны с тем, что до пандемии театры этим не занимались. Стоит же относиться к интернету не как к чему-то чужеродному театру, а как к чему-то, что может дать работе новое качество. В этом смысле Красноярский ТЮЗ был загодя готов к переходу в интернет. За год до пандемии он осуществили проект, который использовал онлайн-пространство.
Маргарита рассказала, что это был небольшой квест по городу, посвященный спектаклям театра. Его участники должны были путешествовать по локациям, считывать QR-коды, получать задания, отправлять ответы в вайбер, который автоматически проверял ответ и отправлял следующее задание. Таких локаций было пять, а шестой стала поездка в парк и бесплатная прогулка на колесе обозрения. В квесте приняло участие 150 человек, 80 из которых дошли до конца. Главными призами были набор книг и билет «Важная птица», позволяющий в течение года ходить на все премьеры ТЮЗа бесплатно.
Проект, выпавший на период пандемии, был приурочен к готовящейся премьере спектакля «Хлебзавод» по пьесе Алексея Олейникова, затрагивающей тему страха. Еще в марте театр начал собирать истории зрителей о собственных страхах, планируя сделать инсталляцию в фойе театра, погружающую в атмосферу спектакля (черный кабинет, куда можно было бы зайти и послушать чью-то историю), но из-за пандемии поменял формат. Он создал чат-бот в телеграмме, который рассылал вошедшим в чат людям ссылку на аудиосообщение с одной из историй. Это была игра, где каждый в конце мог прислать в театр свою историю, которая также будет включена в проект.
В заключении Антон, которому как театроведу интересен феномен цифрового театра, рассказал о попытке создать спектакль при помощи информационных технологий. Так в рамках всероссийской акции «Ночь искусств», ТЮЗ провел цифровой спектакль в Instagram’е. Актер Александр Дьяконов во время прямого эфира ходил по театру и рассказывал о нем, затем формат спектакля перешел в формат квеста: актер перестал быть только рассказчиком. Его действия должны были согласовываться со зрителями, смотрящими прямой эфир, пишущими комментарии и направляющими его действия.
Таким образом была не только осуществлена попытка создания цифрового спектакля, где зрители и артисты чувствуют себя участниками процесса, но и продолжено взаимодействие со зрителем в онлайн-пространстве.
ТЮЗ города Заречный Пензенской области представила заместитель директора Ольга Тришкина. Заречный – закрытый город, входящий в систему госкорпорации «Росатом», в нем порядка 65 тысяч населения и всего один театр, сочетающий в себе функции драматического, детского и кукольного, выпускающий до 6 премьер в год. И это не только театр, но и культурный центр города.
С наступлением изоляции первой реакцией был страх и непонимание, что делать, а потом показались новые горизонты и возможности, которые сегодня стали для театра привычными.
В соцсетях каждые выходные размещалась афиша на неделю. Она включала трансляцию архивных спектаклей – не столько потому, что не хотели показывать идущий репертуар, а потому, что имеющиеся записи в театре не очень хорошего качества.
Проект «Сказка на ночь» представлял из себя аудиосказки, записанные артистами ТЮЗа. Театру было принципиально важно, чтобы это были именно голосовые записи, а не хоумвидео на фоне кухни или ковров, и чтобы ложащиеся спать дети, проведшие весь день за компьютером, могли закрыть глаза и дать им отдохнуть. Сказки читались в 21:00 ежедневно. На момент проведения семинара они стали выходить 2 раза в неделю. За этот период было прочитано 77 сказок.
Проект «Классная работа» (чтение артистами отрывков из произведений школьной классики) был придуман в помощь учителям. Эти аудиофрагменты были записаны театром давно, но оказались востребованными в период пандемии. Как отметили друзья театра из департамента образования, это очень помогло школам в работе. Читали Лескова, Чехова, стихи, прозу: так дети могли переключиться на другую подачу информации, а учителя в это время немного отдохнуть.
Рубрика в соцсетях «Блиц-интервью с артистом» – 6 вопросов и ответы на них – размещалась 3 раза в неделю. Вопросы были самими разными: от «Кем вы хотели быть в детстве?» до «Что является вашим источником вдохновения?»
Проект «Виртуальные подмостки» включил 3 спектакля, созданные в период пандемии. Рубрика «Театральная премудрость» предлагала угадать спектакли репертуара по цитатам, превращенным в гифки. А рубрика «Угадай артиста» – угадать актера театра по фотографии его глаз.
Целая программа мероприятий была организована ко Дню Победы, в их числе фестиваль «Послушайте! Недетская тема», который из-за смены формата приобрел всероссийский статус. Он включал в себя художественное чтение, рисунки, экспресс-рецензии на фильмы о войне. Театр также провел акцию «Письма с фронта» (чтение актерами писем фронтовиков –жителей города), совместную с музеем города.
Занятия детской театральной студии ТЮЗа «Арлекин» по сценической речи и актерскому мастерству, насколько позволил онлайн-формат, тоже были перенесены в интернет. Что очень важно, дети не ушли из студии. И даже принимали участие в различных онлайн-фестивалях.
Семейный клуб «Те-Арт», где мастерицы из художественно-бутафорского цеха проводят занятия после спектаклей, также ушли в онлайн-пространство. Его участники создавали элементы декораций и бутафорию из тех подручных средств, которые можно найти дома дома. Например, старинную бумагу для пиратской карты. Было проведено 8 занятий.
Подводя итоги, театр понял, что может работать в онлайн-формате, и что благодаря этой работе в период самоизоляции поддержал тонус своих артистов. А также увеличил посещаемость своих виртуальных площадок и число подписчиков. И, главное, сохранил аудиторию и привлек новую, ведь в закрытый город очень сложно попасть.
Директор Пензенского ТЮЗа Владимир Карпов принимал участие в семинаре РАМТа два года подряд и посетовал, что пандемия не дала осуществить новые проекты, которые можно было запустить благодаря знаниям, полученным на прошлом семинаре. И потому основной целью работы в изоляции было сохранить то, что театр приобрел за последние 3-4 года кропотливой работы по формированию зрительской аудитории, начатой буквально с нуля. У сотрудников театра не было возможность попасть в помещение ТЮЗа, сделать профессиональные записи и потому все создавалось при использовании доступных средств.
Первый проект родился почти случайно. Сам Владимир, будучи отцом двоих маленьких детей, в День детской книги начал читать стихи Агнии Барто, записывать и выкладывать их в интернет. Ему тут же позвонили из местной телекомпании и предложили сделать совместную программу. Так артисты театра начали записывать чтение отрывков детских книг, которые транслировались на ТВ каждое утро. Проект, который назвали «Лучше дома», выходил с 7 апреля по 30 июня.
Цикл «Пушкин жив», посвященный дню рождения поэта, включил в себя чтение актерами произведений поэта наизусть. С 19 мая по 6 июня было размещено 20 видео. Местная ГТРК посвятила проекту радиопрограмму.
Онлайн-проект «Слова, рожденные войной», посвященный 75-летию Победы, впоследствии превратился в офлайн-постановку, ведь госзадание театру выпуска 4-х спектаклей в сезон, никто не отменил. По выходу из самоизоляции все, что было выучено и отрепетировано онлайн, собрали в музыкально-поэтический спектакль о войне.
Основной трудностью была необходимость отчитаться перед городом за проделанную работу, чтобы получить зарплату (доказав, что сотрудники театра не сидели дома ничего не делая), а также уговорить артистов участвовать в онлайн-проектах, страшно испугавшихся этого. Все не только удалось. В результате получилось и сохранить своего зрителя, и сделать так, чтобы о театре узнала новая аудитория.
Архангельский молодежный театр В.П. Панова, о работе которого рассказала помощник художественного руководителя по организации зрителя Татьяна Фролова, не имеет в штате режиссера-постановщика. Все они приглашенные, и поэтому спектакли, вышедшие в период пандемии, были выпущены актером театра, студента режиссерской мастерской в ГИТИСе Филиппом Шкаевым. Это были онлайн-постановки «Изоляция» по повести Дефо «Дневник чумного города» и «Лохань. Видеозапись», премьера которых состоялась в группе театра во ВКонтакте 1 апреля и 21 мая (22 тысячи и 4,5 тысячи просмотров).
В первые же дни карантина театр предложил участникам группы подписаться на рассылку, которую осуществлял еженедельно, отправляя ссылки на онлайн-трансляции архивных спектаклей и концертов. С 24 марта 6 июня было осуществлено 26 трансляций с общим количеством 78552 просмотра.
Одной из постоянных рубрик стала «Артисты на карантине», в которой актеры театра (и не только) рассказывали о своих увлечениях и о том, как проводят свою изоляцию, пели, показывали фокусы, записывали подкасты.
Артисты Молодежного – невероятно музыкальны, в театре два музыкальных коллектива: группы «Провинциальные меха» и «Пара ласковых», которые регулярно выходили в эфир со своими композициями и песнями из спектаклей. А однажды дали онлайн-концерт.
К юбилею Великой Отечественной войны осуществили документальный проект «Ах, война, что ты сделала подлая», где рассказали об истории своих семей, прошедших войну, а также показали репертуарный спектакль «У войны не женское лицо» и архивный спектакль-концерт, основанный на песнях и стихах войны.
Артист и автор творческих проектов Хабаровского ТЮЗа Петр Нестеренко присоединился к реплике одного из участников семинара «было трудно». Однако у ТЮЗа не было ни одного «датского» проекта, что связано с особой атмосферой и творческой позицией театра.
«Голос театра», проект актера Михаила Тычинина – воссоздание эксперимента, который был проведен в 1969 году в Хабаровском ТЮЗе Олвином Люсьером «Способ демонстрации резонансных частот любого закрытого пространства». Он рассказывает о том, что театр впитал звуки голосов всех, кто когда-то здесь бывал или работал. И представляет из себя запись голосов артистов в разных пространствах театра и их многократную (до 30 раз) перезапись. В конечной записи остаются частоты, которые мы поначалу не слышим, но которые так или иначе связаны с этим пространством.
Помимо демонстрации архивных спектаклей, ТЮЗ и непосредственно сам Петр проводил онлайн-обсуждение этих спектаклей, в которых принимали участие артисты и режиссеры. Ему показалось очень важным, что они могли порефлексировать, понять, в каком месте находятся по отношению к постановкам, в которых когда-то играли, как изменились.
Проект «Поем колыбельные песни» (10 колыбельных, исполненных актерами ТЮЗа) нашел наибольший отклик у зрителей, к тому же в мае-июне, когда он был осуществлен, все немного устали от больших онлайн-проектов.
Проект «Мы думаем о вас!» художника Павла Оглуздина – это нарисованная вместе с артистами на парковке за театром большая свеча, которую видно из окон близстоящих зданий. Ее создатели стараются не давать ей определений, но для них она символ единения со зрителем и думой о каждом.
ТЮЗ принял участие и в общероссийской акции «Помоги врачам», рассказывая об опыте хабаровских медиков.
Самым масштабным проектом на карантине стал проведенный в онлайн-формате Пятый фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема». В нем, помимо актеров, обычно принимают участие молодые режиссеры самого ТЮЗа, а также приглашенные, от которых на этот раз поступило порядка 50 заявок.
Фестиваль начался с обращения к зрителям присылать актуальные тексты, созвучные сегодняшнему дню, аргументируя, почему данный текст необходимо поставить именно этому театру (по итогам фестиваля у него есть шанс попасть в репертуарную афишу).
Были отобраны 35 текстов, из которых завлитом театра Анной Шавгаровой сформированы 4 блока, включающие тексты разных жанров. Вся творческая часть театра разделилась на 4 команды по 7 человек для последующих читок. Каждый блок прочитывался за 5 дней, затем следовало обсуждение и голосование за тексты. По итогам осталось всего 4 – и каждой группе выдано по тексту.
Далее команды встретились друг с другом попарно (прямая трансляция в группе театра в ВК) для участия в баттле и покаже 10-минутного буктрейлера-эскиза, передающего ощущение командой текста. По итогам зрительского голосования в фестивале победил «Acts of goodness» Маттиаса Андерсона, по которому всем командам (даже той, которая с ним уже работала) было предложено сделать видеоэскиз – заявку на спектакль, из которых зрителями снова выбирался лучший.
В заключении фестиваля была также проведена открытая онлайн-встреча с театроведом Кристиной Матвиенко, на которой ее участники пытались понять, почему именно эти 4 текста вышли в финал.
Петр отметил невероятную полезность фестиваля и для театра (сотрудники которого обычно так много не читают и не находятся в таком тесном взаимодействии друг с другом), и для зрителей, которые предлагали тексты, голосовали за лучший, выбирали понравившийся эскиз. А также был опечален, что на читки собиралось не более 70 человек (до 80 в финале), но понимал, что все очень устали от онлайна. Однако фестиваль показал взаимный интерес зрителя и театра и возможность контакта даже в таком формате. А также острую необходимость в маркетологе, специализирующемся в театральной области, разбирающемся в механизмах взаимодействия со зрителями.
Директор Уфимского ТЮЗа Ольга Мусина вступила в должность в период пандемии, когда коллектив был распущен по домам, а в театре полностью отсутствовал отдел маркетинга и специалист по SMM и рекламе. Однако ею были точно поставлены цели: сделать театр – не самый популярный в городе – известным при помощи онлайна.
За этот период ТЮЗ разработал новый логотип, нашел SMM-щика и специалиста по работе со зрителями. Объединился с учителями начальных классов, тоже не готовыми к переходу на дистант и приславшими театру ряд произведений, которые проходят сегодня школьники. Артисты принялись читать фрагменты и выпускали в первое время по 2 чтецких поста в день. Проект назвали «В помощь учителю» и со временем сделали публикации менее частыми, но более качественными.
Любопытный проект – онлайн-шоу «Актерская кухня» – осуществили в Instagram’е. Актер ТЮЗа вызывал на поединок актера другого театра, тем самым завоевывая и межтеатральное пространство. Вопросы друг другу касались информации о театрах-участниках (например, «Сколько мест в зале?» или «Сколько сезонов существует театр?»), а дело происходило на настоящей кухне. Допускавший ошибку должен был выполнить шуточное задание, например, съесть ложку горчицы, откусить лимон или порезать лук и при этом рассказать анекдот. Проект оказался очень популярным у зрителей. 6 эфиров увеличили количество просмотров контента театра на 40%.
Таким же востребованным оказался проект «ТЮЗ в коротких штанишках», в котором артисты размещали свои детские фотографии и рассказывали о своей жизни.
Кроме того, актеры проводили онлайн «ТЮЗ-зарядку» и пели колыбельные на ночь. Фактически зрители театра просыпались и засыпали вместе с любимым театром.
Тверской ТЮЗ представляла на семинаре заместитель директора по творческим вопросам Анна Брусова. Анна рассказала, что Тверь – не очень театральный город и, когда 5 лет назад в театре появился отдел по развитию, он целенаправленно начал завоевывать свою публику.
Тверской ТЮЗ – театр проектный, который приглашает постановочные команды, прежде всего, из Петербурга и Москвы, и часто участвует в фестивалях. Именно поэтому все его спектакли последних 7-8 лет профессионально записаны на пленку и театр имел возможность делать трансляции архивных спектаклей и текущего репертуара хорошего качества. Во время эфиров в чате трансляций актеры театра отвечали на вопросы и комментировали обращения зрителей.
Начало было стихийным, но затем онлайн-проекты были систематизированы и ТЮЗ оказался самым активным из театров города: выпускал по 2 поста в день всю весну и почти все лето, а зрители ждали постоянных рубрик. В проекте «ТЮЗ онлайн» вышло более 200 часов аудио- и видеоконтента.
Одна из наиболее интересных его составляющих – это читка рассказа Марии Парр «Корона – это мячик с шипами», написанного в начале пандемии и прочитанного впервые артистами ТЮЗа с разрешения издательства «Самокат» (позволившего сопроводить запись иллюстрациями из книги).
«Прогулки по ТЮЗу» – миниэкскурсии актеров по театру. «Сказки нашего театра» – актерские читки сказок, в которых приняли активное участие порядка 20 артистов.
Также театр запустил несколько флешмобов. Среди них «Люди помнят о войне» – к 75-летию Победы: читали стихи и прозу, связанные с войной, рассказывали истории воевавших родственников. К нему не без помощи ТЮЗа подключились медийные люди города, СМИ. Затем идею подхватили и другие театры.
Когда правительство города увидело активность ТЮЗа, то предложило ему реализовать еще один флешмоб «Классики рекомендуют: оставайтесь дома», в котором артисты читали фрагменты литературных произведений о доме.
Одна из актрис театра дала мастер-класс по сценречи, две другие под руководством тренера – мастер-класс «Дано тело – пусти его в дело», показывая полезные на карантине физические упражнения. А бутафор Анастасия организовала «Мастерскую дома» – вместе с маленькой дочкой Анны делала различные игрушки для детей своими руками, что транслировалось онлайн.
Уникальным оказался проект «Доставка сказок», когда артисты ТЮЗа индивидуально звонили детям, проходившим лечение в Тверской областной детской больнице, и читали им сказки по телефону. А когда поняли, что желающих больше, обеспечили несколько отделений больницы портативными колонками и сказку слушала вся палата.
Совместно с СТД театр провел «Школу театрального блогера», пригласив для этого театроведа Оксану Кушляеву. Группа из 15 человек (из которых до конца дошли 8), молодые люди и девушки, являющиеся блогерами в Твери, пишущие посты или получающие профессию, связанную с театром, смотрели онлайн спектакли, писали небольшие рецензии, обсуждали их со специалистом.
По итогам онлайн-работы количество участников группы театра во ВКонтакте выросло на 18-19%, в Instagram’е – на 82%.
Крымский ТЮЗ, о работе которого рассказала руководитель литературно-драматической части Наталья Ивацик, – фактически новый игрок на театральной карте России. Ему почти 30 лет, но до недавнего времени он работал как театр «Золотой ключик», в котором играли дети. По словам Натальи, практически весь город вырос в этом театре, посещая его творческие студии. Параллельно в нем существовала взрослая труппа, и в прошлом году он получил статус государственного ТЮЗа.
Театр сохранил студии актерского мастерства и прикладного искусства. А также продолжает проводить международный фестиваль «Земля. Театр. Дети», к участию в котором приглашает теперь и профессиональные театры.
В июне-июле ТЮЗу разрешили играть на улице и на уличных площадках, а в сентябре он провел лабораторию Лабораторию Театра Наций, которая дала ему внутреннюю энергию для дальнейшей работы.
Не останавливаясь на очевидных видах онлайн-деятельности, Наталья отметила самые интересные и не похожие на проекты других театров.
Объявив акцию «Звезда Победы», ТЮЗ призвал своих зрителей вырезать звездочки, написать на них пожелания в связи с годовщиной Победы и приклеить на свое окошко. Статистика была неплохой, тем более что было непросто заставить людей сделать что-то вне гаджетов.
На момент начала периода самоизоляции, у театра уже была группа, плотно работавшая с местным телевидением, поэтому видеоконтент просто продолжили наполнять. И их первым изоляционным проектом стал документальный фильм о ветеране войны, жителе Евпатории Александре Касаткине.
Также видеоцех, который к каждой премьере снимал небольшие фильмы о создании спектакля, подготовил фильм-бродилку о жизни и устройстве театра. А еще фильм художественного руководителя Андрея Пермякова об одном из основателей театра и его отце Олеге Пермякове, много сделавшем для города – и потому известном и интересном горожанам человеке.
В целом ТЮЗ провел порядка 60 онлайн-мероприятий и привлек более 21 тысячи зрителей.
В период пандемии Няганский ТЮЗ прославился одним из своих проектов на всю Россию. О нем и других онлайн-инициативах театра рассказала актриса и заведующая труппой Ксения Мусина.
20 марта в день выхода указа Президента о приостановке спектаклей в буфете Няганского ТЮЗа собралась дирекция театра, быстро «набросала» план работы, а через час собрала труппу и устроила 6-часовой мозговой штурм. На 7-й час к ним присоединилась дружественная театру учитель литературы, и именно тогда родилась идея проекта «#няганьтюзуроки».
Но первым запустили «Сказки в маске», где артисты театра, его дирекция, администраторы и даже технический персонал в масках, выполненных пошивочным цехом ТЮЗа, читали сказки: либо издательства «Самокат», которое разрешает их публично читать, или русские народные, потому что авторские права – немаловажная для театра тема.
К 75-летию Победы осуществили проект «Спасибо, я живу», в котором артисты и сотрудники театра рассказывали истории своих воевавших бабушек и дедушек. Он тоже был кассовым и транслировался на югорском телевидении.
У театра есть замечательный проект «Видеоблог на жестовом языке», где актриса Мария Васильева учит жестовому языку для глухонемых, а в период пандемии даже читала сказки на жестовом языке. Этот проект также пошел в гору, потому что он социальный и неожиданный.
Когда театр вступил в пандемию, за неделю перед уходом на полную самоизоляцию, его сотрудники попытались отснять все, что можно, в пространстве театра. А как только узнали, что на следующий день не будет возможности прийти на работу, артисты разобрали по домам ширмы, кулисы, элементы костюмов, парики. И так как в ТЮЗе 80% его сотрудников – семейные пары, работать дома и реализовывать главный проект «#няганьтюзуроки» было намного проще. Теперь о нем подробнее.
Школам, перешедшим на дистанционное образование, актеры предложили творческую помощь – разрабатывать уроки литературы. Они транслировались в сообществе театра во ВКонтакте. К ним вела специальная ссылка на сайте театра.
Целями проекта стали: поддержание интереса и приобщение учеников к литературе посредством театрального искусства.
Создавали уроки, придерживаясь алгоритма: соответствие школьной программе, совпадение по срокам с прохождением темы. Каждой актерской семье было выдано свое произведение и обозначен срок.
Мотивировали детей конкурсами и призами победителям: дипломами, которыми было можно дополнить свое портфолио, фирменными масками, значками, футболками и другими сувенирами с символикой театра.
Каждому автору было посвящено по 2-3-4 урока. Начинался блок со знакомства с писателем, причем для 7-11-х классов еще и объявлялся конкурс на самый интересный факт о нем. Сам урок состоял из чтения фрагментов произведений и его анализа.
Помимо этого, каждый урок включал еще один из конкурсов: выучить стихотворение, записать видео, нарисовать рисунок по рассказу, на заданную тему или сделать косплей героя произведения.
Уроки ТЮЗа кардинально отличались от тех, что проводят учителя и были так интересны, что сами сотрудники театра ждали, что сделает очередная творческая команда.
За апрель-октябрь театр выпустил 22 урока, которые набрали 83507 просмотров, участие в конкурсах приняли 935 школьников из разных городов России. Победителями стали 130 человек.
Завершила программу выступлений начальник отдела маркетинга Ростовского-на-Дону академического молодежного театра Ксения Саркисян.
Первым проектом театра стали прямые эфиры артистов в группе РАМТа в Instagram’е, которые многие из них проводили с большим желанием.
После него осуществили проект – «За одной партой с Молодежным», где актеры читали отрывки произведений из русской классики. Ссылки на рубрику рассылались по родительским чатам. В ответ на проект театр получил массу благодарностей от родителей.
В рубрике «Поем вместе с Молодежным» в соцсетях театра выкладывались музыкальные фрагменты спектаклей «Бумбараш», «Зойкина квартира», «Собаки-якудза» и тексты исполняемых песен. Затем предлагалось в прямом эфире Instagram’а разучить эти песни вместе с одним из артистов. А желающим, воспользовавшись предложенной минусовой фонограммой, записать собственную версию и прислать в театр. Видеоклипы с общим хором выкладывались на интернет-ресурсах РАМТа.
Для проекта к 75-летию Победы «Улицы памяти» завлит театра подобрал информацию о героях, именем которых названы улицы, их было порядка 40. И артисты за 3-4 минуты рассказывали о подвигах этих людей. Проект проводился совместно с «Авторадио», в день выходило по 2-3 выпуска в соцсетях ВКонтакте.
Закрытие сезона тоже провели в онлайн-формате и получили много теплых слов от зрителей. За период пандемии на интернет-площадках театра был заметный прирост подписчиков, и сейчас театр задается вопросом, какие из проектов стоит продолжать и после выхода в офлайн.
Семинар завершился круглым столом, на котором были отмечены положительные моменты периода самоизоляции. Так Ксения Мусина из Нягани, восхитилась работой своих коллег: «Я увидела, как театр может перестроиться в любой ситуации и не подозревала, что мы так мобильны». Екатерина Омецинская из Санкт-Петербурга – своими новыми знакомствами на семинаре: «Оказывается, что есть люди, которые любят работать, придумывать и воплощать». Владимир Карпов из Пензы вдохновился полученным опытом: «Если перейдем на дистант, обязательно утащу у коллег все, что касается работы со школами, и подход к онлайн-проектам будет более осознанный». Маргарита Ялтанец из Красноярска порадовалась объединению людей во время пандемии: «Возникло много коллабораций, люди перестали бояться партнерствовать». Петр Нестеренко из Хабаровска поделился, что для него до сих пор остается открытым вопрос, как в период онлайна обеспечить человеческое взаимодействие и при этом сохранить лицо театра, потому что выкладываемый в сети контент – это не театр.
На реплику Светланы Позолотиной из Туапсе о слабой материальной базе театра и о том, что дети учили своих родителей монтировать ролики, Наталья Ивацик из Евпатории ответила, что у всех театров разный опыт, который зависит от конкретных условий и что доступ к ресурсам действительно многое определяет. А Никита Плеханов из Челябинска высказал мнение, что переводить всю работу театра в онлайн – тупиковый путь, это совсем другая сфера деятельности: новый контент, но временные проекты. «Мы будем делать в сети спецпроекты для онлайна, чтобы приучать или искать нового зрителя, – отметил он. – И те, кто обращает на это внимание сейчас, будут успешны в будущем».
В силу ограничительных мер в этом году театр смог принять небольшое количество участников, но, тем не менее, охватил самые разные регионы. В РАМТе побывали 23 специалиста российских театров и учреждений культуры из 19 городов: Архангельска, Дербента, Евпатории, Заречного, Казани, Красноярска, Махачкалы, Москвы, Нягани, Пензы, Прокопьевска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Сухума, Твери, Туапсе, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
В рамках семинара были выпущены два новых сборника методических рекомендаций серии «Педагогам театров для детей и молодежи» (издания серии выпускаются РАМТом ежегодно): Спецпроекты театра» (из опыта Челябинского Молодежного театра) и «Развивающие театральные игры в помощь учителю и педагогу театра» (из опыта работы РАМТа). На сегодняшний день театром выпущено 14 сборников, распространяемых среди специалистов театров бесплатно.
Подготовила Ольга Бигильдинская
Фотографии Марии Моисеевой