Самое длинное юбилейное событие РАМТа
Выставка к 100-летию театра продлится весь сезон 2020-2021
29.12.2020
Вот уже два месяца подряд зрителей РАМТа торжественно встречает мультимедийная выставка, открытая к 100-летию театра. Весь сезон она будет предварять просмотр рамтовских спектаклей, давая возможность прикоснуться к истории театра и здания, ведь 2021-й чудесным образом объединяет в себе два юбилея: 200-летие дома на Театральной, а тогда Петровской площади, и рождение Московского театра для детей, прародителя ЦДТ и РАМТа.
Выставка, открывшаяся в начале ноября в пространстве театра, занимает три локации. В нишах у подножия центральной лестницы транслируются два фильма: «Детство великих», рассказывающий о самых ярких событиях и лицах театра за прошедшие 100 лет, и «Театральная площадь, дом 2. История здания и его героев». Кадры фильмов изобилуют уникальными фото- и аудиоматериалами. Их просмотр займет около 20 минут, поэтому зрителям, интересующимся историей РАМТа, следует прийти на спектакль заблаговременно. Тем более что в Большом зрительском фойе для них подготовлено еще два сюрприза: виртуальные макеты архивных и идущих спектаклей, которые можно рассмотреть с разных ракурсов на специальных планшетах (ищите их на круглом столе в центре фойе), а также видеопоздравления от известных творческих людей. Кстати, у каждого зрителя есть шанс попасть в число поздравителей, записав свой собственный видеоролик прямо в РАМТе.
Об идее создания и сложностях организации такой необычной выставки рассказала директор театра Софья Апфельбаум:
– Выставка станет своеобразным фоном для всех юбилейных проектов и абсолютно точно – самым длительным мероприятием 100-го сезона. А еще интерактивным. По итогам ноября мы уже отобрали десять лучших видеозаписей из тех, что сделали зрители, и включили их в ленту поздравлений. А также смонтировали ролик из смешных, пусть и несовершенных детских пожеланий, которые не вошли в основную ленту, но стали частью промо нашей выставки.
– Расскажите, как родилась идея выставки такого формата.
– Она родилась как мечта. Стены и здание РАМТа – классические, но нам хотелось добавить чего-то современного и посмотреть, насколько это можно сочетать. Фотографии и плакаты мы использовали в прошлые годы, теперь же решили попробовать новые технологии. Фонд поддержки РАМТ подал заявку в Фонд Президентских грантов и, к нашему удивлению и радости, получил грант. В тот же момент театр приобрел большое количество проекторов, так что у нас появилась материальная база для реализации задуманного. Естественно, помогли и другие организации: компания Panasonic предоставила экраны, SpinetiX A.G. – медиасерверы, и все это на безвозмездной основе. Компания 3D-Лаб на средства гранта сделала контент для выставки.
– Сложно ли было подбирать материал для фильмов? Ведь, по сути, за 10 минут показывается столетняя история театра и еще за 10 – история здания.
– Мы понимали, что никто не осилит длинный фильм за одно посещение театра. Тогда пришла идея вспомнить известных людей, которые здесь работали или начинали свой путь, определили судьбу нашего театра и для которых период работы здесь тоже стал определяющим. Конечно, выбирать имена сложно, и есть то, о чем мы не сказали. Но, надеемся, у нас получилось привлечь внимание к великой истории, о которой знают немногие. Например, о том, что театр был создан Наталией Сац, что в нем работали Валентина Сперантова, Анатолий Эфрос, Мария Кнебель, Георгий Товстоногов, Петр Фоменко. Или, например, что «Петя и волк» – всемирно известная симфоническая сказка была – написана именно для ЦДТ по заказу Сац, и для нашего же театра Алексей Толстой превратил в пьесу сказку «Золотой ключик».
А еще нам показалось важным обратить внимание на музыкальное и звуковое оформление: оно характеризует то или иное время, погружает в определенную атмосферу, передает настроение эпохи.
– Важно ли рассказывать зрителям о прошлом театра?
– Конечно! Например, мало кто знает историю нашего дома. Ведь в XIX веке он фактически был главным антрепризным зданием Москвы, здесь играл театр Лентовского и театр Незлобина и затем филиал Малого театра и МХАТ-2. Именно здесь шел тот самый «Гамлет» с Михаилом Чеховым в главной роли. А уже в период Центрального детского здесь начинали работать Олег Ефремов, Лев Дуров, Ирина Муравьева, позже – Чулпан Хаматова, которая была ученицей Бородина. Такие факты нужно рассказывать. Может быть, зрителям будет интересно потом изучить эти вопросы.
– Еще одна локация выставки – планшеты с макетами декораций к спектаклям. Как определялась тематика этой части выставки, и как отбирался материал?
– Выяснилось, что у нас сохранилось не так много макетов и что это вообще уходящая натура. Если их не забирают в музей, то они утрачиваются, ведь хранить их просто негде. Мы нашли четырнадцать макетов спектаклей РАМТа: какие-то в собранном состоянии, какие-то заново собрали художники. И отсняли их. И, знаете, это очень ценный материал: например, макет «Сказок на всякий случай» показывает, что было изначально задумано и чего сейчас нет в спектакле. Что первые ряды составлены из не похожих друг на друга старых стульев. Зритель как бы оказывался вместе с героями на чердаке, где все предметы собраны из разных мест. Для знающих спектакль интересно увидеть его первоначальный замысел. Еще очень важно, что, используя эту технологию, можно сохранить макеты для истории, что мы и сделали благодаря юбилею.
– А как появилась идея видеопоздравлений?
– Эту «видеостену» с поздравлениями предложили разработчики. И, как ни странно, она даже вписалась в наш исторический интерьер. В ее создании принимал участие главный художник РАМТа Станислав Бенедиктович Бенедиктов, который чувствует это пространство как никто другой, он и выбрал форму конструкции и расположение экранов. Ее рассчитали и сделали наши мастерские. Получился интересный и притягательный объект, и мы думаем использовать эти экраны в будущем, но уже с другим содержанием.
– Отражает ли сочетание нового и традиционного общую линию развития РАМТа, и как добиться баланса в этом сочетании?
– То, что ЦДТ дали именно это здание, во многом определило его эстетику. Детский театр оказался не в каком-то подвальчике или суперсовременном здании, а получил роскошный особняк на Театральной площади с огромной сценой, оркестровой ямой, многоярусным зрительным залом. Это ко многому обязывает нас, но не исключает нового звучания.
Современные технологии прекрасно вписались в наши арки, интерьер и совсем не диссонируют с ними, и это своего рода метафора. Разработчики выставки привыкли к более яркому варианту, но это не наш стиль, в итоге мы пришли к тому, что цвета видеопроекций должны быть более спокойными, приглушенными. В итоге все получилось и празднично, и гармонично.
Кстати, так совпало, что сейчас репетируется спектакль Алексея Владимировича Бородина «Горе от ума», и там все оформление построено на проекционном оборудовании. Понятно, что это не влияние выставки, все шло параллельно. На белые прекрасные колонны, которые придумал Станислав Бенедиктов, будут проектироваться разные изображения. Это очень красиво и очень свежо. И это тоже ответ на ваш вопрос.
– Много ли людей было вовлечено в процесс создания выставки?
– Очень много: это и наш технический директор, и PR-служба, и редактор Мила Денёва, готовившая сценарий фильмов, и специалист рамтовского архива Ольга Олюнина, и даже Светлана Ермакова из службы заказчика, которая занимается реставрацией и строительством и предоставила очень много оцифрованных материалов по истории здания.
И еще нужно отметить, что выставка предваряет две книги, которые расскажут более подробно о том, что показано в фильмах: книгу, посвященную 200-летию здания, которую написала известный историк архитектуры Мария Нащокина, и большую книгу-альбом, посвященную творческой истории театра, над которой работает целый коллектив авторов.
Ксения Варлыгина
Ольга Бигильдинская