Марафон театральных рецензий на спектакль «Участь Электры». Рецензия №1 |
Мертвые не забыли их
Злой рок в спектакле «Участь Электры»
21.04.2015
Когда же отпустит мне смерть, наконец,
Все зло, которое сделал отец?
И скоро ли под гробовою доской
Проклятие матери сыщет покой?
Теренс Х. Уайт «Царица Воздуха и Тьмы»
Никто не может знать, что творится за закрытыми дверями. Благополучная и счастливая внешне семья может состоять из несчастных, жестоких, озлобленных людей, которые хорошо научились скрывать свои эмоции и чувства. Именно о такой семье спектакль Алексея Бородина «Участь Электры», поставленный по пьесе американского драматурга Юджина О’Нила.
На сцене дом семьи Мэннонов, который, как ни странно, один из главных персонажей спектакля. Он мрачный, безликий, страшный, пугающий, похожий на склеп. Он непрозрачен и неприступен для городских сплетников, желающих сунуть свой нос в тайны уважаемого семейства. На его стенах развешаны портреты многих поколений Мэннонов. Все они холодны и надменны, а их лица-маски такие же непроницаемые, как и фамильный дом, созданный по их образу и подобию. От этого места веет холодом, отчаянием и безысходностью, в нем нет места для искренности и радости – только гнетущая и всепоглощающая ненависть. «Зло завелось в этом доме, еще когда его построили на ненависти. И с годами оно вошло в силу», – говорит садовник Сет (Олег Зима), проработавший в семье Мэннонов более полувека.
Горожане подсознательно опасаются этого проклятого места, не вполне осознавая, в чем причина, ведь со стороны все выглядит неправдоподобно благополучно. Глава семьи Эзра (Илья Исаев) уважаемый человек, был судьей, потом мэром, а на текущей войне дослужился до генерала; его сын Орин (Евгений Редько) совершил настоящий подвиг и теперь возвращается с войны героем, а красавица-жена Кристина (Янина Соколовская) и дочь Лавиния (Мария Рыщенкова) с нетерпением и тревогой ждут их возвращения домой. Однако не все так очевидно и просто. В их семье странные, нездоровые отношения. И вся их напускная беспечность пропадает, как только мы знакомимся с ними ближе.
Все Мэнноны – несчастны. Причина в их собственном эгоизме, нежелании понять другого, встать на его место, просто выслушать. Все их чувства порождены ненавистью. Они не способны на самоотречение, а значит, настоящая любовь никогда не сможет обосноваться в их сердце. И становится очевидным, что все они обречены, ведь ненависть, разрастаясь в них, будет неотвратимо засасывать их в воронку, откуда никто уже не сможет выбраться.
Во главе трагедии хрупкая молодая Лавиния. Она влюбляется в капитана Бранта (Алексей Веселкин), не зная о том, что он – ее кровный незаконнорожденный родственник, когда-то с позором изгнанный из семьи. И появляется он в жизни Мэннонов, чтобы отомстить за изгнание Эзре, став любовником его жены. Лавиния боготворит отца и презирает мать, считая, что она его недостойна. Пытаясь оградить отца от скандала и по-женски ревнуя мать, она начинает угрожать и шантажировать ее, чтобы та навсегда отказалась от Бранта и стала наконец достойной женой для Эзры. Кристина же, боясь лишиться обретенного счастья, решается на отчаянный шаг – она убивает мужа, как только тот возвращается с войны. И Лавиния, уверенная в причастности матери к этому несчастью, решает отомстить ей, «свершив правосудие».
Приехавший на пару дней позже Орин с порога попадает на похороны отца. В отличие от сестры он, безмерно влюбленный в свою мать (как и Лавиния в Эзру), всецело доверяет ей и верит каждому ее слову. Они оба «рады, что он оставил их вдвоем» и «не жалеют, что он умер». Орин готов закрыть глаза на ее поступок (если это все-таки мать расправилась с Эзрой), но иные сомнения не отпускают его: «Я все могу понять и простить. Кроме одного. Этот Брант…» Когда он убеждается, что у матери действительно есть любовник и что в скором времени они планируют сбежать и бросить его, Орина, он приходит в ярость. Тогда Лавиния, умело манипулируя братом, убеждает его расправиться с Брантом. После расправы она с наслаждением бросает матери: «Правосудие свершилось! Теперь ты можешь жить». Но Кристина, лишившись счастья, вслед за любимым выбирает смерть.
Сразу после похорон Лавиния и Орин отправляются в долгое морское путешествие – на «благословенные острова, где нет места для постыдных мечтаний о деньгах и власти». Именно на эти острова и хотел увезти Брант Кристину, именно о таких островах грезил Орин на войне, когда вспоминал мать. За время путешествия Лавиния невероятно преобразилась, похорошела, стала уверенной в себе, свободной – теперь она носит яркие платья, такие же, какие когда-то носила Кристина, теперь она тоже любит жизнь и наслаждается ею… «Как будто ты украла у нее душу», – говорит Орин. Он тоже сильно изменился. Чувство вины за смерть любимой матери сделало из него нервного, раздражительного человека. А в родном городе уже ждут Питер (Денис Шведов) и Хэйзел (Ирина Таранник), их друзья, с детства влюбленные в них и желающие соединить с ними свои судьбы.
Орин страшится возвращения, опасаясь блуждающих по фамильному дому призраков. Лавиния пытается образумить брата: «Мертвые забыли нас, мы забыли их». И некоторое время она даже верит в то, что любовь Питера и Хэйзел поможет им начать новую жизнь. Но как бы она ни старалась заглушить тревогу, от прошлого им не уйти, мертвые не дадут им стать счастливыми, не освободят их от злого рока, нависшего над этим проклятым семейством. Их портреты, развешанные по всему дому, кажется, призывают последних Мэннонов оставаться верными семье и надежно хранить все ее тайны, неся их тяготы и отвечая за них своею жизнью. Вернее, ее невозможностью. Орин, снедаемый чувством вины, больше не в состоянии выносить эту атмосферу ужаса и отчаянья. Он решает оборвать свою жизнь и предоставить Лавинии в одиночестве решать, как жить дальше.
Лавиния говорила когда-то, что мать «добровольно предпочла смерть в наказание за свои преступления». А теперь и сама выбирает не лучший путь – заточить себя в собственном доме, этом «храме ненависти», полном призраков, и последней из Мэннонов охранять все постыдные, страшные тайны этой семьи, похоронив себя вместе с ними.
Художник спектакля Станислав Бенедиктов создал очень лаконичные, строгие и по-настоящему внушающие тревогу декорации. Его дом-трансформер способен за один оборот поворотного круга полностью изменить рисунок сцены. При этом перестроении у зрителей создается впечатление, что они сами вместе с героями спектакля проходят по дому, попадая то в кабинет к Эзре, то в гостиную с семейными портретами, то в хозяйскую спальню, то на террасу перед домом. Именно эта вовлеченность в «механическое» действие помогает еще глубже погрузиться в атмосферу спектакля. Попасть в лабиринт, из которого выхода нет.
Но, несмотря на всю мрачность и безысходность, царящие на сцене, Бородин создал спектакль не о ненависти, разрушающей все вокруг себя, а о самом важном – о любви, которая может пробудить свет внутри человека, может помочь ему выбраться из неумолимо затягивающей вглубь себя воронки злобы и ненависти. Ведь свет, порожденный любовью, помогает людям меняться в лучшую сторону, избавляться от эгоизма, учиться думать не только о себе, ведь какой бы прекрасной и взаимной любовь не была, она всегда требует самоограничений и уступок. Она требует приношения в жертву самого себя во имя другого, на что не сумел пойти ни один из Мэннонов, будто бы наследуя семейные грехи, превратив свою любовь в слепую страсть, а жизнь – в участь.
Мария Семенова
p.s. Материал подготовлен в рамках Марафона рецензий на спектакль «Участь Электры». В марафоне участвуют члены «Пресс-клуба» РАМТа.