«Последние дни» – кульминация доверия к зрителю
Встреча с творческой группой спектакля в рамках проекта «ТЕАТР+»
10.05.2018
18 апреля в Государственном музее А.С.Пушкина состоялась встреча с творческой группой спектакля «Последние дни». Мероприятие завершило образовательную программу, посвященную спектаклю, и стало попыткой разобраться в его сложном внутреннем устройстве.
Об истории создания постановки, соединяющей в себе сразу три произведения, рассказал режиссер спектакля Алексей Бородин:
–Очень многое рождается случайно. Я знал, что у Булгакова есть пьеса «Последние дни», которая мне когда-то очень нравилась, и я решил ее поставить. Одновременно я держал связь с Борисом Акуниным. У него было желание сделать что-то для нашего театра, и я поделился с ним тем, что у меня на душе. Он откликнулся на это и сказал, что сейчас пишет «Историю Российского государства». Тогда он закончил четвертый том – как раз о временах правления Софьи и переходе к правлению Петра – и написал пьесу «Убить змееныша», которую я прочел, и она показалась мне интересной. Затем я понял, что и «Убить змееныша», и «Последние дни» – пьесы небольшие, и подумал: а что, если соединить их? А что объединяет Петра I и Пушкина? «Медный всадник».
Это, конечно, был риск. Я не думал о том, будет успех или нет. Про это, мне кажется, думать вообще не стоит, потому что в такой момент очень опасно потерять самого себя.
– Когда мы сложили все три истории воедино, – дополнил ответ режиссера исполнитель поэмы в спектакле Максим Керин, – то поняли, что без «Медного всадника» спектакль теряет объем. Он объясняет булгаковскую пьесу в одном, петровскую эпоху в другом и – цементирует их. В пьесе Булгакова рассматривается история человека, толпы и власти. В пьесе Акунина затрагивается вопрос Петра. А в конечном итоге возникает вопрос: есть ли место обычному человеку – такому, как Евгений – среди планов гигантов?
На вопрос, как среагировали актеры на идею режиссера поставить такой сложный по структуре спектакль, попытался ответить Алексей Веселкин, исполнитель ролей Кукольника, Бенкендорфа и Шакловитого:
– Вопросов у нас, по сути, и не было. Они возникли во время репетиций, когда нужно было установить баланс. Каждое произведение, на мой взгляд, не может существовать отдельно от другого, поэтому мне нравится, что все в спектакле сложилось именно так. И я очень рад, что у меня есть возможность играть три роли.
О том, каково это – перевоплощаться их одного персонажа в другого в течение двадцати минут антракта – рассказал исполнитель ролей Дубельта и Сильвестра Андрей Бажин:
– Если бы мы импровизировали, это было бы невозможно. А у нас есть наработки, поскольку мы долгие месяцы репетировали. Нам остается только подумать, войти в ситуацию, и мы уже другие. Новым же для меня стал способ существования: то, что реквизита совсем нет, и мы пользуемся воображаемыми предметами. Подобные задания были у нас на первом курсе обучения, и мне пришлось заново это вспоминать.
– Мне кажется, что жизнь сильно ускорилась, – добавил Алексей Веселкин. –
Современные артисты живут в очень быстром темпе – везде, в разных местах и сразу. Поэтому особой сложности в этом нет. Чем короче переход от одного персонажа к другому, тем интереснее. И, мне кажется, современный театр, современная актерская жизнь, современная человеческая жизнь подразумевает именно такой подход.
Говоря о смыслах спектакля, интересное резюме сделал Андрей Бажин:
– В этой истории большое решение принимает маленький человек, пусть и при власти. Перед Дубельтом стоял выбор – предотвратить дуэль Пушкина или нет. И мой персонаж, слыша повсюду намеки, пошел у них на поводу. О чем это говорит? О том, что зачастую все зависит не от того, кто отдает приказы, а от маленького человека, который или может перешагнуть через себя, или нет. Мой персонаж совершает поступок неблаговидный.
«Последние дни» – не первый спектакль РАМТа с историческим сюжетом. И потому артистам было что рассказать о работе над ролями действительно существовавших людей.
– Мне очень интересно играть исторических персонажей. Еще в училище я играла в спектакле «Мария Стюарт», – вспоминала Янина Соколовская, исполнительница ролей Воронцовой и Софьи в «Последних днях». – Мне дает какие-то невероятные силы осознание того, что мой герой жил и через все это прошел. Самое важное здесь – понять позицию того, кого играешь. Если она тебе близка – прекрасно. А если нет, нужно до нее дойти, оправдать, и тогда ты сможешь сыграть. Что касается одной из моих героинь – Софьи, – нам было важно сыграть не государыню, а любящую женщину. Настоящую, готовую на все ради любви. И, действительно, ей нужна была не власть, а Василий (Василий Голицын – прим. ред.). Она произносит: «Пусть будет так, как лучше для тебя». Мне кажется, это очень по-женски. Если любишь человека, то идешь за ним до конца.
Еще один женский персонаж вызвал вопросы ведущих – образ Натали Пушкиной, который Булгаковым был написан не без презрения к героине. Согласна ли с такой – не единственной в пушкиноведении – трактовкой Анна Тараторкина, исполнительница роли Натали?
– Мне непросто было столкнуться с булгаковской трактовкой Натальи Николаевны. Дело в том, что моя бабушка, советская писательница Агния Кузнецова, многие годы отстаивала ее и посвятила Наталье Пушкиной свою книгу «Моя мадонна». И, естественно, я выросла в атмосфере всяческих оправданий Натальи Николаевны. Я крутилась, как могла, думала, как сделать так, чтобы она выглядела не настолько отрицательным персонажем. Надеюсь, что все в спектакле у меня сложится, потому что пока не могу сказать, что все получилось.
Алексей Веселкин опроверг мнение о том, что исторические персонажи должны походить на прототип:
– Мы начинаем репетировать одного человека, а выходит другой. Наши представления о нем меняются в процессе репетиций. Как и наша убежденность в том, что герои должны быть именно такими. То, что мы не имеем отношения к историческим персонажам – это абсолютно точно. На мой взгляд, те не такие интересные, как мы.
Иное мнение у Андрея Бажина:
– Мне стыдно играть исторических персонажей. Наверняка, у них есть потомки, а ты не соответствуешь их любви к своему родному и близкому человеку. Мне легче играть человека придуманного, поэтому я стараюсь от исторических персонажей отказываться. Любой артист оправдывает своего героя, а плохим или хорошим его делает режиссер каким-то незначительным штрижком. Получается, его трактовка – дело в большей степени режиссера, нежели артиста.
Во время встречи сложилось впечатление, что актеры тщательно и глубоко изучали своих персонажей, неоднократно обращались к реальной истории, делая много неожиданных открытий. И «Последние дни» – не первый пример настолько содержательной и глубокой работы над историческим спектаклем. Алексей Бородин рассказал о мотивации актеров к самообразованию, столь присущей команде РАМТа:
– Мы друг друга постоянно духовно обогащаем. У нас энергетический обмен, и дай Бог, чтобы это сохранялось. Один поделится тем, что прочел, другой – тем, что посмотрел. Мы не соглашаемся, что жизнь – это обыденность. И себя теребим все время. Для чего нам нужен Пушкин и все остальные? Они нам не дают спокойно жить. Когда наш материал – «Берег утопии», что нам остается, как не начать его изучать? Что остается, как не жить этим? Это же насыщение смыслами, и так мы не тонем в рутине ежедневности.
Зрительский отзыв завершил встречу:
– То, что мы испытываем в вашем театре – это необыкновенное уважение к нам как к зрителям. Когда Вы, Алексей Владимирович, ставите спектакль, Вы даете нам – зрителям – аванс соответствовать какому-то определенному уровню. Огромная благодарность Вам за то, что Вы уважаете нас, зрителей, как личностей, как людей. Этот спектакль, наверное, кульминация доверия к нам. О впечатлениях от спектакля одним словом не скажешь – уходишь после него с ощущением, что надо подумать, поразмышлять. В своей книге Вы пишете, что Вам не настолько важен спектакль, насколько то, что происходит до него и после него. Так вот мы, зрители, включаемся в процесс после него. И за то, что после этого спектакля мы пришли на эту образовательную программу, прослушали лекции и встретились с вами – низкий вам поклон и большое спасибо.
p.s. Благодарим партнера проекта – Государственный музей А.С.Пушкина – и специалиста отдела специализированных музейных проектов Анну Хрусталеву за прекрасную организацию встречи.
Ангелина Чехоева