Выпуск № 11
Апрель-Май 2011 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
«Ты не женщина. Ты – Гупешка!»
Спектакль РАМТа «разбудил во мне зверя»
   
   
   
 

Каждый раз в РАМТе заново открываешь сценическое пространство, грани мастерства актеров. И, кажется, что лучше спектакля уже не будет. Вот и на «Гупешке» я снова пережила такое.

Невероятная история, написанная Василием Сигаревым, была поставлена в РАМТе режиссером Антоном Яковлевым. И как поставлена! Зрители, усаживаясь поудобнее на свои места, пытаются в темноте рассмотреть декорации, которые как будто сами являются одним из действующих лиц в постановке. Облезлые, опаленные стены из старой сморщенной кожи или линолеума, многое переживший диван, обшарпанные полы – все это вызывает ужасные ассоциации. Подстать той драме, которая через несколько секунд начнет разворачиваться у нас на глазах.

Главная героиня Тамара (Рамиля Искандер), напоминающая побитую собачонку, жалкую и нескладную, живет рабской жизнью – исключительно для своего мужа (Алексей Веселкин), потому что вечно будет благодарна ему за то, что тот её «из деревни вытащил». Он назвал ее Гупешкой в честь рыбок, которые неприхотливы в жизни, – совсем как она; внушил ей, что она некрасива и недостойна быть счастливой; и (о ужас!) он стряхивает пепел с сигарет ей в руку. Что это? Как можно так жить? Все это терпеть? Видимо, можно. Можно, если ты смирился с тем, что тебя ни во что не ставят, что ты – Гупешка…

Роль Тамары исполнена просто блестяще. Невозможно оторвать от нее глаз на протяжении всего спектакля. После каждого жеста хочется кричать: «Верю!» Ее героиня как будто с другой планеты. У нее своя реальность, где все люди исключительно хорошие, где нет зла. И, вот, казалось бы, она встречает человека, который способен понять её, разглядеть в ней нечто большее, чем сходство с какими-то рыбами. Он говорит ей, что она красивая. А она не верит: «Спасибо, что красивой назвали. Мне приятно было. Хоть вы и обманули, все равно приятно». Потому что Лёня, её муж, так не считает. А Леня - это всё. Это самый лучший человек, которого она встречала, ей кажется, что она его любит. А на самом деле, она и не встречала никого больше. И не знает, что значит любить по-настоящему: не за что-то, а вопреки.

 

Роль того самого случайного знакомого Паши исполнил Александр Гришин. Тоже сильная, уверенная работа. Он и смешон, когда, например, в ожидании Тамары залезает пальцем в нос, достает из него что-то, сосредоточенно рассматривает. И лиричен, когда открывается Тамаре в своих чувствах. И дерзок, вступая в перепалку с Леонидом. Этот герой глубоко мне симпатичен. Я уже готова была пожелать им счастья, но это не входило в планы «хорошего Лёнечки». Оказывается, это он подстроил их «случайную» встречу в магазине для того, чтобы развестись с Томой и выгнать наконец ее на улицу. Но он никак не думал, что Паша влюбится в эту «тупую, страшную, безобразную «деревню». И, чувствуя, что его план терпит крах, пытается удержать ее, ударив по самому больному – материнскому чувству к их умершей маленькой дочке...

Паша уходит. Она остается. Их с Леней будничная жизнь снова начинает течь так, как будто ничего и не было. И снова в их доме звучит, будто заезженная пластинка, которую нет никакой возможности остановить: «Как тебя любить-то? Ты даже не женщина, ты – Гупешка. С тобой по улице и то пройти противно. Ты же мышка-норушка и лягушка-квакушка в одном лице. Ясно? Такими, как ты, тротуары мостить надо, чтобы все ходили и плевали. Вот тогда справедливость в мире восторжествует. И не будут нормальные люди мучиться, каждый день любуясь на вашу физиономию». И снова она в ответ на это изо дня в день будет (немыслимо!) благодарна ему, что «из деревни ее вытащил». И будет целовать ему руки!!!

Мощный, завораживающий, необычный спектакль. Это та постановка, на которую хочется прийти еще раз, позвать друзей, родных и разделить с ними все те чувства, уже пережитые мной: сопереживания; надежды на то, что терпение и страдания будут вознаграждены; протеста, что так не случилось. Это спектакль, который силой своего воздействия заставляет думать и совершать поступки, достойные человека. Противостоять низости, унижению, попыткам поработить и уничтожить в тебе личность. Сходить? Безусловно. Советую!

Наталья Куцева