Памяти Магды Лукашевич 
            
          Прекрасной целью – сохранить для будущих поколений  память об артистах, давно сошедших с подмостков нашего театра – задалась  «Театроведческая секция» РАМТа во главе с Ирмой Михайловной Сафаровой. Аудио и  видеозаписи с их воспоминаниями каждый месяц пополняют архивы РАМТа. На наших  страницах – лишь малая толика этой кропотливой исследовательской работы –  фрагменты встречи с актрисой ЦДТ Магдой Генриховной Лукашевич, ушедшей из жизни  в июле 2010-го. 
           Так часто бывает в актерской  профессии – всю жизнь человек посвятил театру, но не был первым, никогда не получал  главных ролей, но имел огромное количество крохотных, охотно подменял других,  выполнял любую работу – словом, любил свое дело, был нужен и полезен. Они  уходят чаще всего тихо, уходят в безвестность. Уже многих никто не помнит в  театре и не может даже восстановить имен по старым неподписанным фотографиям. Публикацией  этих воспоминаний мы хотим отдать дань памяти актрисе, посвятившей нашему  театру 30 лет своей жизни и сыгравшей в нем более 60 ролей. В этих строках –  лишь маленький кусочек ее жизни, ведь больше она говорит о людях, окружавших  ее. Но даже в этих небольших материалах, между строк, можно разглядеть большую  светлую судьбу. Читая список ролей Магды Генриховны, ты вдруг замираешь в  потрясении над ролью № 47, которая неожиданно проливает свет на сущность этой  актрисы и человека, и ты вдруг понимаешь о ней больше, чем из произнесенных ею  слов. В 1968 году, на 18-м году служения театру в ее списке ролей появилась  запись: «Солнечный зайчик, который неизвестно откуда пускает Магда Лукашевич»… 
          Магда Лукашевич. Воспоминания 
          «Я никогда не хотела быть никем, кроме актрисы. Многие  мои родные работали в театре. И все заботы были связаны с театром. Если бы мне  даже сказали, что работа актрисы будет в 10 раз тяжелее, чем я себе  представляю, я бы не изменила своего решения. Это была моя жизнь. Слава Богу,  мамочка не ограничивала, не отговаривала».  
             
             
          
            
                | 
             
            
              В спектакле  «Два капитана», Школьница Галка | 
             
           
          Когда мне было 14 лет, я пошла «на фронт». Меня тут же  приняли в санчасть, выдали одежду, выделили кровать. Я переоделась. Счастливая  была! Часа через 4 пришла женщина, разложила документы, и увидев, сколько мне  лет, сказала: «Одевайся!» Я ведь действительно пришла девчонкой. А еще мамины  ботинки на высоких каблуках надела – высокая была, вот никому в голову и не  приходило, что мне так мало лет. 
          Но потом я все же работала в перевязочной. Говорили,  что у меня необыкновенные по ласковости и мягкости руки. Я действительно хорошо  делала перевязки, говорила что-то в это время, успокаивала. Стихи читала  раненым, пела им.  
              Как-то один протянул ко мне руки и плачет… Это был  почти плач ребенка: «Мамочка, мамочка…». Я взяла его руки в свои и сидела, а он  все не узнавал: «Мамочка, мамочка, ты пришла…» 
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Романтики», Работница | 
             
           
          Как-то зимой приходит главврач и говорит: «Девчоночки,  раненых привезли». Мы взяли носилки, вышли на крыльцо, смотрим, а во двор  въезжает машина и из нее выходят немцы. Помню, как все мы сразу прижались друг  к другу и смотрели на врагов. И тогда вышел главврач: 
              - Девочки мои родные… Нет врага, который ранен. Это  всегда больной. И сегодня эти люди, на которых вы смотрите, как на врагов,  такие же, как мы с вами, они прошли фронт. 
              В результате все мы плакали, а потом пошли ухаживать  за больными.                 Я бы никогда в жизни не согласилась отдать эти годы. Это была школа  удивительной любви к людям. В детстве все воспринимаешь не так, чувствуешь себя  взрослым, способным помочь, и помогаешь. 
  Бывало, привозили таких, которые плакали навзрыд. Вот  привезут человека без рук, и как с ним разговаривать? Что бы ты ни сказала, он  не забудет этого. Трудно, конечно, было, но привыкали, учились находить язык. 
  Жизнь была в какой-то удивительной любви, потому что все  понимали: выжить можно, только если любишь. 
           Училась я в ГИТИСе на курсе  Николая Сергеевича Плотникова. У нас  были шикарные педагоги! Сейчас я уже не вспомню его имени, но, сколько я жила,  никогда не встречала такого эрудированного, такого талантливого человека, как  наш учитель литературы. Он был очень смешной и потрясающий. Сначала из-за двери  появлялась его палка. Потом через всю аудиторию стремительно летел портфель,  пролетал через весь класс и ложился прямо на стол. И тогда уже, начиная  говорить, входил наш преподаватель. Он так вел уроки, что, уже учась на втором  курсе, я при малейшей возможности приходила на занятия первого курса и опять  слушала. У него была удивительная память и поразительная любовь к театру! Он  помнил всех артистов, любой спектакль вынимал из воспоминаний. И был  удивительным рассказчиком. 
               
                 
          
            
                | 
             
            
              В спектакле  «Димка-невидимка», Анна Петровна | 
             
           
          Нам преподавали речь, учили танцевать, вели общеобразовательные предметы. Но,  конечно, актерская профессия зиждется не на теории, а на практике. Наш Николай  Сергеевич Плотников был великолепный актер. Совершенно некрасивый, но, когда он  начинал показывать, это была феерия. Он приглашал нас на все свои спектакли в  Вахтанговский театр. Это ведь был один из лучших театров.  И если бы я не попала в ГИТИС, я бы пошла,  скорее всего, в школу Вахтанговского театра.  
          Я потом очень жалела ваше поколение, потому что больше  не видела преподавателей такого уровня. Они так рассказывали, что даже  мальчишки плакали на уроках, никто не уходил с занятий, а когда негде было  сесть, устраивались на полу и потом еще и еще возвращались на те же лекции. 
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Одолень-трава», Дугмэ | 
             
           
          После ГИТИСа меня сразу направили в  детский театр.  Но я никогда не жалела, что попала не во взрослый, и  никогда не хотела уйти. Тот, кто любил театр, любил любой. А кто не любил,  старался попасть во МХАТ, чтобы потом сказать: «Я был во МХАТе».  
              Может, это просто черта моего характера, но я никогда  не приходила куда-то, заранее зная, что это малоинтересно.  
          Больше всего мне нравилось играть для маленьких. Я  играла и во взрослых спектаклях: и в «Горе от ума», и в «Мертвых душах», – но  все-таки я из детского театра. Сейчас театр называется молодежным. Может быть,  потому, что дети стали взрослее. 
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Дом Бернарды Альбы», Агнустиас.  Бернарда Альба – Т.Степанова | 
             
           
          На всю жизнь мне запомнился спектакль, который  поставил наш актер Сергей Соколов –  «Дом Бернарды Альбы». Он о том, как жених влюбился в молоденькую сестру невесты,   как из-за деспотизма матери гибнут все  дочери. Спектакль достаточно тяжелый. Но чем больше эмоций вложить в спектакль,  тем больше остается внутри. Жалко, что у Сережи не продолжилась карьера  режиссера.  
             
            Очень интересными были работы Марии Иосифовны Кнебель. Какое-то время она была художественным  руководителем театра. И я тоже была занята у нее в спектаклях. Она была  великолепным рассказчиком. И более доброго человека я в своей жизни не  встречала, она всегда готова была прийти на помощь. У нее не было любимчиков. Она  приходила и любила всех, любила театр, актеров. Она могла и вечер, и утро, и  день сидеть и репетировать. И я не помню, чтобы она на кого-нибудь сердилась.  
          У всех режиссеров разные методики. Вот Анна Алексеевна Некрасова репетировала 50 раз подряд  – это был принцип ее работы. Прорепетируем, сядем, отдохнем, еще раз, потом еще  раз и еще. Я всегда относилась к ней с большим уважением, потому что видела, что  она любит актеров. Как бы ни было трудно, она всегда старалась дать нам что-то  новое. 
           Уникальность Анатолия Васильевича Эфроса была в том, что он даже когда показывал, то выскакивал на  сцену буквально на две минутки, а в основном давал актерам самостоятельность. Но  он всегда что-то подсказывал. Люди на его репетициях раскрывались, хотелось  идти вперед, хотелось играть. С моей точки зрения, он был гениальный режиссер. 
            Как можно рассказать о гениальности? Она потому и гениальность, что у каждого  своя. Он умел находить ключ к каждому актеру. И это всегда было так неожиданно:  у него был свой подход к образу, который тебе и в голову не приходил. 
  Где бы он ни выступал, я всегда приходила послушать,  даже если это было в 11 часов ночи, и бедный мой муж не понимал, что можно  делать в это время. А потом я шла домой, далеко на Кутузовский. 
                      
             | 
       
      | 
    
      
        
          
              | 
           
          
            | В спектакле «Димка-невидимка», Анна Петровна | 
           
         
          Олег Николаевич Ефремов поставил в ЦДТ спектакль «Димка-невидимка», который потом стали играть во  многих ТЮЗах страны. Мне очень жаль, что Олег Николаевич так мало пробыл в  нашем театре. Он очень хорошо чувствовал детские спектакли и сам был очень  трогательный человек.  
          Он очень любил сказать: «Стоп, стоп, стоп. Сейчас  Магда вам подскажет, как дальше». Я, конечно, зажималась: «Ну, зачем так?..» Но  иногда подсказывала, и это было полезно. 
            В принципе, я иногда думаю, что мне надо было быть  режиссером. Но я ни о чем не жалею. Было много ролей, которые я любила и играла  с наслаждением. 
               
            Как-то меня отправили подыгрывать Евгению Перову в спектакле по Гоголю. И я вдруг  стала так хорошо подыгрывать, что и сам Перов разошелся. Потом он обнял меня,  поцеловал и сказал, что со мной было очень легко играть. А мне-то как было  легко! Ведь это так важно, чтобы актер чувствовал партнера. 
             
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Один страшный день», Врач | 
             
           
          Я всегда восхищалась Ритой Куприяновой.  Это была потрясающая актриса. Она делала такие вещи, какие никто от нее не  ожидал. Ее роли всегда росли. Были актеры, которые заранее сделают роль и так  ее и повторяют, а она импровизировала. 
              Я, к сожалению, была актрисой совсем другого плана. И  в этом театре была мало задействована, потому что в ЦДТ прежде всего нужны были  травести. Но так как я не себя любила в театре, а театр в себе, мне было там  хорошо. 
               
              Трудно рассказывать о Шах-Азизове, как о личности: его многие не любили, но мне он  нравился, потому что он был большая умница. Когда он начинал говорить, у меня  «уши висели». Его было настолько интересно слушать! Он был больше директор, чем  актер. Его уникальность была в том, что он всегда давал людям проявиться. Вот  пришла Марья Иосифовна Кнебель, и он дал ей полную свободу, хотя потом они и разошлись  по каким-то вопросам. Он сам когда-то играл в ТЮЗе, поэтому любил актеров, очень  им помогал и очень любил наш театр. 
           
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Репка», Жаба | 
             
           
          Все свои роли я любила. Получив  роль, я сразу начинала думать, что можно в ней найти интересного. Я обожала  играть жаб, ворон. А что играть красивую женщину? Один раз выйдешь, сыграешь  красивую. Другой раз – некрасивую. Вот то ли дело жабу! 
          Однажды в спектакле я в роли жабы вылезаю на сцену, и  тут мальчишка лет 5-6 бросается из зала защищать героя от меня. Я была  потрясена, но тут же сыграла, что испугалась. Надо же было подыграть.  
          Я всегда соглашалась сыграть чью-нибудь роль и очень  радовалась, что могу помочь. Сейчас я понимаю, что самое важное в жизни – быть  полезным. Потому что, если не можешь принести пользу, какой тогда от тебя толк? 
             
            Я думаю, от каждой роли во мне что-то оставалось. Наверное,  то, что я в данной роли не доиграла. Я получала другую роль и вдруг  чувствовала, как что-то брала оттуда, из предыдущей.  
          
            
                | 
             
            
              | В спектакле «Репка», Жаба | 
             
           
          Иногда роль не шла, и все. Другие даже хвалят, а тебе она  чужая. А иногда и играть не надо, само собой получается. Ко мне недавно кто-то  подошел и сказал, что хотел бы сыграть мое привидение из одного спектакля. Я  там просто заполнила паузу, а, оказывается, кто-то захотел это играть! Иногда нам  кажется, что это большая роль, а она проходит так, формально. И наоборот. Роль  – такая непонятная вещь. Даже для актера…  
            
          Магда Генриховна Лукашевич 
          Родилась в 1926 году. 
          Закончила ГИТИС, курс Николая  Плотникова. 
            С 1950 по 1980 год – актриса  Центрального детского театра. 
          Роли в ЦДТ: 
          
            - Школьница Галка,  «Два капитана», В.Каверин, 1950   г.
 
            - Работница,  «Романтики», Э.Цурюпа, 1950 г.
 
            - Колхозница,  «Драгоценное зерно», А.Мусатов, 1950   г.
 
            - Баба, «Сказки»,  С.Маршак, 1950 г.
 
            - Горожанка, «Город  мастеров», Т.Габбе, 1951 г.
 
            - Эдит, «Снежок»,  В.Любимова, 1951 г.
 
            - Партизанка,  «Володя Дубинин», 1951 г.
 
            - Француженка,  «Вперед, отважные», А.Зак, И.Кузнецов, 1951 г.
 
            - Лариса, «Не было  ни гроша, да вдруг алтын», А.Островский, 1951 г.
 
            - Крестьянка, «Дубровский», А.Пушкин, 1951 г.
 
            - Гостья, «Горе от ума», А.Грибоедов, 1951 г.
 
            - Женя, «Где-то в Сибири», И.Ирошникова, 1952 г.
 
            - Параша, «Мертвые души», Н.Гоголь, 1952 г.
 
            - Девушка, «Конек-горбунок», П. Маляревский, 1952 г.
 
            - Служанка, Девушка, «Волынщик из Стракониц», И.Тыл, 1952 г.
 
            - Комсомолка, «Как закалялась сталь», Н.Островский, 1950 г.
 
            - Рыбачка, «Гельголанд зовет», А.Кузнецов, 1953 г.
 
            - Жаба, «Репка», П.Маляревский, 1954 г.
 
            - Жена салата, «Приключения Чиполлино», С.Богомазов,  З.Потапова, 1955 г.
 
            - Анна Петровна, «Димка-невидимка», М.Львовский, В,  Коростылев, 1955 г.
 
            - Китаянка, «Сказка о сказках», А.Зак, И.Кузнецов, 1956 г.
 
            - Нина, «20 лет спустя», М.Светлов, 1956 г.
 
            - Петуния, «Волшебный цветок», Жэн-Де-Яо, 1958г.
 
            - Доктор в больнице, «Судьба барабанщика», И.Романович  по А.Гайдару, 1958 г.
 
            - Крыса Шушера, «Золотой ключик», А.Толстой, 1959 г.
 
            - Ворона, «Снежная королева», Е.Шварц, 1960 г.
 
            - Фельдшерица, «Семья». И.Попов, 1960 г.
 
            - Сумитра, царица, «Рамаяна», Н.Гусева, 1960 г.
 
            - Дама на балу, «Борис Годунов», А.Пушкин, 1960г.
 
            - Болла, «На улице Уитмена», М.Вуд., 1960 г.
 
            - Массовка, дама «Том Сойер», Н.Венкстерн,  И.Романовский, 1960 г.
 
            - Соседка, «Сомбреро», С.Михалков, 1960 г.
 
            - Врач, «Один страшный день», Ю.Сотник, 1963 г.
 
            - Женщина с собачкой, «Журавли», В.Гоголашвили, 1963 г.
 
            - Дугмэ, «Одолень-трава», В.Любимова, 1964 г.
 
            - Мать Моти, «Белеет парус одинокий», В.Катаев, 1964 г.
 
            - Тихоновна, «Чудеса в полдень»,  Г.Мамлин, 1965г.
 
            - Колхозница, «Сыновья идут рядом», А.Соболев, 1966 г.
 
            - Зеркальце, «Сказка», А.Пушкин, 1966 г.
 
            - Девушка, «Недоросль», А.Фонвизин, 1964 г.
 
            - 2-я Горожанка, «Дух Фландрии», А.Ладынин, 1964 г.
 
            - 2-я Пожилая крестьянка, «Волынщик из Стракониц», И.Тыл,  1965 г.
 
            - Девушка в таверне, «Дух Фландрии», А.Ладынин, 1066 г.
 
            - Агарь, «Хижина дяди Тома», А.Бруштейн по Г.Бичер-Стоу,  1966 г.
 
            - Старуха Стевен, «Дух Фландрии», А.Ладынин, 1967 г.
 
            - Махора, девушка, «Любовь Яровая», К.Тренев, 1967 г.
 
            - Солнечный зайчик, который неизвестно откуда пускает  Магда Лукашевич, «Питер Пэн», Д.Барри, 1968 г.
 
            - Особа из бюро проверки, «Санька», К.Лапин, 1970 г.
 
            - Волшебный конь, «Конек-горбунок»,  П.Маляревский по П.Ершову, 1972   г.
 
            - Врач, «Сын полка», Л.Эйдлин по В.Катаеву, 1972г.
 
            - Карта, «Веселое сновидение», С.Михалков, 1969г.
 
            - Учительница, «Удивительный год», М.Полежаева, 1969 г.
 
            - Салопница, «Шутники», А.Островский, 1973 г.
 
            - Придворная дама, «Двенадцатая ночь», У.Шекспир, 1973 г.
 
            - Нана Суреновна, профессор института дефектологии, «Май  не упусти…», Л.Эйдлин по С.Георгиевской, 1974 г.
 
            - Хозяйка хаты, «Альпийская баллада», П. Хомский по  В.Быкову, 1975 г.
 
            - 1-ая женщина, «Печальный однолюб», С.Соловейчик, 1976 г.
 
            - Мать Вовы, «В дороге», В.Розов, 1976 г.
 
            - Ангустиас, дочь Бернарды, «Дом Бернарды Альбы», Ф.Гарсиа  Лорка, 1978 г.
 
            - Наседка Мадлен, «Никто не поверит», Г.Полонский, 1980 г.
 
           
           Ушла из жизни в 2010 году, похоронена  на Алексеевском кладбище Москвы.  
          Говоря о Магде Генриховне с  теми, кто общался с ней в последние годы ее жизни, кажется, что она до сих пор  неизвестно откуда пускает в их судьбы своего Солнечного зайчика. 
          Материал подготовили Мария  Рузина и Индира Валеева  
          Автор и координатор проекта –  руководитель педагогической части РАМТа Ирма Сафарова  | 
       
      |