Выпуск № 11
Апрель-Май 2011 г.
СОБЫТИЯ

Наше «Колесо» закатилось в Томск

   
   
   
 

11-13 марта фестиваль «Колесо», придуманный в РАМТе и учрежденный СТД РФ, принимал Томский театр НОВОГО зрителя (ТЮЗ). О его итогах рассказывает директор РАМТа и исполнительный директор «Колеса» Владислав Любый.

«Напомню об идее фестиваля, который возник в 2009 году, и о котором «РАМТогаф» уже рассказывал в одном из первых своих номеров. Суть идеи – вывернуть театральный фестиваль наизнанку: не смотреть лучшие спектакли разных театров в одном месте, а собраться командой специалистов и поехать в один из региональных театров. За три дня, которые обычно длится фестиваль, мы успеваем отсмотреть пять спектаклей самых разных форм и жанров на их родной площадке и получить реальное представление о творческом уровне театре.

Мы категорически отказались от системы оценивания. Наш фестиваль не состязание, а поле для развития самой идеи театров для детей и молодежи, поле поиска смыслов и возникновения творческих идей. И далеко не каждый театр решается выставить себя на показ не спектаклем–визитной карточкой (а у каждого театра есть такой спектакль), а всей своей сутью.

Директор Томского ТЮЗа Светлана Бунакова была активной участницей двух первых фестивалей в Вологде и Кирове и сразу заявила о своей готовности пригласить «Колесо» в Томск. Но, скажу я вам, в этой смелости было и множество сомнений и переживаний. Я видел, как она терзалась, как примеряла фестиваль к своему театру, как преодолевала опасения.

Мы поехали в Томск с большой охотой. И дело здесь, скорее, в интересе, который стал возникать к Томскому ТЮЗу в последние годы в профессиональной театральной среде. Ведь мы хорошо знаем, как пройдя очень непростой путь, в том числе и через глубокий творческий кризис, этот театр стал возрождаться, заново возник и уверенно закрепился на театральной карте России.

В ТЮЗе очень интересная и сбалансированная труппа: много хорошо подготовленной молодежи, очень хорошая «средняя часть», взрослые артисты в порядке. И при интересной и профессиональной режиссуре, при качественном материале, при постоянном тренинге эта труппа способна на очень многое. Что мы и увидели в эти дни. Есть лидеры, задающие очень приличный уровень, а весь актерский ансамбль этому уровню соответствует. Хотя порция здоровой критики не помешала бы. И уверяю вас, многие артисты свои порции получили.

Говоря же о режиссуре в случае с данным театром справедливо говорить о режиссерском пуле. Главного режиссера в театре нет, и это была одна из наиболее обсуждаемых проблем театра. Дело в том, что в последние десятилетия спор о том, должен ли театр оставаться театром художественного руководителя, либо он должен преобразовываться в театр менеджерский, обострился. Да и развивается этот спор на благодатной почве бесконечных организационно-экономических реформ и явного кризиса института художественных руководителей. Но парадокс в том, что в этом споре безусловно правых нет. Должен развиваться и театр художественного руководителя, и театр просвещенного менеджера. Я более десяти лет являюсь директором большого государственного репертуарного театра, и убежден, что любой театр такой формы организации должен быть режиссерским театром. В частном, студийном, антрепренерском театре может быть как угодно. Но в государственном театре должен быть главный режиссер (художественный руководитель).

Другое дело, что секрет успеха режиссерского театра может быть только при сложившемся дуэте режиссера – творческого лидера с директором, как генеральным менеджером. И говорю это со знанием дела, потому что могу привести в пример свой собственный РАМТ и свой тандем с художественным руководителем, лидером театра – Алексеем Владимировичем Бородиным.

 

Такова эволюционная суть театра-дома. Сильный художественный руководитель без сильного партнера–менеджера не может существовать. Сильный менеджер, без человека, несущего ответственность за наполнение театра творческой жизнью – не перспектива. И если в Томске есть задача сохранять и развивать ТЮЗ как репертуарный театр–дом, то проблема должна быть решена именно этим способом. К очень сильному, безусловно просвещенному менеджеру, который у театра уже есть в лице его директора, нужно найти тандемную пару – режиссера, который захочет созидать большой дом. А попытка противопоставить одного участника тандема другому, это путь к обеднению театра. К тому же – очень опасный путь!

Если говорить о репертуаре, мне понравилось то, что он собран как палитра разных красок. Он очень разнообразен. Вспомнив об идее нашего фестиваля, напомню: мы хотим понять, что такое театр в целом – увидеть лицо, а не одну из его гримас. Поэтому мы всегда настаиваем, чтобы были показаны разные спектакли, и вечерние, и спектакли для детей.

Кстати, проблема детских спектаклей – одна из серьезнейших, я бы даже сказал смысловых, для российских театров. И для режиссеров! И мы ищем смысл существования театров для детей и молодежи, как бы они теперь не назывались, именно в сохранении и развитии двуединства репертуарной политики – спектаклей для детей, и спектаклей для не детей. Вижу, что словесное выражение этой очень живой мысли получается какое-то формальное. Что значит спектакль для детей? Современный, актуальный, художественно полноценный, снимающий все сомнения на счет смысла существования театра для детей… Ответьте на этот вопрос, постройте репертуар на ТАКИХ спектаклях и весь мир признает вас гением, снимет перед вами шляпу!
И это на самом деле поиск. И важно не отстраниться и, скрестив на груди руки, высокомерно наблюдать: «Ну, как там у вас получается?». Важно активно строить ТАКОЙ театр, искать способных на ЭТО режиссеров, провоцировать появление ТАКОЙ драматургии, коллекционировать артистов с ТАКОЙ группой крови.

У Томского ТЮЗа есть желание искать идеальный театр НОВОГО зрителя, тем и уже очень многое делается. И мы все постараемся помочь театру делом. Тем более, что есть, ради кого.

Мое самое большое впечатление от Томска это публика театра. Я особенно интересовался, кто был в зале в эти три дня, не является ли эта публика специальной фестивальной, выставочной публикой. Нет. Это были зрители театра. И на обсуждении с труппой, и в кулуарах, и на закрытии фестиваля я не уставал обращать внимание на качество публики. Вы знаете, что в судьбе театра публика играет одну из решающих ролей? Если в городе есть такой зритель, то театр должен расти до его уровня. Многие творцы скажут, что их задача не следовать за публикой, а вести ее за собой. И будут правы! Но только тогда, когда смогут перепрыгнуть тот уровень, который задает такой умный, развитый, искушенный театральный зритель.  

А «Колесо» катится дальше. В октябре нас примет Нижегородский ТЮЗ. Затем будут Орел, Челябинск, другие города…»

Читайте также «В РАМТе изобрели «Колесо»