Премьера 16 мая 2002 года
Жанр: театральный детектив
Режиссер: Алексей Бородин
Художник: Станислав Бенедиктов
Композитор: Натали Плэже
|
Сцена из спектакля |
Во времена Древней Греции, когда театр только делал свои первые шаги, спектакль уже не обходился без музыки. Все античные постановки обязательно сопровождал хор, который пел и танцевал между действиями, радовался или печалился, окрашивая таким образом происходящие на сцене события. Сегодня же, когда идет активное развитие синтетического театра с соединением всевозможных видов искусств, представить себе постановку без музыкального оформления практически невозможно.
Музыка оказывает на человека невероятно сильное эмоциональное воздействие и, как писал П. Милютин, «если она органически сливается с внутренним содержанием пьесы, то способствует яркому раскрытию идеи постановки». В спектакле «Эраст Фандорин» музыка, являясь его неотъемлемой частью, сопровождает все события, происходящие на сцене, подчеркивает их и делает восприятие сценического действия наиболее полным.
|
Первая сцена спектакля |
Любой спектакль начинается с увертюры, или музыкального вступления. В нее в обобщенной форме обычно вложена основная идея, и она задает тон всей постановке. Однако иногда, как и в случае с «Эрастом Фандориным», увертюра может совершенно не соответствовать содержанию спектакля и тем намеренно сбивать зрителя с толку. Таково решение режиссера - всё-таки мы смотрим детектив. Поэтому наше действие начинается с легкой, мажорной музыки, что никак не настраивает на дальнейшие, порой, тяжелые и даже трагичные события.
|
Сцена из спектакля |
Музыка – язык чувств и переживаний, имеющий колоссальные изобразительные возможности. Она может передать колорит эпохи, обрисовать социальную среду, описать место, в котором находятся герои. А еще, вслушиваясь в звуки музыкальных инструментов, можно «прочесть» характеры персонажей.
|
Эраст Фандорин – Петр Красилов,
Лиза – Нелли Уварова |
Так, в спектакле «Эраст Фандорин» определенные музыкальные фрагменты рассказывают, в какую эпоху и в какой стране происходит действие, помогают дорисовать в нашем воображении Александровский сад, пристань, приют леди Эстер, трактир…
А каким умелым проводником становится музыка во внутренний мир героев! Танец Лизы (Мария Рыщенкова) и Эраста (Петр Красилов). Здесь мелодия, в первую очередь, тревожная, с явным намеком на трагичную развязку в отношениях только что познакомившихся молодых людей. Но в то же время в ней сквозит юношеская наивность двух влюбленных.
|
Бриллинг – Евгений Редько |
В сцене убийства Бриллинга (Евгений Редько) музыка вскрывает противоречивый характер героя. С одной стороны, Иван Францевич – член преступной организации. Но когда он направляет пистолет на Фандорина, музыка медленная, протяжная с нотками беспокойства.
|
|
«Господи, как же трудно»! – произносит Бриллинг и опускает револьвер. Воспользовавшись паузой, Фандорин набрасывается на своего шефа. Короткая схватка – выстрел. Резко увеличивается темп музыки, и теперь она торжественно-волнующая – Бриллинг убит. Убит преступник, которому, однако, оказались не чужды человеческие чувства жалости, привязанности, душевного мучения от необходимости уничтожить гения и друга.
|
Эраст Фандорин – Петр Красилов,
Амалия Бежецкая – Наталья Чернявская |
Музыка, использованная в этих сценах, называется музыкой эмоционального фона. Она вводится для усиления эмоционального восприятия действия. Но существует еще и так называемая сюжетная музыка, которую либо слышат, либо исполняют персонажи. Например, во втором действии Фандорин, находясь в комнате один, поет. Но почему именно в этот момент? С одной стороны, перед нами продолжает разворачиваться сюжет: герой переодевается, собираясь лечь спать, и по привычке напевает. Однако режиссер мог ввести эту сцену и для разрядки обстановки – ведь далее последуют страшные и опасные для жизни Эраста события.
|
Сцена из спектакля |
Не менее важен в спектакле лейтмотив - повторяющаяся музыкальная тема, которая связана либо с выявлением и подчеркиванием основной идеи спектакля, либо ассоциируется с каким-либо героем. Например, Фандорин ходит по улицам под бодрую, жизнерадостную музыку, лишний раз напоминающую о том, что перед нами еще юноша, которому вся жизнь представляется увлекательным приключением.
Похожую функцию в спектакле выполняет музыкальный антракт – вступление к картине или действию, то есть то, что обычно звучит во время перемены декораций. Этот антракт помогает вскрыть содержание сцены. Вспомним, к примеру, что происходит в приюте леди Эстер, когда действие спектакля приближается к развязке. Пока слуга ведет Эраста через множество дверей к хозяйке приюта, музыка интенсивная, напряженная, с нотками настороженности. И есть чего остерегаться – леди Эстер (Нина Дворжецкая) собирается убить юного сыщика…
|
Сцена из спектакля |
Финальную мелодию принято называть музыкальной концовкой. Здесь хочется отметить, что завершающая спектакль музыкальная тема удивительно контрастирует с радужной увертюрой. Она вбирает в себя все страдания главного героя и весь ужас случившегося – в день свадьбы погибла невеста Фандорина – Лиза. Он мгновенно стал старше. На его лице отчаяние, боль, скорбь по утраченной любви. Сначала мы слышим повторяющиеся, заунывные, протяжные звуки, затем мелодия, как и в сцене с Бриллингом, убыстряется и, наконец, достигает апогея чувств и мыслей, очень точно переданных с помощью музыкальных инструментов… Но она не безнадежна. У героя находятся силы отвести пистолет от виска и побежать. Быстро побежать почти наперегонки с музыкой.
Ева Полякова |
|