Выпуск № 14
Декабрь 2011 г.
СОБЫТИЯ
Владислав Любый:
«На гастролях мы презентуем свой театр»

 
   
   
 

Странствующие сказители и песнетворцы – от Гомера до средневековых трубадуров и труверов – положили начало театру. В Европе театральные труппы колесили по городам и деревням, в России на городских площадях выступали бродячие скоморохи. С тех пор театр уже давно стал интеллектуальным развлечением, далеким от выступлений кочевых артистов на потеху простонародью. Но гастроли остаются неотъемлемой частью деятельности любого крупного театра.

«Гастрольная деятельность – очень важный момент для артистов, для театра, для труппы, – рассказывает директор РАМТа Владислав Любый. – Эта важная составляющая его жизни. Театр не может жить на одном месте. Он должен путешествовать, колесить, кочевать. Это новые города, страны, впечатления, новые встречи».
Этой осенью РАМТ побывал в Испании. «Берег утопии» был показан по два раза в Мадриде и в Барселоне. Сначала спектакль шел в течение трех дней – каждый день по одной части, потом, как у нас – все три части в один день.

Поездка РАМТа в Испанию проходила в рамках перекрестного года культурного обмена России и Испании. Владислав Любый рассказывает о трудностях, сопровождавших гастроли:
- Это был фестиваль, на который из разных видов искусств приглашались самые яркие явления, существующие сегодня. РАМТ был для них страшным экспериментом, потому что они приглашали неизвестный им театр. В Испании, как и в других странах, слышали только про Большой, Малый, МХТ. Организаторы, которые нас приглашали, очень переживали по поводу успеха спектакля.

Театр в Мадриде

После выступлений в Мадриде страх пропал – реакция публики, восторженные отклики театральной элиты и интерес прессы показали, что спектакль стал глотком чистого воздуха для испанских театралов. В Барселоне «Берег утопии» уже ждали. Тем более, что и сцена в Барселоне была более подходящей для декораций – по величине она почти соответствовала сцене в РАМТе. Но сохранить уникальность декораций удалось на обеих площадках.

Прием «Берега утопии» в Барселоне

«Конечно, мы переживали, будет ли публика, и что это будет за публика. Вызовет ли он интерес – спектакль-то разговорный. Обычно на международные гастроли привозят спектакли с минимумом текста. Поэтому так любят приглашать балет, танцевальные постановки. А тут 10 часов сплошного текста на незнакомом, сложном языке, который надо было пускать через систему перевода. Естественно, была и русская публика, но не так много по сравнению с испанской. Там, где не воспринимался текст, его заменяли другие изобразительные средства».

Для того, чтобы зрители могли лучшего понимать сюжет, перед спектаклем артисты РАМТа рассказывали посетителям об исторической ситуации в России конца XIX века.
Но в данном случае был важен не только сюжет театра, но и его форма – форма серьезного, современного академического театра, которого в Испании почти не осталось. «В кулуарах они говорили о том, почему у них не ставят такие спектакли, не интересуются историей», – вспоминает Владислав Любый.

Закрытие фестиваля
«Золотая Маска» в Риге

В ноябре РАМТ с двумя спектаклями («Ничья длится мгновение» и «Как кот гулял, где ему вздумается») снова оказался на заграничных гастролях – на этот раз в ближнем зарубежье – на фестивале "Лучшие спектакли "Золотой Маски" в странах Балтии". Для гастролей в таких странах перевод не требуется, большая часть публики понимает русский язык.

 

 

Тем более, что контекст спектакля «Ничья длится мгновение» должен быть хорошо понятен латвийской публике, а постановку «Как кот гулял, где ему вздумается», по словам директора театра, вообще очень любят приглашать на различные гастроли – в том числе и потому, что в нем почти нет декораций – а это, конечно, делает привоз спектакля гораздо дешевле.

Участие «Сказок на всякий случай» в фестивале «Я мал, привет!»

Все-таки бюджет гастролей по-прежнему очень сильно влияет на решение о том, везти этот спектакль в другой город, или нет. Поэтому РАМТ в первую очередь может себе позволить участие в крупных фестивалях, которые способны оплатить приезд театра. Среди них «Золотая маска», «Золотая репка» в Самаре, «Царь-сказка» в Новгороде, «Реальный театр» в Екатеринбурге, «Я мал, привет!» в Новом Уренгое, «Радуга» в Санкт-Петербурге, «Рождественская сказка» в Новосибирске.

Но это не значит, что театр не готов поддержать менее масштабные, но интересные фестивали: «Вот возродился легендарный фестиваль малых форм «Минифест», который многие годы проходил в Ростове-на-Дону. И мы его поддержали, привезли спектакль «Лифтоненавистник».

Гастроли в Воронеж в апреле 2011 года

Однако участвовать в каждых гастролях, на которые РАМТ приглашают, театр не может – у коллектива и так слишком много работы, а гастроли – это очень большая нагрузка. «10-12 лет назад наш театр никто не хотел видеть на гастролях, - с некоторой обидой вспоминает директор. – Спектакли были принципиально хуже? Думаю, нет. Но теперь нас очень много куда приглашают, практически ни один крупный фестиваль в России не обходится без нашего театра».

Гастроли важны как для принимающей стороны – местные театральные деятели и зрители могут увидеть постановки одного из ведущих столичных театров, – так и для самого театра. Ведь гастроли можно назвать одним из видов продвижения театра. После его выступления в том или ином городе, жители уже будут знать, куда можно сходить в Москве.

Гастроли в Екатеринбург весной 2010 года

«На гастролях мы презентуем свой театр – значит, мы презентуем свое понимание, что значит сегодняшний театр, – объясняет Любый. – Это даже не столько просветительство, сколько манифест. Театр у нас авторский, и любой спектакль – это спектакль прежде всего режиссера, и мы представляем мнение этих режиссеров, художественных лидеров. Если нас приглашают, значит людям интересно наше мнение о том, какой должен быть театр. Это очень серьезная попытка коллег осознать, как работает другой театр. Тем более такой, как РАМТ, в котором помимо спектаклей проходит сейчас множество других мероприятий. Для кого-то РАМТ становится ориентиром, как можно строить театр. Кто-то, конечно, не захочет строить именно так, но все равно интересуется».

Гастроли в Китай в 2004 году

В 2012 году РАМТ ждет множество гастрольных поездок, в том числе и заграничных. У театра сложилась давнишняя дружба с Индией – когда-то, еще в советское время, туда возили спектакль «Рамаяна», поставленный по индийскому эпосу. Сейчас Индия снова интересуется РАМТом и приглашает его на гастроли. «Но дело в том, что в Индии нет театра в нашем понимании этого слова. И везти туда спектакли в таком виде, в котором они существует на сцене РАМТа, бессмысленно», – считает директор. Поэтому эти гастроли, возможно, пройдут в форме презентации различных форм русского театра. Будут ли для этого подготовлены специальные постановки, или актеры сыграют отрывки из спектаклей РАМТа – пока неизвестно. Сейчас этот гастрольный проект еще обдумывается руководством театра.

Индира Валеева