Выпуск № 10
Январь-Февраль 2011 г.
ЗАКУЛИСЬЕ

Ребятам о зверятах,
или
«Звезды», которые ездят в метро

   
   
   
 

Однажды Саша Гитри сказал: «Все люди – актеры, за исключением, пожалуй, некоторых актеров». Если немного перефразировать французского артиста, драматурга и режиссера, то с такой же уверенностью можно утверждать, что все актеры – люди, за исключением, пожалуй, некоторых актеров. И утверждение это будет абсолютно справедливым, ведь некоторые из них – животные.

Сегодня в рубрике «Закулисье» мы рассказываем нашим читателям о «братьях наших меньших», принимающих участие в постановках РАМТа.

Артист, который должен быть голодным

Пятилетняя Дези начала «играть» в спектакле «Вишневый сад» около трех лет назад, когда предыдущий исполнитель ее роли трагически погиб под колесами автомобиля. Поначалу Дези было непросто. Поскольку однажды она пережила смену хозяина, то теперь, выходя с чужим человеком на сцену, каждый раз боялась, что ее снова оставили… И потому страшилась пространства сцены, терялась при зрителях, и не всегда выполняла трюки, которые успешно репетировала за кулисами со своей сценической хозяйкой Шарлоттой Ивановной (актрисой Оксаной Саньковой).

Потребовалось немало времени, прежде чем Дези уверилась, что ее настоящая хозяйка никуда не уйдет, что ее ждут, и после спектакля она снова окажется в любящей семье. А окончательно все проблемы исчезли после того, как Дези ощенилась. Она принесла семерых щенят, стала спокойнее, увереннее и перестала бояться сцены. Видно, материнство оказалось более хлопотным и волнующим делом. И актерская карьера пошла как по маслу.

Со своей партнершей по сцене – Оксаной Саньковой

Однако после родов у Дези возникла пищевая аллергия, и теперь веселый пуделек, который раньше с большим удовольствием ел человеческую пищу, вынужден питаться противоаллергенным сухим кормом.
По словам хозяйки Дези Елены Румянцевой, которая по совместительству является женским костюмером РАМТа, – это довольно удобно, потому как с работой в театре не всегда находишь время готовить для собаки. Но все же изредка – а именно во время спектакля – Дези получает свое любимое лакомство – говядину. Именно она, порезанная на небольшие кусочки, выполняет роль орехов в сцене возвращения Раневской. «Моя собака и орехи кушает», – небрежно роняет Шарлотта Ивановна Пищику. «Вы подумайте!» – удивляется он в ответ.

С Оксаной Саньковой перед началом спектакля

А еще собака показывает в спектакле настоящие трюки. И это для Дези не составляет большого труда. Ее первой хозяйкой была цирковая актриса, которая и научила ее всяким сценическим премудростям. Их нужно лишь время от времени повторять. И, конечно, поощрять умение любимым угощением. Кстати, пудели считаются вторыми по способности к дрессировке после бордер-колли.

Но, несмотря на то, что к исполнению своей роли Дези практически всегда готова, ее выход на сцену каждый раз сопровождается торжественными приготовлениями. За несколько дней до спектакля собаку купают, стригут, причесывают, делают ей «маникюр», сопровождая все это объяснениями, что «скоро спектакль». Общее волнение передается и собаке, которая наравне с хозяевами ощущает всю важность момента.

В день спектакля Дези не кормят совсем – считается, что на пустой желудок зверь «сыграет» лучше. Вот уж где верно утверждение, что художник должен быть голодным! За пару часов до начала спектакля наша актриса вместе с хозяйкой гордо спускается в метро, ослепляя пассажиров своей красотой, и едет в театр.

 Со своими хозяйками Машей и Еленой Румянцевыми в артистической перед спектаклем

До начала спектакля ей важно поприветствовать свою партнершу Оксану и провести вместе с ней немного времени, чтобы почувствовать себя «в своей тарелке». Тем более, что во время спектакля хозяйки не будет рядом. Елена работает на «Вишневом саде» как костюмер, и поскольку эта постановка довольно трудоемка по количеству переодеваний, то во время спектакля с пуделем находится Ленина дочь. Она же выводит собаку на сцену – в начале и середине первого акта и в конце второго – и увозит домой, потому что работа Елены с окончанием спектакля еще не заканчивается. Кстати, после спектакля очень важно уйти из театра раньше зрителей, чтобы восторженные почитатели таланта ненароком не затоптали маленькую актрису.

Что нужно, чтобы творческий дуэт человека и собаки сложился? Не много, но и не мало: актер должен любить животное, не бояться его и ни в коем случае не относиться к нему брезгливо. Ведь собаки все это чувствуют. Наш дуэт, кажется, сложился. И немалая доля в этом принадлежит самой Дези: очень коммуникабельной, понимающей и чуткой собаке.

Кстати, если кого-то интересует материальная сторона вопроса, то гонорара Дези хватает на покупку двухнедельного запаса собачьего корма.

Семен Семеныч по имени Семен

Семен со своей хозяйкой Юлией Неклюдовой перед спектаклем

«Актерская» жизнь ворона Семена началась два года назад, когда он впервые принял участие в телевизионных съемках.

– Это был фильм, посвященный 40-летию киноленты «Доживем до понедельника», – рассказывает хозяйка Семена Юлия Неклюдова. – Нас пригласили воссоздать ситуацию, какая была показана в фильме, – и сыграть ворона в классе. А телевидению нас порекомендовало Общество защиты животных, ведь немногие держат дома воронов.

В РАМТ Юлию вызвали срочно, так что она даже не успела узнать, какой им предстоит спектакль. А поскольку роль у Семена нехитрая – сиди себе в клетке и изображай ворона, то и необходимости в этом не было никакой.

– В театре на Семена отреагировали радостно. Приезжаем, а все говорят: «Ой, Семен прибыл! Семен Семеныч!».

 

Я вначале подумала: «Откуда же они знают, что он Семен?». И только потом выяснилось, что в пьесе «Таня» птицу зовут Семен Семеныч. (По иронии судьбы фамилия артистки, играющей хозяйку ворона, – Семенова – прим. автора).

Однако не стоит думать, что ворон–артист – баловень судьбы. Судьба у него как раз–таки непростая. Юлия подобрала его на улице еще птенцом – маленького, рахитичного, страдающего эпилепсией. Выходила. По словам хозяйки, Семен это помнит и отвечает благодарностью.

Вообще Юля удивительная женщина. Кроме ворона, в ее доме живут сенегальский попугай–охотник, неразлучники, волнистые попугаи, амадины, голуби. В основном, все птицы – отказные, слабые, попавшие в беду, требующие длительного лечения и ухода.

В отличие от Дези, у Семена нет особых ограничений в пище: он ест колбасу, сыр, сосиски, печенье, творог (это его любимое блюдо) и даже кошачий корм! Причем, как и все врановые, обязательно моет пищу перед тем, как ее съесть, в воде. И потому в клетке, которую водружают на сцене задолго до начала спектакля, обязательно насыпано немного сухого кошачьего корма и стоит баночка с водой. Да и Семен появляется на сцене раньше других артистов. Ему не обязательно общаться с участниками спектакля до начала представления, но, тем не менее, он не бывает один. Вокруг костюмеры, реквизиторы, рабочие сцены, все проходящие мимо приветствуют птицу, как коллегу. Семен на месте – значит скоро начнется «Таня»!

Кстати, Семен – птица общительная, ему интересно за всеми наблюдать и до спектакля и во время него. Но кричать на сцене никогда не станет (как один из прошлых артистов–воронов, который очень болезненно реагировал на мужчин и чуть не сорвал однажды сцену встречи Тани (Дарья Семенова) с Игнатом Соколовым (Александр Пахомов). Семен может только… похрюкивать – от удовольствия.

На спектакль ворон, как и Дези, ездит на метро. И если вы думаете, что он путешествует в клетке или на плече у хозяйки, то мы вас разочаруем. У Семена специальная пластиковая «переноска» с небольшим окошечком вверху. Внутри палочка, на которой он сидит, как на ветке. Такая удобная транспортировка защищает птицу от лишних стрессов, связанных с дорогой. И хозяйку видно.

Ворон Семен в роли Семен Семеныча в спектакле «Таня

В каждом спектакле пернатый «артист» проводит перед зрителями три четверти часа, причем иногда оказывается в эпицентре событий – ему посвящена не одна реплика. По продолжительности пребывания на сцене Семен превосходит не только остальную «живность», участвующую в постановках РАМТа, но и многих артистов из рода людского. Сцена прощания с ним грустна: «Уважаемый Семен Семеныч! Настают печальные минуты прощания. Ты возмужал, окреп, из маломощного вороненка превратился в добротного обтекаемого ворона. И сегодня, в день Первого мая, мы отпускаем тебя в твои вороньи странствия, желая легкой и веселой дороги. Прощай, Семен, не поминай лихом»… Кажется, настоящему Семену тоже жалко «улетать» из спектакля – столько ему внимания уделяли на сцене.

Однако и мы прощаемся с Семеном до следующего спектакля, чтобы снова отпустить его на волю в очередной рамтовский Первомай.

Артисты, кому не важны имена

С хозяйкой Натальей Борцовой за 10 минут до выхода на сцену

А вот у кроликов, «играющих» в «Инь и Ян», имен нет. Так что различать их будем по цвету. Почему по цвету? Да потому что в Белой версии играет белый. А в Черной… догадайтесь сами. Кстати, их хозяйка Наталья Борцова узнает артистов без труда, несмотря на то, что в ее питомнике ни много, ни мало 40 голов. Почему у кроликов нет имен? Наталья говорит, что им все равно – и как их зовут, и кто их берет – вот такой неприхотливый народец.

Просто кролик в спектакле «Инь и Ян».
Ян – Степан Морозов, Инга – Диана Морозова

Потому, наверное, и попали – и в пьесу Акунина, и в спектакль, разве стали бы брать в сцену с ученым Яном привередливых питомцев? Ведь они в этой сцене не герои – а всего лишь жертвы предстоящих опытов, безвольные, несопротивляющиеся, вызывающие безмерную жалость пушистые создания… Свои роли они «отыгрывают» блестяще.

Путь в РАМТ у длинноухих случаен. Однажды Наталья вместе с питомцами «развлекала народ на Арбате». Там к ним и подошел представитель РАМТа, предложив «ушастым» попробовать свои силы в театре. Но свою карьеру в «Инь и Ян» тогда – почти шесть лет назад – начинали другие кролики. Сегодня они уступили место новому поколению артистов.

Черный кролик в Черной версии
«Инь и Ян»

Помимо участия в театральных постановках, кролики иногда снимаются в рекламе. Поэтому их «актерскую» карьеру можно назвать такой же интенсивной, как и у ворона Семена. Питаются «подопечные» Наташи специальным гранулированным кормом, а также морковкой, свеклой, капустой, яблоками и прочими овощами–фруктами. Приезжают кролики в театр в прочном пластиковом контейнере всего минут на десять – для участия в одной-единственной сцене. На поклоны не остаются, а жаль: думается, благодарные зрители преподнесли бы им цветы, и кролики бы это непременно оценили!

Сергей Смирнов