Выпуск № 16
Май 2012 г.
СОБЫТИЯ

Житие в клеймах
В театре рассказана история Ксении Петербургской

 
   
 

«Бог, дяденька, не Микишка,
 у него своя книжка».
 В.Леванов, «Святая блаженная
Ксения Петербургская в житии»

Сцена из спектакля

17 апреля в Черной комнате РАМТа состоялась долгожданная премьера спектакля «Ксения Петербургская» в постановке Натальи Шумилкиной.

Роль Ксении – Христа ради юродивой – сыграла Татьяна Матюхова. В июне прошлого года, отвечая на вопросы о репетициях спектакля («РАМТограф» № 12), Татьяна как в воду глядела: «Через муки творческие мы пройдем однозначно». Но за терпение, поиски, сомнения, споры, длившиеся более двух лет, актеры и зрители сполна вознаграждены премьерой спектакля, в котором за полтора часа Ксения проходит долгий путь от потери мужа, через скитания и юродство – к Богу.

И режиссер, и актеры признаются: эта тема – нечто неприкосновенное, она свята, и приступать к ней было страшно. Да и у зрителей, даже после просмотра постановки, недоумение не исчезает: «Как можно было поставить такую пьесу?»

Ксения – Татьяна Матюхова,
Скоморох – Виктор Панченко

О реальной Ксении Григорьевны Петровой известно мало. Ее имя связано с легендами: овдовев, она надела одежду покойного мужа и жила под его именем, скитаясь по Петербургу до своей смерти. Произведение Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», по которой поставлен спектакль – это «пьеса в клеймах» (так в иконописи называются небольшие сюжеты из жизни святого, обрамляющие главный образ), и для их яркости автор в свои сюжеты добавил вымысла. По мнению режиссера Натальи Шумилкиной, ничего кощунственного в этом нет: «Это не документальный фильм и не житие, написанное с точки зрения повествования церковного.

Ксения –
Татьяна Матюхова,
Андрей –
Виктор Потапешкин

Это театр, попытка постичь историю человека через искусство. В пьесе есть вымысел, но нет вранья. Вадиму, как человеку, как драматургу и как личности, интересно было исследовать: почему, когда случается большая беда в жизни человека, один становится святым, а другой – чудовищем. Что за человек Ксения, как она все умудрялась превратить в любовь». «Ксения Петербургская» – история не о святой, а в первую очередь о простой женщине, которая уверовала настолько, что приблизилась к Богу, и через любовь к конкретному мужчине научилась любить Божественной любовью.

Катя –
Оксана Санькова,
Ксения –
Татьяна Матюхова
Решение спектакля сначала ошеломляет, потом – полностью убеждает в своей оправданности и естественности. Два года назад, задумывая постановку в жанре психологического театра, режиссер еще не знала, что спектакль сделает свой выбор сам: «Когда мы отрепетировали несколько сцен, мы поняли, что это сопли-слезы-нервы. Сыграть историю святой невозможно: это как раз та грань, где святость и театральность не соприкоснутся никогда.

 

Поэтому мы надеваем маски, отстраняемся и пересказываем эту историю с помощью театральных средств». Эти средства позаимствованы у эстетики балагана.

Сцена из спектакля.
Марфуша – Вера Зотова

Вера Зотова, выступившая в спектакле как актриса, сценограф и художник по костюмам, предложила идею пестрых клоунских войлочных нарядов. Печка-комод, тележка, скоморошьи костюмы и грим – все, что нужно РАМТовскому представлению. Под видом бродячих скоморохов, актеры «играют в игре». Перевоплощаясь то в одного, то в другого персонажа, они паясничают и посмеиваются – скоморохи над юродивой, юродивая над скоморохами. Но есть между ними коренное различие: если шутовские выходки темны и нелепы, то любое слово юродивой направлено на постижение смысла, на откровение.

Сцена из спектакля

В спектакле мало сентиментальности, каждая сцена в нем – наотмашь. Всем, кого встречает на своем пути Ксения – будь то разбойники-убийцы, нечестивый поп с бесноватой попадьей, суицидально настроенный поэт Тредиаковский, извращенный Агасфер и даже любовница покойного мужа Катя, – всем она дарит свое прощение и благословение, заручаясь поддержкой Господа Бога.

Агасфер – Алексей Блохин

Пик искушения – сцена с одержимым Агасфером, Вечным Жидом, которого играет Алексей Блохин. Простить Агасфера и Иуду – самое, казалось бы, невообразимое, но растворяясь в вере и в Боге, Ксения решает помолиться и за них.

Сцена из спектакля

В Черной комнате, атмосфера которой сама по себе настраивает на откровенность, спектакль вертится и поблескивает то одной, то другой своей гранью – между театральным и церковным, между внешним шутовством и глубиной каждой фразы, между людским цинизмом и нерушимой верой Ксении. С каждым клеймом эта вера становится все крепче и сильнее, заполняет собой все пространство комнаты, и дышать становится легче.

Режиссер и актеры говорят своим спектаклем о том, что каждый человек может достигнуть святости. И наглядно это показывают – в ярких, балаганных, жестоких, страшных, серьезных, светлых – историях-клеймах.

Ирина Смирнова

Ближайшие спектакли – 5, 14 и 28 мая. Начало в 20:00.

В статье использованы материалы встречи Натальи Шумилкиной и Татьяны Матюховой с «Театроведческой секцией» РАМТа.