Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Остров сокровищ»: роман-приключение

Спектакль Александра Коручекова на Большой сцене РАМТа

28.01.2023

Пока жители Москвы преодолевают очередные катаклизмы в виде снегопада или оттепели, на Театральной площади, д. 2 в очередной раз переплывают (почти) настоящее море. Снова и снова в РАМТе «Испаньола» сквайра Трелони, полная пиратов, отправляется на поиск сокровищ капитана Флинта – с драками, перестрелками и путешествием по необитаемому острову…

Роман «Остров сокровищ» был написан Робертом Льюисом Стивенсоном в 1881 году для своего пасынка – мальчугана Ллойда. Однажды писатель вошел в гостиную и увидел, как мальчик склонился над столом, рисуя карту спрятанных сокровищ. Стивенсон включился в игру, нанося на карту все новые и новые координаты. А на следующий день позвал Ллойда к себе и зачитал ему первую главу будущей книги. Спектакль Александра Коручекова, открывший 102-й сезон РАМТа, получился в чем-то очень похожим на эту историю: взяв за основу довольно простую сюжетную линию романа, создатели «дорисовали» ее, наполнив музыкой, впечатляющими костюмами и эффектной сценографией.

Музыку к спектаклю написал и адаптировал Дмитрий Волков – со сцены звучат как рок, так и традиционные английские мелодии. И, конечно же, знаменитый припев «Пятнадцать человек на сундук мертвеца», придуманный Стивенсоном для романа. Сценографом выступил заслуженный художник РФ Максим Обрезков, а автором костюмов – лауреат многих престижных премий, среди которых «Золотая Маска» и «Чайка», Данилова Мария. Вместе они создали мир, напоминающий вселенные компьютерных игр, полные заговоров и тайн. В спектакле несколько мест действия – трактир, корабль, сам остров и, конечно же, море. Декорации и другие сценографические решения передают особенности каждого из них, приглашая зрителей то заглянуть в комнату зловещего Билли Бонса (Алексей Мишаков), завладевшего картой Флинта, то подняться вместе с Александром Смолеттом (Олег Зима) на его капитанский мостик, то поплыть в шлюпке с Джимом (Алексей Веселкин-мл.) по ночному волнующемуся морю в поисках корабля.

Костюмы спектакля – отдельная и существенная часть постановки. Отражающие свет очки и черное пальто попугая Флинта (Владимир Зомерфельд) с ярко-голубой подкладкой, костюм слепого Пью (Дмитрий Бурукин) в стиле стимпанк, роскошные одежды пиратов-призраков – все это хочется разглядывать в бинокль снова и снова. Богатство и разнообразие тканей, украшений, исторических и фантазийных элементов вызывает желание пуститься в самостоятельное исследование пиратских облачений.

Режиссер поставил перед собой задачу рассказать реальную и безжалостную историю о поиске сокровищ, сделав ее более жесткой, чем она описана в книге. Убийства в спектакле происходят между делом, никто не раскаивается в содеянном. Даже Джим, впервые лишив человека жизни, забывает об этом в ту же секунду, целиком сосредоточившись на угоне корабля (может, поэтому его финальные слова о нежелании возвращаться на проклятый остров кажутся лукавством). «Кадры» в спектакле сменяются так быстро, что не успеваешь осознать жестокости происходящего. Смерть от раны старого Тома Редута (Алексей Блохин) – слуги Сквайра Трелони (Андрей Бажин) – единственная сцена, где режиссер нарочно замедляет сценическое время и дает нам на минуту задуматься. Баллада о гибели малюток-медоваров (вмонтированная в текст спектакля), которую как молитву читает над умирающим доктор Ливси (Денис Баландин), и тихий уход героя – на контрасте с шумными перестрелками и громкой музыкой – дают шанс зрителю подумать о бессмысленности человеческих жертв ради сокровищ.

Инсценировать роман-приключение – задача не из простых. И все же создателям рамтовского спектакля удался настоящий сценический экшен – с погонями, драками, висящими на волоске и обрывающимися жизнями, коварным обманом и раскрытием преступных замыслов. И что особенно важно – в постановку удалось внести то, чем всегда славился русский театр: рефлексию, осмысление правильности выбираемого пути. Финальный аккорд спектакля – размышления Джима об итогах путешествия, может быть, не вполне осознаваемые им самим, но очень ясно сформулированные автором романа. О жизнях, страданиях и крови, отданных за бездушные богатства, стоимость которых оказалась несравнимо больше своего номинала.

 

Варвара Дерезовская

Фото Марии Моисеевой

 

Еще о спектакле читайте здесь.

 

 

наверх